Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Третьяковский проезд. Одновременно и улица, и памятник архитектуры

Кто-то прорубал окно в Европу, кто-то рубит с плеча, а братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, предприниматели, благотворители и меценаты, коллекционеры и основатели главной картинной галереи Москвы, а быть может, и всей России, прорубили еще одни ворота в Китайгородской стене. Когда-то здесь, у круглой Птичьей башни… В конце семнадцатого века здесь стояли палаты боярина, стольника царя Федора Алексеевича Ивана Ивановича Хованского, который сделался противником Петровских реформ и даже самого Петра Первого обозвал антихристом. За что был взят под стражу, но умер, не дождавшись суда. Затем в этих палатах жил первый конференц-секретарь Императорской Академии художеств Александр Михайлович Салтыков, а после его смерти на их месте Петр Борисович Шереметев основал Малый Конюшенный двор. Его же сын Николай Петрович, меценат и покровитель искусств, в 1808 году Конюшенный двор продал издателю и книготорговцу Ивану Петровичу Глазунову. Тот спустя двенадцать лет после покупки зак
Оглавление

Кто-то прорубал окно в Европу, кто-то рубит с плеча, а братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, предприниматели, благотворители и меценаты, коллекционеры и основатели главной картинной галереи Москвы, а быть может, и всей России, прорубили еще одни ворота в Китайгородской стене.

Когда-то здесь, у круглой Птичьей башни…

…Проезд уже существовал, но затем его замуровали

В конце семнадцатого века здесь стояли палаты боярина, стольника царя Федора Алексеевича Ивана Ивановича Хованского, который сделался противником Петровских реформ и даже самого Петра Первого обозвал антихристом. За что был взят под стражу, но умер, не дождавшись суда.

Затем в этих палатах жил первый конференц-секретарь Императорской Академии художеств Александр Михайлович Салтыков, а после его смерти на их месте Петр Борисович Шереметев основал Малый Конюшенный двор.

Его же сын Николай Петрович, меценат и покровитель искусств, в 1808 году Конюшенный двор продал издателю и книготорговцу Ивану Петровичу Глазунову. Тот спустя двенадцать лет после покупки заказал Осипу Ивановичу Бове построить вместо него трехэтажный доходный дом. На первом этаже разместились книжные лавки Глазуновых, а второй и третий этажи отвели под меблированные квартиры.

-2

К слову сказать, в одной из тех квартир поселился писатель и историк Николай Михайлович Карамзин, которого в ней не раз навещал баснописец Иван Андреевич Крылов.

И в целом возле доходного дома, внутри Китайгородской стены расположилось множество лавок и магазинов, нотариальные конторы и отделение Московского Купеческого банка.

А в 1868 году…

…Доходный дом купили братья Третьяковы

Они увидели, что ворота в крепостной стене, которые были устроены при ее постройке зодчим Петроком Малым Фрязиным, но позднее заложены, на самом деле необходимы. Слишком было далеко и неудобно как возить сюда товары, так и добираться покупателям торговых рядов, клиентам банкиров и нотариусов.

И доходный дом, построенный Осипом Бове, разобрали. В стене Китай-города возле Птичьей башни заново прорубили ворота, оформив их в стиле древнерусского зодчества с граненым шатром, зубцами и башенками со шпилями.

(12 фото)

На Никольской улице выстроили дом в неоренессансе с аркой, а между ним и воротами по обоим краям проезда – сплошные ряды магазинов с гигантскими витринами почти во все стены.

(12 фото)

Образовавшийся проезд так и назвали по имени его создателей Третьяковским.

В торговых корпусах, что сформировали проезд, расположились представители известных купеческих фамилий. Здесь были магазин готового платья купцов Алексеевых, парфюмерный магазин Эрнеста Бо – москвича французских кровей, что создал «Шанель №5», лавка церковной литературы Андрея Николаевича Ферапонтова, торговый дом русско-швейцарского ювелира и часовщика Луи Вильяма Габю, чайный магазин Василия Гавриловича Куликова, торгующий мебелью в стиле модерн салон «Феникс».

Архитектором, создавшим все это великолепие, стал…

…Русский зодчий Александр Степанович Каминский

Гений эклектики, он никогда не был привязан к какому-то конкретному стилю, к каждому новому проекту подходил индивидуально. Много строил церквей и колоколен, расписывал и проектировал иконостасы.

Это был муж Софьи Третьяковой, сестры Павла Михайловича и Сергея Михайловича. По сути – их семейный архитектор, а заодно будущий наставник юного Франца-Альберта Шехтеля, сыграющий в его судьбе важную роль. С которым, кстати, и познакомился в доме у Третьяковых.

-5

К слову сказать, Каминский не просто так стал архитектором Третьяковых. В 1888 году обрушился доходный дом Московского купеческого общества на углу Неглинной улицы и Кузнецкого Моста, который он строил. Одиннадцать человек погибло и столько же получили увечья. Вины архитектора в трагедии не было – заказчики строительства всячески торопили его со сдачей объекта и не желали ничего слушать о том, что здание еще не готово. Каминского суд признал виновным, приговорил к трем месяцам ареста и церковному покаянию, заказчикам же все сошло с рук. После этого Александр Степанович не брал больше ничьих сторонних заказов, строил только для Третьяковых.

(5 фото)

В том числе и Третьяковский проезд, и Торговый дом Третьяковых на злосчастном Кузнецком Мосту.

Этот проезд и сейчас заполнен дорогими бутиками, в народе известный как самая короткая из самых дорогих московских улиц. В 1995 году было принято решение о его реконструкции, которая состоялась в 1997-2000 годах.

-7
Ансамбль Третьяковского проезда, достопримечательность, Москва, Третьяковский проезд — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Вы можете оказать посильную помощь развитию канала, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!