Итак, в крепости Суоменлинна я посетила уже два музея: музей игрушек и манеж военного музея. Всего музеев шесть. Мне осталось еще 4: музей Суоменлинна, музей финской таможни, музей Эренсвярда и подводная лодка Везикко. Как вы думаете, я все их посетила?
Стрелки часов приближались к 13.30, и я направилась к музею Суоменлинна. Почему именно в это время? Очень просто. В туристическом буклете указано, что ежедневно в это время проводится экскурсия по крепости на русском языке. Здесь меня ждало большое разочарование. Улыбчивая сотрудница мило объяснила мне, что экскурсии проводятся при наличии не менее 4 человек. А я была одна, так что экскурсия в этот день не состоялась.
Однако посещение музея было мною запланировано. Пусть и без экскурсии, но я начала осмотр.
Музей Суоменлинна - это небольшой музей, он обладает экспозицией, охватывающей 260-летнюю историю крепости.
Здесь можно увидеть предметы, использовавшиеся в быту, инструменты, оружие и боеприпасы, найденные во время раскопок Свеаборга (Брошюры на русском я в музее не нашла).
А это макет мельницы, на которой можно было не только намолоть муку, но и распилить доски.
Каждые полчаса демонстрируется фильм о крепости, в том числе на русском языке. В фильме прозвучала фраза, которую произнес Александр I о крепости: "Шведский лев построил эту крепость для русского орла".
В одном из залов музея организована выставка фотографий.
Из окна музея открывается вид на пристань, куда приходят водные автобусы.
После посещения музея Суоменлинна продолжаю прогулку по крепости. Кажется, я гуляю не одна.
В 1760-х годах завершилось строительство Большого крепостного двора, спроектированного основателем крепости Августином Эренсвярдом. Это главная площадь крепости. Теперь на площади возвышается надгробный памятник Эренсвярду.
В крепости сохранились подлинные бастионы, а также возведенная русскими в конце 19 века береговая линия обороны с песчаными валами и пушками.
Попался на глаза вот такой план.
Обошла всё, что было можно.
Тишина, спокойствие, чистый воздух...
Птицы ходят по своим животрепещущим птичьим делам.
Орудия все же напоминают, что место играло важную роль в военной истории.
На экскурсии привозят сюда группы детей.
Символом крепости являются Королевские ворота. Они были построены в 1753-1754 гг как церемониальный вход в месте, где встал на якорь корабль шведского короля Адольфа Фредрика, прибывшего сюда в 1752 году посмотреть, как идут строительные работы.
К Королевским воротам регулярно подходят корабли. Маленькие могут причалить. С больших туристы осматривают ворота и крепость.
В крепости есть док. Это один из старейших действующих сухих доков в мире. В 18 веке здесь велось строительство судов шведского армейского флота. В наши дни в доке проводится реконструкция старинных кораблей.
В здании бывшей резиденции коменданта на центральной площади крепости находится еще один музей.
Первым хозяином здания был основатель Свеаборга (шведское название крепости) комендант Августин Эренсвард, поэтому музей носит его имя.
Можно увидеть, как выглядело жилье коменданта крепости в 18 веке.
В экспозиции музея представлены портреты, мебель, хозяйственная утварь, посуда, оружие и макеты кораблей.
Этот дом коменданта прекрасно демонстрирует, как в Свеаборге в одном строении часто сочетались жилые помещения и защитные сооружения.
Здание служило жильем и канцелярией коменданта крепости до 1855 года, пока оно не потеряло свое южное крыло при бомбардировке в Крымскую войну.
В 1927 году по инициативе Общества Эренсварда в помещениях, служивших квартирой Августина Эренсварда, был организован музей. Музей был открыт в 1930 году. Стоимость билета 5 евро.
После посещения этого музея зашла в один из магазинчиков, которых несколько в крепости. Там за прилавком стояла девушка, с которой в туристическом офисе по-русски я общалась по поводу несостоявшейся экскурсии. Она помогла мне сориентироваться, где находится музей финской таможни. В отличии от некоторых других музеев в крепости, этот музей работает только в летнее время, и вход туда бесплатный для всех посетителей.
Музей совсем небольшой. В Таможенном музее расположены экспонаты, посвященные финской таможне, постоянная экспозиция рассказывает о различных методах контрабанды и о деятельности таможни в настоящее время, а временная ежегодно меняется.
В этот раз временная выставка была посвящена таможенным правилам ввоза автомобилей в Финляндию. К ней была подготовлена информация на русском языке. Как я поняла, у финнов большие претензии по поводу этих пошлин. Они требуют их уменьшить, так как они какие-то баснословные. Приводят пример, когда после ввоза подержанного автомобиля, пришлось заплатить пошлину, в два раза превышающую стоимость самого автомобиля.
В других залах информации на русском языке нет.
Вот некоторые экспонаты музея.
Я продолжила прогулку по островам, на которых расположена крепость.
Погода испортилась. Пошел мелкий дождь. Ситуацию ухудшал ветер. К счастью, не слишком сильный. Но у меня не было чувства полного удовлетворения, так как я пока еще не нашла, где находится шестой музей - подводная лодка.
Ага, вот и она наконец!
Подводная лодка Весикко является частью коллекции Военного музея. Открыта для посещения туристов с 8 мая по 31 октября.
Предоставлялась информация на русском языке. Я узнала, что лодка была построена в 1933 году в городе Турку по заказу Германии. В 1936 году Финляндия купила ее. Лодка участвовала в боевых действиях во время Второй мировой войны. По условиям Парижского мирного договора 1947 года Финляндии было запрещено иметь подводные лодки. Все они, кроме Весикко, были проданы на металлолом в Бельгию.
А эта лодка в 1973 году начала новую жизнь как музейный экспонат.
Вот теперь я могу отправляться в Хельсинки. У меня впереди еще свободный вечер. Но дождь усиливается. Что ж, а вдруг повезет?
О том, что я увидела в первый день путешествия по Хельсинки, можно узнать здесь.