Ребята и девчата, извините, будут спойлеры. Хотя в данном случае это вообще ни на что не влияет, потому что во-первых - 4 серии, а во-вторых главный спойлер показывают на двадцатой примерно минуте первой серии и интригу тут фиг найдёшь.
В нашем переводе - Переходный возраст (и скажите спасибо, что не Подростковая братва). И, кстати, перевод как нельзя более точный, хотя есть еще среднее между Подростком и Отрочеством, что подошло бы куда лучше, но настроило бы на слишком весёлый лад.
А перевод точным я считаю как минимум потому, что кембриджский словарь описывает адолесенс так: the period of time in someone's life between being a child and an adult.
Нам про это и рассказывают, но в таких тонах, что становится внатуре стрёмно.
Я не буду пересказывать сюжет, потому что это бессмысленно, он почти весь состоит из диалогов.
Технически сериал (мини-сериал, если быть точнее) сделан абсолютно потрясно и в интернете немало разнообразных технических похвал - мол, и камеры из рук в руки передавали, и на дрон аккуратно вешали, чтобы не трясло и не видно было монтажных склеек. Да, всё снято одним кадром, уверяют, что действительно без склеек - приём, мягко говоря, не новый, но может использоваться для решения разных задач. В данном случае, я бы сказал, что он решает задачу доминирования тв-формата. Из-за погружения в обыденность героев, в их обычную, визуально неяркую и спокойную (при прочих равных) жизнь особенно остро переживаются эмоции, а эмоций в сериале воз и маленькая тележка.
Начнем с того, что создатель - Уильям Грэм (Томми по известной кличке из Snatch) раскрывается как отличный драматический актер. Я за ним давно слежу, но после Boiling Point - лучшего, на мой взгляд, произведения про рестораны (где-то послышался громкий крик: "Огууузооок!") и их внутреннюю кухню.
Здесь Грэм играет отца главного героя - подкачанного крепыша-сантехника, который по какой-то нелепой причине не знает, чем смывать краску из баллончика со своей машины (так и хочется спросить - пацаны, ну вы бы хоть одного человека спросили, который руками работает, прежде чем такое писать в сценарий).
В общем, тринадцатилетний пацан пошёл и пришил девчонку из школы.
Ни с того ни с сего (якобы). И все пытаются не то, чтобы решить эту проблему - а просто хотя бы понять, как вообще такое могло произойти в самой обычной благополучной семье и самой обычной благополучной школе.
Повествование разделено на четыре отрезка: арест молодого (и сразу после ареста), разборки в школе (попытки копов найти мотив), попытка сделать честный психологический отчет на молодого спустя семь месяцев после преступления, и финальный эпизод показывает нам жизнь семьи спустя год после преступления, накануне суда.
В общем, сериал очень тяжелый для родителей, потому что показывает суровую реальность, причем суровую реальность несчастья навыворот: нам уже очень много раз показывали родителей жертв преступлений - мстящих, скорбящих, шокированных и растерянных, утративших надежду и наоборот, обретших веру.
А вот родителей, которые, сами того не осознавая и не делая ничего плохого или странного, вырастили при этом убийцу - я, честно говоря, не видел (за исключением тру краймов, где они никогда не были основными героями повествования).
И тут создатели пытаются ответить на вопрос - а вообще, возможно ли такое принять и осознать в себе? Что ты ничего не сделал неправильного, и при этом случилось так, как случилось и ничего нельзя исправить? Ответ может показаться банальным, но он и будем в высшей степени обнадёживающим - да, такое пережить можно, если тебя окружает твоя семья, близкие люди, рядом с которыми всегда можно найти в себе силы принять свою судьбу и пережить травму.
Там есть несколько очень банальных мыслей - что, например, мир взрослых и мир детей это вообще разные миры, и что нужно очень сильно вникать в тоЭ, что там подростки делают в своих телеграфах и инстабуках, и есть интересные моменты, связанные с языком - что новый крипто-язык в интернете это прямо язык, на котором живут и вещи, сказанные им, могут и жизнь поломать и всё на свете. Это я про сцену, где подросток объясняет папе-полицейскому, что, блин отправленный эмодзи красное сердечко, это любовь, а синее - крайняя степень презрения (или как-то так), и что градаций там миллиард. Так сказать, визуальное отображение пословицы sticks and stones may break your bones, but words could break hearts. Или - слово не тёща, не вырубишь топором.
Или китайской пословицы - язык это лестница, по которой беда приходит в дом.
Ах да, следует сказать, что главный герой, ребёнок, игарет абсолютно потрясающе. Я вообще всегда в большом восторге от драматической составляющей британского телевидения, но как они детей актёров дрессируют - голливуду такое вообще не снилось. Начиная с сериала "Skins", который я и сам-то посмотрел в подростковом возрасте или с "This is England" я находился в перманентном глубоком удовлетворении от игры детей актёров, но вот этот пацан из Adolescence - его реально надо беречь, чтобы не закончил как Киран Калкин или Фёрлонг (хотя, сейчас такое вроде уже не модно). Короче, это вам не Эйдельштейн.
Немного скажу про лейтмотив буллинга (по русски - травля) в школе - некоторые могут думать, что сериал корнями вернётся в это, но это вообще не так, то есть это одна из компонентов смыслового стержня, но показанное в сериале это НАСТОЛЬКО нежный элемент травли, что, мне кажется, если бы у нас в школе по таким поводам граждан сажали на перо, то в России народу бы не осталось еще в девяносто пятом.
А может, создатели специально занизили уровень накала обстоятельств, чтобы ярче высветить субъективность, индивидуальные особенности психики, в которых один проворотик малюсенькой шестерёнки рождает убийцу и монстра?
Очень интересно было бы послушать практикующих психиатров на этот счет, например Василия Бейнаровича. Он, насколько я понял, считает, что врождённых убийц не бывает и всё формирует критический опыт, окружение, обстоятельства. Проблема только состоит в том, что психика может быть настолько нежной, что никак от травмирующих обстоятельств не уберечься, и все эти умные измышления могут быть описаны так: трагическая судьба.
Сериал, кстати, снят по реальным событиям, и тут нетвликс пошёл против своей обычной практики, про что добрый интернет уже наклепал шуточков:
В общем, у меня к создателям претензий, по большому счёту нет. Я к просмотру однозначно рекомендую.