В сегодняшней публикации речь пойдёт о четырёх отечественных полнометражных художественных фильмах, создатели которых попытались воссоздать на киноэкранах образ Зои Анатольевны Космодемьянской – первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
Автор данного обзора попытается проанализировать, удалось ли режиссерам, сценаристам и исполнительницам главной роли достойно, полноценно, правдоподобно и достоверно рассказать зрителям о фронтовой биографии и подвиге Зои Космодемьянской, за который она посмертно была награждена орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
«Зоя» (1944 год)
Этот фильм был снят ещё до Победы на базе киностудии «Союздетфильм», специализировавшейся на производстве детских и юношеских художественных фильмов. К началу съёмок киностудия ещё полностью не завершила процесс реэвакуации персонала, реквизита и аппаратуры в Москву из Сталинабада (современный Душанбе). Однако, несмотря на производственные трудности и очень скромный бюджет картины, фильм получился запоминающимся, содержательным, логически завершенным, наполненным глубоким смыслом и подлинными патриотическими чувствами.
Всего за один час и двадцать пять минут хронометражного времени кинокартины режиссеру удалось воссоздать на экране наиболее достоверный образ Зои Космодемьянской, показать основные вехи её очень короткой жизни, донести до зрителя её чувства, душевные порывы и основную мотивацию, принимаемых ею решений.
Когда прорабатывался сценарий фильма и шёл съёмочный процесс, многие подробности подвига Зои, её допросов, обстоятельства пленения, истязаний и казни ещё не были известны создателям кинокартины. Несмотря на данный немаловажный факт, фильм, снятый 81 год назад, до сих пор остаётся наиболее полным, хронологически точным, максимально доступным для зрительского восприятия киноповествованием, рассказывающим о жизни и трагической судьбе Зои Космодемьянской.
Вполне возможно, что кому-то фильм покажется наивным, кого-то не устроит формат павильонных съёмок, наверняка будут претензии в адрес карикатурного образа немецких солдат и офицеров, кто-то сочтёт игру исполнительницы главной роли не достаточно убедительной. Но напомним ещё раз, что картина снималась в тот момент, когда советские войска завершали освобождение Белоруссии и Западной Украины. Великая Победа стала значительно ближе, но до неё оставались ещё долгие месяцы тяжелейших боёв.
Конечно, фильм «Зоя» нельзя назвать безупречным и образцовым фильмом о Великой Войне, но в этой кинокартине нет неуместной агитации и навязчивой прямолинейной пропаганды, ложного патриотизма и чрезмерного наигранного пафоса. К чести режиссёра, он не стал дополнять свой фильм сценами с участием Сталина, хотя многие его коллеги по цеху при каждом удобном случае экранизировали образ советского вождя, невзирая на факты исторической достоверности.
«Битва за Москву»
Несмотря на то, что подвиг Зои Космодемьянской в обязательном порядке изучался в советских школах на уроках истории, а его литературное изложение входило в программу внеклассного чтения, второй по счёту киноэкранный образ известной участницы битвы за Москву был представлен зрителям только в год празднования 40-летия Великой Победы и спустя 41 год с момента завершения съёмок вышеупомянутого фильма «Зоя».
Юрий Озеров, задумывая и создавая свою знаменитую киноэпопею, не ставил перед собой глобальной задачи подробно донести до зрителя всю фронтовую биографию Зои Космодемьянской. Её история очень кратко – почти пунктиром отображена в контексте ключевых событий первого этапа Московской битвы. Автор эпопеи ограничился показом трёх эпизодов с участием Зои. В первом она вместе с мамой слушает знаменитое радиообращение Сталина к советским гражданам, состоявшееся 3 июля 1941 года.
Во втором эпизоде Зоя, находясь за линией фронта, показана совместно с другими бойцами диверсионного отряда накануне выполнения боевого задания. Третий и важнейший эпизод – допрос и последующая казнь красноармейца Космодемьянской. Эту сцену Юрий Озеров воссоздал на основе данных журналистского расследования, которое провёл военный корреспондент Пётр Александрович Лидов – автор первого подробного очерка о подвиге и трагической судьбе Зои.
Ирина Шмелёва – исполнительница главной роли из всех актрис, игравших Зою Космодемьянскую в художественном кино, внешностью и типажом имеет наибольшее сходство со своей героиней. Однако слишком маленький хронометраж роли не позволяет сделать окончательные выводы о том, насколько достоверно, глубоко, многогранно и с какой степенью профессионального актёрского мастерства удалось Ирине Викторовне воссоздать образ Зои Космодемьянской.
«Зоя» (2020 год)
Премьерный показ этого фильма был намечен на первую декаду мая 2020 года – в канун празднования 75-летия Великой Победы. Однако из-за пандемии в широкий прокат картина вышла лишь в начале января 2021 года. И очень хорошо, что первая демонстрация данного «шедевра», широко разрекламированного и громогласно ангажированного, не омрачила священную памятную дату – 9 мая.
Добротных и запоминающихся фильмов о Великой Отечественной войне современный российский кинематограф создает ничтожно малое количество, а что касается достойных экранизаций реальных событий или подлинной биографии конкретного исторического персонажа, тут и вовсе российским «киноделам» практически нечего занести в свой актив.
Казалось бы, что в наши дни в биографии самой Зои Анатольевны Космодемьянской не осталось «белых пятен», выдуманных фактов и разного рода инсинуаций в виде «логически обоснованных исторических гипотез» и авторских версий, якобы основанных на архивных материалах, подлинников которых никто до сих пор ещё не видел.
Как раз на основе настоящих документов опубликованных ранее и рассекреченных относительно недавно, добросовестными военными историками воссоздана наиболее достоверная, объективная и непредвзятая реконструкция подвига Зои Космодемьянской – её заброски во вражеский тыл, последующее пленение в результате предательства, мужественное и героическое поведение во время допросов, пыток, истязаний и казни.
Однако авторы сценария и режиссёры пошли по изначально провальному пути, на котором уже неоднократно и с большим шумом спотыкались куда более известные, опытные и успешные современные отечественные киноделы. Путь этот называется вольная интерпретация реальных исторических фактов и событий по собственному усмотрению и разумению.
Чаще всего это происходит в угоду непостоянному общественному мнению, из-за стремления перенести на экран собственное видение проблемы или выразить через кинематограф свою гражданскую позицию. Нередко создателями фильмов движет желание превратить военную драму в картину более популярных и доходных жанров, иностранное название которых – «блокбастер», «шутер» или «экшен» изначально никак не сочетается ни при каких условиях со священной тематикой Великой Отечественной войны.
Как правило, свои недопустимые сценарные вольности, режиссёрские правки и прочие отступления от реальных военных событий и настоящих фактов их участников, создатели подобных кинолент пытаются оправдать высокими мотивами и благородными целями. Дескать, они, конечно же, знали, что на самом деле всё было совсем иначе, но для зрелищности, создания надлежащей атмосферы, для полного раскрытия образа или характера главного героя (в данном случае – героини) они решили «кое-что» изменить, добавить «совсем немного» от себя, некоторых реальных персонажей убрать, облагородить или, наоборот, очернить и т.д.
Очень жалкой и нелепой в таких случаях выглядит оправдание, достаточно часто звучащее из уст подобного рода «провалившихся» продюсеров, режиссеров и сценаристов, что, мол, не судите нас слишком строго, ведь это же кино. Да, оно про Великую Войну, но всё же кино, а потому мы имеем право на вымысел и экранизацию собственных «версий».
Что касается самого фильма «Зоя», то в нём плохими, неудачными, очень плохими и «провальными» оказались практически все составляющие – название, сценарий, режиссура, подбор исполнителей главных и второстепенных ролей, диалоги, сюжетное повествование, актёрская игра и, как итог, общее впечатление от просмотра.
Совершено логично и обосновано, что фильм подвергся всесторонней жесткой, а порой и разгромной критике со стороны кинематографистов, киноведов, литераторов и прочих деятелей искусства, кинокритиков, ветеранов ВОВ и тружеников тыла, а также историков, специалистов и любителей, занимающихся военно-исторической реконструкцией период Великой Отечественной войны. Но главное – картину не приняли и столь же беспощадно раскритиковали зрители.
И абсолютно все главные критические замечания сделаны по существу и вполне обосновано. Название современного российского фильма в точности совпадает с названием советской киноленты «Зоя», снятой в далёком 1944 году. Чёрно-белая картина с мизерным бюджетом, которую снял в годы войны павильонах киностудии «Союздетфильм» режиссёр Лео Оскарович Арнштам, по своему содержанию, посылу, актёрской игре и сюжетной линии не идёт ни в какое сравнение с «Зоей» образца 2020-21 гг.
Очень коротко отметим самые большие недочёты, изъяны и провалы картины, которые стали ведущими причинами её прокатного фиаско и негативного отношения к ней зрительской аудитории. Прежде всего, Анастасия Мишина, исполнившая главную роль, со своей главной задачей – воссоздать на экране достоверный образ Зои Космодемьянской, увы, не справилась.
Анастасию Мишину нельзя назвать бездарной или бесталанной актрисой. Она вполне прилично играет в женских сериалах и мелодрамах, но до уровня серьёзного и полноценного перевоплощения в главную героиню военной драмы она пока ещё явно не дотягивает. О женском возрасте не принято говорить в приличном обществе, называя конкретных цифр, но в данном случае можно сделать исключение.
Ещё раз приходится прибегать к междометьям, имеющим оттенок полного разочарования, тоски и уныния. «Увы» и «ах», но 27-летняя Анастасия совсем не похожа на Зою Космодемьянскую ни внешностью, ни возрастом, ни фактурой, ни внешним обликом, который явно не соответствует образу 18-летней комсомолки-москвички, вступившей в ряды РККА осенью 1941 года.
Однако вовсе не вина Анастасии Мишиной в том, что фильм «Зоя» провалился в прокате, получив резонансный шквал негативных критических замечаний, отзывов и оценок. Сама роль Зои Космодемьянской в сценарии прописана так, что вряд ли бы любая другая актриса сумела бы достоверно, проникновенно, ярко и реалистично воплотить на экране образ главной героини.
Создатели картины сделали основной акцент не на реалистичном воссоздании основных моментов военной биографии Зои Космодемьянской, а на затяжном показе процесса истязания фашистами главной героини. Безусловно и бесспорно, российские граждане должны знать и помнить о том, что сотворили немецкие изверги с юной защитницей Родины, добровольно избравшей стезю бойца-диверсанта, прошедшего курс ускоренного обучения этой сложнейшей, тяжелейшей и опаснейшей воинской специальности.
Однако при просмотре фильма не только у автора данной публикации, но и у многих других рецензентов сложилось стойкое впечатление, что создатели «Зои» главным ингредиентом своего «кинопродукта» сделали детальный показ со всех ракурсов и планов процесса избиения главной героини, её пыток, истязаний и сексуального насилия над ней.
Кстати, однозначных и бесспорных архивных данных, а также документальных фактов подтверждающих, что Зоя Космодемьянская подверглась групповому изнасилованию со стороны немецких военнослужащих, на сегодняшний день нет. Разумеется, данное обстоятельство нисколько не смягчает ни на йоту всю степень тяжести содеянного фашистскими извергами, садистами и изуверами, служившими в 332-м пехотном полку вермахта. Но даже из патриотических чувств и побуждений нельзя военную биографическую драму нашпиговывать сценами отвратных оргий.
Видимо, создатели картины ориентировались на резонансный успех и невиданную прокатную прибыль известной библейской драмы Мела Гибсона «Страсти Христовы», а потому уделили столько экранного времени сценам физических истязаний Зои, её пыткам, страданиям и мучениям.
Режиссеры и продюсеры первоначально планировали назвать фильм «Страсти по Зое», задумав провести неуместные в данном конкретном случае аналогии с главными евангельскими мотивами земных физических и душевных страданий Иисуса Христа перед его казнью во время его распятия. Создателей «Зои» не смутил тот факт, что главная героиня была по убеждениям своим атеисткой и состояла в комсомольской организации.
Если дебют фильма не предвещал полнейшего фиаско, то одна из финальных сцен с участием Иосифа Сталина стала апофеозом безнадёжно-провального повествования кинокартины. Оказывается Верховный главнокомандующий остался в Москве благодаря мужеству Зои Космодемьянской. В последний момент, стоя на перроне, советский вождь отказался от эвакуации в Куйбышев, вспомнив, что «она [Зоя] выдержала всё». Вот и решил товарищ Сталин остаться в Москве «на своём посту», стремясь тоже «выдержать» все грядущие испытания. Такая вот ультрасовременная трактовка ключевых моментов битвы за Москву.
Вновь авторы сценария и режиссер попытались в очередной раз развить заранее обреченную на очередной заслуженный провал и всеобщее порицание тему «добрых и человечных немецких офицеров». Конечно, гауптмана Эриха Зоммера (его роль исполнил главный заштатный немец современного российского кинематографа Вольфганг Черни), нельзя отнести к категории пацифистов, филантропов и добряков.
Однако попытка упёртых российских «киноделов» вновь донести мысль о том, что не все офицеры вермахта, участвовавшие в допросах, пытках и последующей казни Зои, были отпетыми садистами, а только лишь исполняли свой воинский долг, повинуясь присяге, при этом сочувствуя и отдавая дань уважения советской девушке-бойцу, выглядит кощунственно и неуместно.
В заключении стоит отметить, что очень неожиданно и досадно было видеть среди авторов сценария «Зои» Андрея Тумаркина – известного сценариста и креативного продюсера популярных, успешных, интересных и любимых зрителями отечественных криминальных сериалов «Шеф», «Невский», «Первый отдел», «Реализация», «Чужой район». Неизвестно, каково было конкретное персональное участие Тумаркина в создании итогового сценария, а также какие эпизоды и сцены фильма он прорабатывал, но, очевидно, что на данном этапе творчества за экранизацию темы Великой Отечественной войны, Андрею Юрьевичу лучше пока не браться.
«Зоя Космодемьянская»
Если предыдущий фильм подвергся жесточайшей и разгромной критике, то данный «кино-шедевр» был просто «расплющен», «раскатан в тончайший слой» и «измельчён в пыль» волнами праведного зрительского возмущения и негодования. Картина изначально получилась настолько неудачной и непригодной для показа широкой зрительской аудитории, что уполномоченные чиновники из Федерального агентства по культуре и кинематографии предпочли положить её на самую дальнюю и пыльную полку. И правильно сделали.
Однако по непонятной причине в 2021 году «Зоя Космодемьянская» вышла в прокат. Тех, кто дал «добро» на показ этого фильма, не смутил недавний резонансный провал предыдущей «Зои». Толи эти люди пытались реабилитироваться за фиаско фильма Леонида Пляскина, толи решили «добить» зрителя психоделическими и альтернативными историческими изысканиями тамбовского «режиссера-самородка».
«Зоя Космодемьянская» – это художественный кинематографический дебют Ольги Товма, которая до этого выступила в качестве режиссера нескольких документальных фильмов. Очень жаль, что этот дебют получился таким… очень трудно подыскать точное определение, не используя ругательств, негативных словесных оборотов и специальных терминов из клинической психиатрии.
Собственно «Зоя Космодемьянская» – это не фильм о самой героине, не о её боевой биографии и её мужественном поступке, за который она была представлена к высшей награде Советского Союза. Зрителю преподносят нарезку эпизодов, в которых военный корреспондент Пётр Александрович Лидов – автор первого подробного очерка о подвиге и трагической судьбе Зои, пытается всеми доступными ему способами узнать правду и истинные обстоятельства гибели красноармейца Космодемьянской.
При этом образ самого военкора преподносится с явными оттеками затяжного душевного расстройства и ярко выраженными суицидальными мотивами. В угоду заштампованным веяниям современного российского военного кинематографа Петра Лидова превращают в жертву сталинских репрессий.
Все ответственные должностные лица – партийные и политические руководители, а также сотрудники органов госбезопасности, с которыми по ходу фильма он сталкивается, конечно же, оказываются карьеристами, конъюнктурщиками, приспособленцами, шкурниками и моральными разложенцами – этакими миниатюрными одновременного воплощения образа Мехлиса и Берии.
Сами поиски «правды» и «истины» военкором больше походят на бредовые и особо изощрённые фантазии маньяка некрофила. Зрителю подробно показывают, как Пётр Лидов собственноручно откапывает тело Зои, а потом самолично, небрежно обращаясь с трупом, проводит процедуру опознания, привлекая к этому действу её мать.
Как и в предыдущем случае, режиссер и по совместительству сценарист главную ставку в истории Зои сделал на смакование подробностей её истязания. В этих сценах Ольга Товма на всю катушку дала волю своей изощренной и явно нездоровой творческой фантазии, черпая вдохновение в БДСМ-тематике. Чего только стоит эпизод, в котором полковник-фашист подвешивает Зою на крюк, а затем совершает акт сексуального насилия с использованием подручных предметов.
Благодаря Петру Лидову и его последователям собран обширный материал, в том числе свидетельства того, каким именно пыткам, истязаниям и варварским методам физического воздействия подверглась во время допросов Зоя Космодемьянская. Если режиссёра «приспичило» раскрыть во всей красе и мельчайших деталях эту тему, то почему бы не опереться на имеющиеся в свободном доступе факты, архивные материалы и письменные показания свидетелей!?
Повторюсь ещё раз, фашистам-изуверам, подвергшим Зою Космодемьянскую зверским пыткам, избиениям и истязаниям, нет и не может быть никаких оправданий. Но это вовсе не означает, что фильм нужно превращать в современную интерпретацию скандальных произведений маркиза де Сада.
Кстати о немцах. Один из второстепенных героев – офицер вермахта в звании лейтенанта показан, если не очередным «добрым бюргером», то, как минимум, «сочувствующим». Сначала режиссер и оператор во всех подробностях показывают, как «добряк-лейтенант» выворачивает наизнанку свой желудок, а затем после этого отвратного тошнотворного действа он совершает самоубийство. Стоит подчеркнуть, что в реальности никто из мучителей и палачей Зои счёты с жизнью не свёл и угрызениями совести не страдал.
Что ещё можно сказать о представленном на экране образе врага? Однозначно, у создателей кинокартины немецкие военнослужащие преимущественно ассоциируются с физиологическими актами очищения организма от шлаков, излишков пищи и жидкости. В принципе общий посыл данной концепции верен, ибо в конечном итоге фашизм был разгромлен и оказался там, где ему самое место – в отхожих ямах и канализационных стоках.
Однако на экране этот самый режиссерский посыл воплощён виде отвратных мерзостей. О рвотных сценах и эпизодах с извращенным сексуальным насилием уже говорилось. Однако этого создателям «кино-шедевра» показалось мало, и они пошли ещё дальше в своём креативе.
В предыдущем фильме «Зоя» в одном из эпизодов немецкий солдат, справляя малую нужду, облил главную героиню своей мочой, когда та, находилась в непосредственной близости от него, выполняя своё первое боевое задание. Ольга Товма решила более основательно развить эту похабную тему. В двух сценах её фильма очевидцы расправы над Зоей подробно рассказывают о том, что фашисты мочились на её тело после казни, а затем тот же самый омерзительный акт вандализма они проделывали и с её останками.
Действительно, военнослужащие 332-го пехотного полка вермахта глумились над телом Зои Космодемьянской, нанося ему всевозможные посмертные повреждения. Однако о фактах преднамеренного мочеиспускания, о которых говорилось выше, в документах, имеющихся на данный момент в свободном и архивном доступе, нет.
Абсолютно непонятно и непостижимо, для чего вообще режиссёры фильмов «Зоя» и «Зоя Космодемьянская» преднамеренно и столь тщательно занимались «проработкой» этой неуместной и пошлой «туалетной» темы!? Ничего, кроме чувства омерзения и отвращения эти режиссерские «креативные изыскания», больше похожие на болезненные душевные потуги, у адекватного и психически здорового зрителя вызвать не могут.
У читателей данной публикации, наверняка, возник закономерный и вполне логичный вопрос, почему автор статьи ведёт речь только о Петре Лидове и немцах. А как же образ самой Зой Космодемьянской? Ответ прост и банален. Главная героиня киноленты, именем которой она и названа, на экране появляется периодически, можно даже сказать, почти эпизодически.
Дольше всего её показывают в пыточной сцене, после чего её образ несколько раз мелькает в воспаленном воображении советского военкора, а также в бредовых галлюцинациях того самого застрелившегося немецкого лейтенанта. Глядя на кадры из фильма, размещенные ниже, невольно возникает риторический вопрос: неужели среди тысяч российских актрис нельзя найти всего одну единственную, которая имела хотя бы отдалённое внешнее сходство с реальным обликом Зои Космодемьянской!?
Вот и настала пора подводить неутешительные итоги. Фильм «Зоя Космодемьянская» автор данной публикации не рекомендует смотреть никому. Картину «Зоя» при наличии желания можно посмотреть лишь тем, кто хорошо знаком с биографией Зои Космодемьянской и реальными фактами её подвига, чтобы иметь возможность отмести в сторону выдумки и альтернативные изыскания сценаристов и режиссеров.
Фильм «Зоя» 1944 года выпуска и киноэпопея «Битва за Москву», однозначно, без каких-либо оговорок, замечаний и ограничений рекомендованы к просмотру всем, кто интересуется настоящей историей Великой Отечественной войны, основанной на действительно реальных событиях, фактах, подлинных документах и архивных материалах.
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)