В период избирательной кампании по выборам депутатов в областные, городские и поселковые Советы депутатов трудящихся 30 ноября 1947 года город Карпинск посетила член свердловского отделения Союза советских писателей 43-летняя поэтесса и прозаик Белла Дижур. Небольшая справка о гостье.
Белла Абрамовна Дижур родилась 30 июля 1903 года в деревне Белозерье Киевской губернии. В 1915 году родители переехали в Екатеринбург. После окончания средней школы девушка поступила на химико-биологический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В 1922 году она познакомилась со студентом-медиком из Томского университета, своим будущим супругом Иосифом Неизвестным. Он перевёлся в Ленинградский мединститут, и в 1925 году у пары родился сын Эрик, будущий скульптор Эрнст Неизвестный (1925–2016).
Окончив институт, Белла Дижур вернулась в Свердловск (теперь Екатеринбург) и поступила на работу химиком-экспертом научно-технического отдела в областное управление милиции. Впервые её стихи были опубликованы в альманахе «Уральский современник» в 1937 году, очерки и стихи публиковались также в газете «Уральский рабочий». В 1940 году по рекомендации писателя Павла Бажова Белла Дижур была принята в Союз советских писателей.
В воскресный ноябрьский день поэтесса в сопровождении кандидата в областной Совет депутатов трудящихся и местного старожила Ивана Васильевича Воложенинова (1904–1983) обошла угольные разрезы, встретилась и побеседовала с главным технологом машиностроительного завода Михаилом Павловичем Лесиком и директором средней школы № 4 Ксенией Фёдоровной Рябко (1899–1967).
Свои впечатления о встрече с карпинцами Белла Дижур изложила в очерке «Город угля и его люди», опубликованном в газете «Карпинский рабочий» 21 декабря 1947 года. Предлагаю познакомиться с небольшими отрывками.
«Сейчас всё засыпано снегом: и отвалы породы, и чёрные горы угля, и деревянные ступени лестниц. Но даже сквозь снег то тут, то там пробиваются синие огоньки. Это горит угольная пыль. В зимних сумерках огоньки эти кажутся светляками, разбросанными по снегу…»
«У карпинских горняков здоровое чувство неудовлетворённости своей работой. Они добывают миллионы тонн, но знают, что это ещё не всё, что они в состоянии сделать больше… Нелегко достаются угольщикам их достижения. Жестокие морозы и северные ветры, сплошные туманы, как молоком заливают весь город на целые сутки. Осенние дожди и потоки грязи в траншеях, всё это надо преодолевать не только крепкими мускулами тела, но и железной волей и мужественным сознанием своего гражданского долга».
«Есть в Карпинске два человека, имена которых известны решительно всем. Это Демьян Кирьянович Алферов и Иван Васильевич Воложенинов… Иван Васильевич – карпинский старожил. Его отец был кузнецом богословских ремонтных мастерских, а сам Иван Васильевич с тринадцати лет работал рассыльным при конторе Богословского горного округа. Он вспоминает начало революции, когда дом управляющего, куда он бегал с поручениями, стал школой и он – рассыльный, сел за школьную парту в одной из тех комнат, куда не смел даже заглянуть, ибо дальше кухни его не пускали…».
«Напротив старого завода возвышается белое здание школы. Той самой, что было до революции домом управляющего. Звонкая металлическая лестница ведёт на второй этаж. В кабинете директора светло, чисто и по-особому уютно. Много цветов и книг. У стены стоит стол, украшенный фотографиями. Директор школы Ксения Фёдоровна Рябко – немолодая женщина. Седые подстриженные волосы, очень умные глаза, приветливый голос, располагающая дружелюбная улыбка. Вы пожимаете руку Ксении Фёдоровны, и рука эта кажется вам удивительно мягкой, по-детски беспомощной…».
«Проследим судьбы нескольких поколений, выращенных школой. Вот фотография остроглазой девочки с чёлкой до самых глаз. Теперь это врач Карпинской больницы Федотова... С фронта она писала своей старой учительнице, послала фотографии, с которых глядит утомлённое, но миловидное лицо женщины в чине капитана. Война окончена и она, вспомнив данное когда-то обещание, вернулась в родной город».
«Вот Николай Николаевич Репин, окончивший высшую морскую школу, защитник Севастополя и Одессы. Он пишет своей учительнице прекрасные письма, и она ждёт этой зимой его приезда».
«Вот Валерия Карькина – лауреат Сталинской премии, окончившая Московский химический институт. Она и в школе любила химию; с нежностью вспоминает о ней Ксения Федоровна».
«Десятки лиц смотрят с фотографий, расставленных на столе. Лётчики и инженеры, начальники шахт и педагоги, юристы и моряки…»
А вечером 30 ноября Белла Дижур выступила со своими стихами на избирательном участке № 1 в Доме культуры угольщиков. Свердловский критик Андрей Степанович Ладейщиков (1911–1948) в своей статье в альманахе «Уральский современник» так охарактеризовал творчество поэтессы:
«В стихах Беллы Дижур военных лет искренне и с силой выражены патриотические переживания женщины-матери и жены, подруги фронтовиков, сражавшихся за Родину далеко от Урала. Поэтесса воспела и радость встречи с победителями…».
О судьбе выпускницы Карпинской средней школы № 4 можно прочитать в следующей статье
Источники: 1. Дижур Б. Город угля и его люди // Карпинский рабочий. – 21 декабря 1947
2. Ладейщиков А. Развитие литературы на Урале за тридцатилетие (1917–1947 гг.) // Уральский современник. – № 11. – 1947
Фотографии улучшены и раскрашены при помощи нейросетей