Найти в Дзене

Несмотря на неподъемные кредиты и высокие цены, Россияне купили 1,5 млн автомобилей. Авто-эксперт рассказал чего ожидать от рынка в 25 году

Приветствую, друзья! Недавно "по знакомству" посещал офис известного автомобильного аналитического агентства - "Автостат". Во время визита я завел спонтанную беседу с одним из экспертов издания - Михаилом. Мы не слабо так разговорились, я рассказал ему что тоже веду свой маленький авто-блог, и на фоне всего этого, после окончания официальной части визита, мы с Мишей даже вместе вышли на обед. Во время обеды мы затронули очень большое количество разных тем, в том числе я поинтересовался чего ожидать от рынка в 2025 году, на фоне произошедших событий на рынке в 2024 году. После тяжелого 2022 года, когда в России было реализовано всего 670 тысяч новых автомобилей, рынок не просто восстановился, но и уверенно пошел в рост. В 2023 году продажи достигли 1,05 миллиона машин, значительно превзойдя даже самые оптимистичные прогнозы экспертов, которые не ожидали более 840 тысяч. На 2024 год эксперты давали позитивные, но при этом осторожные прогнозы: агентство "Автостат" оценивало перспективы
Оглавление

Приветствую, друзья! Недавно "по знакомству" посещал офис известного автомобильного аналитического агентства - "Автостат". Во время визита я завел спонтанную беседу с одним из экспертов издания - Михаилом.

Мы не слабо так разговорились, я рассказал ему что тоже веду свой маленький авто-блог, и на фоне всего этого, после окончания официальной части визита, мы с Мишей даже вместе вышли на обед.

Во время обеды мы затронули очень большое количество разных тем, в том числе я поинтересовался чего ожидать от рынка в 2025 году, на фоне произошедших событий на рынке в 2024 году.

Начнем с начала!

После тяжелого 2022 года, когда в России было реализовано всего 670 тысяч новых автомобилей, рынок не просто восстановился, но и уверенно пошел в рост.

В 2023 году продажи достигли 1,05 миллиона машин, значительно превзойдя даже самые оптимистичные прогнозы экспертов, которые не ожидали более 840 тысяч. На 2024 год эксперты давали позитивные, но при этом осторожные прогнозы: агентство "Автостат" оценивало перспективы в 1,3 миллиона автомобилей.

Однако на деле, продажи превзошли даже самые оптимистичные прогнозы — несмотря на конские ключевые ставки и инфляционные скачки, россияне приобрели 1,56 миллиона новых машин. Это практически вернуло рынок к "доковидному" уровню 2020 года, когда было зарегистрировано 1,7 миллиона авто.

Некоторые месяцы и вовсе демонстрировали рекордные результаты. Так, в октябре на учет было поставлено 170 тысяч автомобилей — традиционный осенний рост спроса совпал с ажиотажем вокруг увеличения утилизационного сбора.

-2

В последний раз подобные показатели фиксировались в далеком 2014 году, который многие считают эталоном стабильности. Однако осенний период принес не только рекорды и плохую погоду, но и еще целый ряд проблем: ослабление рубля, рост ключевой ставки Центробанка, повышение утилизационного сбора. Не удивительно, что после октября спрос начал снижаться.

Но спустя несколько месяцев, подобные “санкции” дали свои плоды, и мы столкнулись с уже позабытыми — скидками и бонусами от дилеров.

Продавцы вступили в активную борьбу за клиента, предлагая снижение цен на 10% и даже больше. Однако даже такие шаги не смогли кардинально изменить ситуацию: декабрьские продажи почти не отличались от ноябрьских, хотя последний месяц года считается самым горячим в плане спроса.

Отечественные цифры

АвтоВАЗ в 2024 году выпустил 525 тысяч автомобилей LADA, из которых 430 тысяч осели на отечественном рынке. В кризисный период после февраля 2022 года доля LADA достигала 41%, но по итогам 2023 года сократилась до 31%, а в 2024 году упала до 27%.

-3

С одной стороны, это позитивный сигнал: отсутствие монополии стимулирует конкуренцию и развитие отрасли. С другой стороны, китайские автопроизводители активно укрепляют свои позиции, и без поддержки государства АвтоВАЗу будет сложно сохранить существенную долю на рынке.

Глава компании Максим Соколов, уже не раз прямо заявлял о необходимости введения ограничительных мер в отношении брендов из поднебесной, которые агрессивно снижают цены, и тем самым играются с рынком.

Бренд "Москвич" возвращаясь на рынок, прям кричал о своих амбициозных планах: 50 тысяч проданных автомобилей в 2023 году и 100 тысяч в 2024 году. На деле ситуация оказалась гораздо скромнее — 13 тысяч и 23 тысячи соответственно.

-4

В некоторые особо удачные для компании месяцы, бренд даже входил в топ-10 по продажам, но к концу года удержаться там так и не смог. Смешно, что даже "серые" гибридные Li от китайских братьев, оказались всего на 70 проданных единиц позади "отечественного" Москвича.

Evolute также не смог похвастаться впечатляющими показателями: в 2024 году в России было зарегистрировано всего 1220 автомобилей, что на 39% меньше, чем в 2023 году.

-5

В то же время псевдопремиальный Voyah Free, импортируемый той же компанией "Моторинвест", разошелся тиражом в 7 тысяч штук. Интересно, что "Моторинвест" ранее обязался локализовать производство Evolute, но пока этот процесс движется крайне медленно.

Среди новичков российского рынка — Solaris (Hyundai и Kia под новыми шильдиками) и "отечественный" Xcite (локализованный Chery). В 2024 году с конвейера сошло более 21 тысячи "Соларисов" различных модификаций, преимущественно в кузове седан.

А вот обновленную "Волгу" ждали к концу 2024 года, но пока безрезультатно. Хотя сам проект не заморожен: в Нижнем Новгороде работа над ним продолжается. Интересно, что в базе ГИБДД уже появились записи о трех новых "Волгах" — прототипы, зарегистрированные для испытаний на дорогах.

Китайский фронт

За последние два года в России сформировалась "основная четверка" китайских автопроизводителей. Если раньше возникал вопрос, зачем Haval строил завод с мощностью 60–80 тысяч машин в год, то теперь ответ очевиден:

  • в 2024 году на учет было поставлено 190,6 тысячи автомобилей от этого бренда. Завод уже не справляется с объемами, поэтому производство модели M6 (пусть и крупноузловой сборки) освоили в Калуге.
-6

Рубеж в 100 тысяч проданных машин преодолели Chery, Geely и Changan. При этом Changan пока не анонсировал планы по запуску собственного производства в России, взяв рынок за счет широкой линейки моделей.

Если рассматривать китайские концерны в целом, то Chery вместе с Exeed, Omoda, Jetour, Jaecoo и Xcite реализовали 323,6 тысячи автомобилей — более 20% всего рынка. Haval совместно с компаниями Great Wall и Tank достиг 220 тысяч продаж.

Многие китайские новички стартовали с ограниченным ассортиментом, но это не помешало им добиться успеха. Например, Omoda, Jaecoo, Belgee и Tank уверенно вышли на рынок, имея всего две модели за спиной.

Европейский ветер

Несмотря на всю панику и опасения по поводу исчезновения иномарок, европейские, корейские и японские бренды полностью не исчезли с российского рынка. Toyota поднялась на 13-е место по продажам, а в двацатке лучших остались Kia и Hyundai. BMW оказалось популярнее, чем BAIC.

Mercedes-Benz неожиданно оказался в рейтинге рядом с китайским брендом Hongqi, который уже называют его возможным преемником.
-7

В диапазоне от 2 до 5 тысяч автомобилей продали такие марки, как Audi, Land Rover, Skoda, Volkswagen, Mazda, и Lexus. И это несмотря на безумно завышенные цены и отсутствие официальной гарантии. Однако спрос все же остается!

Чего ждать дальше, к чему готовиться?

С 1 января 2025 года снова увеличился утилизационный сбор, кредиты по-прежнему остаются дорогими, а склады дилеров пока заполнены. Автомобили были завезены по старым ценам, но это не помешало дилерам переписать ценники вверх уже в первые дни нового года.

Прогнозы на 2025 год осторожные: в лучшем случае рынок сохранит уровень 2024 года, а в худшем — может упасть на 20%. Однако жизнь уже не раз показывала, что реальность способна преподнести сюрпризы, и 2024 год тому доказательство.

А какие прогнозы по поводу движения рынка даёте вы друзья? Делитесь ответами в комментариях!