Есть фильмы, от которых мы не ждем многого, а есть фильмы, на которые мы еще на этапе промо возлагаем большие надежды.
Да что там промо. Бывает, попадется статья о том, что запустили в производство какую-то картину, и ты с трепетом ждешь выхода, предвкушая, какая же это будет бомба-пушка-ракета. Как с продолжением культового «Битлджуса». Для меня информация о готовящемся продолжении была как письмо из детства. Знакомые актеры, знакомые роли...Эх. Получилось – что получилось.
Когда я узнала о том, что в прокат выходит фильм ужасов, снятый по рассказу Стивена Кинга, это меня воодушевило. На это было несколько причин. Первая – я свято верю в то, что фильмы, основанные на произведениях Кинга, испортить сложно. Вторая – давно не выходило годных фильмов ужасов, и пора хвататься за любую возможность испугаться. Это не смотря на то, что фильм «Обезьяна» смешивает в себе несколько жанров – симбиоз хоррора и комедии.
О первоисточнике. Рассказ «Обезьяна» впервые был опубликован в 1980 годом, а в 1982 году был номинирован на Британскую премию фэнтези как лучший рассказ. Первая экранизация не заставила себя ждать – уже в 1984 году выходит фильм «Дар дьявола», в основе которого лежит именно рассказ «Обезьяна». Великой славы фильм не получил, а оценка на IMDb составляет унылые 3.2 (на Кинопоиске чуть выше - 5.2, но расценивайте это скорее как дань уважения старым-добрым 80-м, а не объективную оценку качества фильма).
Два с лишним десятка лет рассказ пылился на полке, пока его не откопал режиссер Оз Перкинс, который может быть Вам знаком как исполнитель роли второго плана в гениальной нетленке «Блондинка в законе», и как режиссер весьма спорного «Собирателя душ» с Николасом Кейджем.
Продюсер фильма – Джеймс Ван, который в последнее время ленится как режиссер, и все больше занимается продюсерской деятельностью. И успехи у продюсируемых им работ подобны американским горкам. Или успех успешный, или провал провальный. Короче говоря, если Джеймс Ван заявлен продюсером, то готовым нужно быть ко всему.
Фильм «Обезьяна» я смотрела в кинотеатре. Сеанс был довольно поздний, но меня это не остановило. Я сказала себе - «Фильмы по Кингу нужно смотреть только на большом экране. Не смей засыпать, женщина!».
Так о чем же фильм?
Краткий пересказ и куча спойлеров
Фильм начинается с того, что мужчина с безумными глазами и в форме (если я правильно поняла, пилота ) прибегает в антикварную лаку и пытается вернуть приобретенную ранее обезьяну-барабанщика. Продавец отказывает – мол, что купил, то твое, и возврата нет. Мужчина говорит, что из-за этой обезьяны происходят страшные, жуткие вещи. Как только она опускает лапу, чтобы сыграть на своем барабане. Продавец смеется над ним, но обезьяна опускает лапу, и вот продавец уже трагически погиб. Со стороны все выглядело как несчастный случай, но мужчина понимает, что в этом виновата обезьяна. Вывод один – спалить лавку, тело продавца и злодейскую обезьяну. Что он и делает.
Повествование в фильме ведется от лица человека, который делится своими соображениями по поводу того, что дети получают от своих отцов на память. Им с братом вот достался самый жуткий кошмар.
Хэл и Билл – близнецы. Их отец был пилотом, который однажды просто исчез. Каких-то пояснений зрителю не дают, и я уверена в том, что их отец это и был тот пироман из начала фильма. Учитывая, что он сделал, может он не просто пропал. Может, он в тюрьме. Или в психушке. Искать они его, судя по всему, не сильно старались.
Воспитанием сыновей занималась мать, которая любила своих детей и музыку.
Дети, несмотря на свою внешнюю схожесть, были очень разные. Билл – хулиган и мелкий говнюк, получающий удовольствие от того, что постоянно задирал брата и обещал (извините, если кто-то читает это за приемом пищи) съесть всю плаценту. Хэл же спокойный, интровертированный паренек, который желал одного – спокойствия.
Однажды разбирая чулан дети находят в красивой бирюзовой коробке обезьяну, которая, если верить надписи на коробке, как сама жизнь.
Обезьяна заводная – в спине у нее ключ. Билл заводит обезьяну, и та поднимает руку, но вот дальше ничего не делает. Просто застывает. Хэл решает взять обезьяну себе, за что получает порцию насмешек от брата.
В это время братья в сопровождении своей привлекательной няни отправились в азиатский ресторан, где с нянькой начал флиртовать повар, демонстрируя ей мастерство владения ножом. Параллельное развитие событий – обезьяна барабанит, а няня получает острым ножом по горлу. И вот в этот момент Хэл каким-то чутьем понял, что это сделала обезьяна. Как он это понял? Секрет.
Но он настолько преисполнился знанием, что после очередных издевок от брата в школе, когда Хэл вернулся пропитанный банановым пюре до самых трусов, он заявил обезьяне, что повернет ключ, если та убьет Билла. Ключ повернут. Но умирает не Билл. Умирает мать близнецов. Хэл зол на обезьяну, и в наказание ей выбрал расчленение топориком для мяса. Кстати. Внутри обезьяна не из привычного материала, вроде опилок или ваты. Внутри она влажная, кроваво-красная. Разобрав обезьяну на пазл, Хэл отправляет ее в мусорный бак.
Так как после смерти матери дети остались сиротами, опеку над ними взяли их дядя и тетя – Чип и Ида Зиммер. Заядлые охотники, рыбаки и свингеры. Кстати, роль Чипа исполнил сам режиссер фильма.
Перебравшись в новый дом, братья встречают там целую и невредимую обезьяну. Очередной поворот ключа, и у близнецов минус один родственник. Дядю затоптал табун лошадей, когда тот спал в своем спальном мешке во время охоты.
Теперь и Билл верит в то, что обезьяна может лишить жизни. Но братья понимают, что она подобна русской рулетке – не знаешь, на кого падет ее выбор, и заказов она не принимает. Решив избавиться от дьявольской плюшевой игрушки братья отправляют ее в колодец.
25 лет про обезьяну ничего не слышно, но затем череда смертей возобновляется, включая тетю Иду, смерть которой была болезненна и комична.
Все начинается с того, что на вид не обремененный интеллектом парень Рики находит на барахолке ту самую обезьяну, и приносит ее по объявлению какому-то городскому затворнику. Обезьяну, которая так напоминала ему его отца. Чем – загадка. Возможно, волосатостью.
Люди в городке стали умирать при самых странных обстоятельствах.
Хэл теперь в разводе, и у него есть сын, с которым он видится раз в год, на его день рождения. Да и этого ему кажется много. Жизнь у него не особо сложилась. Низкооплачиваемая работа, куча эмоциональных проблем. Отгородился от сына, потерял связь с братом. Его бывшая жена нашла себе нового мужа - какого-то лайфстайл-крипто коуча в исполнении Элайджи Вуда, и видит его отцом своего сына от первого брака.
План – Хэла отцовских прав лишат (тем более, он их игнорирует), и оформят их на нового мужа.
Близится время, когда Хэл проводит время с сыном, и им предстоит последняя совместная поездка. После этого Хэл перестанет быть отцом Пити (так звать мальчика). Кстати, назвал он его в честь исчезнувшего отца.
Во время их поездки неоднократно поднимается вопрос детско-родительских отношений, и эта ветка неплохо развита. Мы понимаем, что у Хэла есть проблемы, а у Пити обоснованные поводы обижаться на отца.
Во время поездки они приезжают в город, где жила тетя Ида, и Хэл понимеат, что за нелепыми смертями, свидетелем которых он периодически становится, может стоить только обезьяна. Но вопрос – кто поворачивает ключ?
Здесь должен был случиться сюжетный поворот, который заставит зрителя удивиться, но ничего не вышло. «Вау» не произошло.
Короче, ключ поворачивает Билл. Он совершенно спятил и создал целый алтарь из телевизоров (почему телевизоров?) для обезьяны.
Все дело в том, что Билл понял, что это Хэлл повернул ключ в детстве и, получается, он виновен в смерти их мамы. После того, как братья скинули мартышку в колодец, Билл вернулся за ней, но она исчезла, оставив только ключ. Но после того, как странный парень вернул ему обезьяну, Бил поворачивает и поворачивает ключ, в надежде на то, что обезьяна своей убивающей силой прибьет Хэла. Но умирают все время кто попало. Билл забыл главный принцип работы обезьяны – это не стол заказов. Но одно он уяснил – тот, кто поворачивает ключ, не умирает. Его посетила гениальная мысль – а что, если Пити повернет? Это, вроде как, повышает шансы на смерть Хэла. Племянника ждать долго не пришлось – Рик взял в плен его и Хэла, и привез прямо к Биллу. Он хочет выменять Пити на обезьяну. Ведь она так похожа на его папку.
Поворот ключа приводит к смерти Рика от диких пчел, а Билл начинает высказывать непокорной плюшевой мартышке о том, что он слишком долго ждал, и пора бы ей уже прибить Хэла. Обезьяна, судя по всему, оскорбилась таким обращением и начала стучать в барабан как ненормальная. Итог – на улицах города армагеддон. Взрывы, крушение самолета, аварии...Кажется, в этом городе придется расширять кладбище.
Встретившись лицом к лицу со своим заклятым братом, Билл вывалил на него все свои обиды и обвинения, дав понять, что он мстит ему за смерть матери. Но семейная терапия сработала, и братья пожали руки в знак примирения. Правда, примириться на долго не получилось. Зловещая обезьяна добарабанилось до того, что на голову Билла упал бильярдный шар его матери. Ирония такая, если кто-то не понял - он мстил за смерть своей матери, и именно бильярдный шар с ее именем (Лоис) убил его.
Хэл и Пити решают, что обезьяну безопаснее держать при себе, следив за ней. По пути из разрушенного их семейным конфликтом города они встречают всадника на бледном коне, имя которому Смерть.
Вывод
Это не фильм ужасов. И не комедия. Даже если рассматривать происходящее на экране как интерпретацию схемы «человек»-«банановая кожура»-«падение»-«смех», где изменены некоторые переменные, то все равно не смешно. Или как это должно быть? «Смотрите, женщине в лицо впились рыболовные крючки! Это же просто гомерически смешно!». Нет. Не смешно.
Сюжетная идея с одержимыми и демоническими предметами не новая, но интересная. Чего не хватило лично мне в конкретном фильме – истории. Истории появления этой обезьяны, истории исчезновения отца близнецов (что же конкретно с ним стало? Куда он делся?). Это сделало бы сюжет более объемным и проработанным.
Что мы имеем? Кровавый недокомедийный недохоррор.
Из очевидных плюсов – Тео Джеймс хорошо отыграл двух полярных персонажей. Такие разные повзрослевшие Хэл и Билл удались ему одинаково хорошо.
Картинка, кстати, выглядит очень по-джеймсвановски. Будто с использованием улучшающих фильтров в запрещенной сети.
Фильм ироничный, но за всей этой иронией можно рассмотреть стремление осмыслить смерть, ее внезапность. Если, например, «Пункт назначения» говорил о неотвратимости смерти, то в «Обезьяне» красной нитью проходит идея о том, что у смерти нет понятия «подходящее время» или «подходящие условия». Она может прийти в любой момент, и подготовиться к этому нельзя. Этот мотив не кажется случайным, если знаешь историю Оза Перкинса, потерявшего отца из-за СПИДа, а мать – в авиакатастрофе 11 сентября 2001 года.
Если начать искать глубинный смысл, то фильм получился философским. Если отречься от всего этого копания, то фильм достаточно средний. На самом деле, даже если учитывать всю скрытую философию, то видали и лучше. Пересматривать не буду.
Поставлю ему 5,5/10 и успокоюсь.