Найти в Дзене

Помним его таким

Портрет этого неординарного человека – Сайфуллы Сафиевича Самарбаева – помогли составить воспоминания его друзей и близких. Он был яркой личностью, чья биография отразила довоенную и военную историю большой страны, оставив в ней свой характерный след.Будучи студентом Темясовского педагогического училища, Сайфулла Самарбаев ушёл на фронт. После войны работал учителем, затем директором Кульчуровской средней школы, секретарём комитета КПСС колхоза «Кызыл Октябрь» (к-з им. 50-летия Октября), с 1962 года – председателем колхоза «Сакмар», в 1968–1972 годах – председателем колхоза им. Фрунзе.В нынешний юбилей Великой Победы ветерану войны и труда С.С. Самарбаеву исполнилось бы 100 лет.

Воспоминания С.Г. Ишбердина, участника Великой Отечественной войны, подполковника в отставке:
– Когда началась Великая Отечественная война, три друга – Гильман Якупов, Адигам Алибаев и Сайфулла Самарбаев – учились на втором курсе Темясовского педучилища. Втроём они и явились в военкомат с требованием отправить их на фронт. Но оттуда их проводили со словами: «Вы ещё слишком молоды, чтобы воевать, лучше доучитесь. Так вы принесёте больше пользы Родине, когда отвоюем. Но, если понадобитесь, вызовем, когда придёт время...».
Это время не заставило себя ждать. Война затягивалась, и в 1943 году ровесники Сайфуллы стали получать повестки и уходить в армию. Друзья были призваны в числе первых.
Сайфулле Сафиевичу Самарбаеву, как и его однокурсникам, было в ту пору всего по 17 лет. Пройдя кратковременную подготовку, в июне 1943 года в составе 135-го Тоцкого артполка он отправился на фронт. Полк влился в состав 22-й артиллерийской дивизии, которая прошла славный боевой путь от Курской дуги до Берлина. Первым крупным населённым пунктом, освобождённым дивизией, был Гомель – промышленный центр Белоруссии. Приказом Верховного Главнокомандующего дивизии было присвоено почётное звание «Гомельская», а всему личному составу объявлена благодарность. Здесь радист 135-го артполка Самарбаев получил свою первую боевую медаль.
Дивизия участвовала в боях по освобождению Белоруссии, Польши и встретила День Победы в Берлине. Сайфулла Самарбаев считался лучшим бойцом полка, о его подвигах дважды писали в дивизионной газете. Постоянно находясь на передовой, он обеспечивал связь командиров, помогая им управлять огнём батарей. Мой друг дважды был ранен и каждый раз после излечения возвращался в свой полк. За смелость и храбрость, проявленные в боях за Родину, Сайфулла Сафиевич был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За мужество», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Демобилизовавшись в 1946 году, он приступил к мирному труду. Стал, как и мечтал до войны, учителем.

Воспоминания Ш.Г. Усманова, председателя колхоза «Сакмар» в 1982–1990 гг.:
– С.С. Самарбаев работал председателем колхозов «Сакмар» и имени Фрунзе. Под его руководством эти хозяйства экономически окрепли, стали крупными многоотраслевыми сельхозпредприятиями. Сайфулла Сафиевич принадлежит к тому поколению, благодаря которому страна выстояла в жесточайшей битве с гитлеровской Германией, восстановила разрушенное войной хозяйство и задала импульс для его развития в будущем, для нас, нового поколения руководителей производства. Благодаря активной деятельности Сайфуллы Сафиевича, в колхозе «Сакмар» была создана на то время хорошая производственная база, развивалась инфраструктура. Так что было на чем строить дальнейшую хозяйственную политику. Он всеми силами старался облегчить условия труда и быта сельчан. С.С. Самарбаев вёл большую работу по строительству школ, клубов и других социальных объектов. Например, в 1965 году была построена крайне необходимая для хозяйства шоссейная дорога от моста через реку Сакмар к местечку «Ат сапкыс». Без хорошей дороги было трудно вывозить урожай со здешних полей. В короткий срок своими силами сакмарцы подняли земляную насыпь, причём завозили местный гравий, а это около 4 километров. Ударно поработали тогда трактористы Минниахмет Яналин на тракторе С-80, Мукаев Тауфик и Байзигитов Ильяс на тракторах ДТ-54, водители Байзигитов Ахметдин на автомашине ЗИС-5 и Кунусбаев Гали на автомашине ЗИС-150 завозили гравий. На прибывшие на помощь автомашины из Сибайского АТК «Башмедьстрой» сели колхозные водители Танрибердин Рашит и Абубакиров Риф. Поэтому закономерно, что к боевым наградам С.С. Самарбаева прибавились трудовые – орден «Знак Почёта», медаль «За трудовую доблесть» и почётный знак «Отличник народного просвещения РСФСР». Так были отмечены успехи хозяйства в решении проблем народного образования.
Работая в колхозе «Сакмар», С.С. Самарбаев много внимания уделял животноводству. Но для его развития необходимы были современные, оснащённые механизмами животноводческие помещения. Однако средств на их строительство в то время не было. Сайфулла Сафиевич все же находит выход: начинает строительство из местного природного камня. Плитняк, добываемый на территории колхоза, вполне отвечал задуманным планам. Так были построены просторный коровник на 200 голов в селе Юмашево, на 100 голов в деревнях Юлук и Ислам. Благодаря этим мерам поголовье крупного рогатого скота достигло 500 голов. Столь же заметно увеличилось поголовье колхозных овец и свиней.
Увеличение поголовья животных потребовало расширения полей под посевы зерна и кормовых трав. Поскольку плодородных земель не было, здесь начинается большая работа по освоению неудобий и малоплодородных участков. Осваивали эти участки в высоком темпе, механизаторы работали днём и ночью, жили в шалашах, еду им привозили.
С.С. Самарбаев был не только большим тружеником, но и очень одарённым человеком. Не стань он хозяйственным руководителем, причём талантливым и мудрым, наверняка ушёл бы в искусство. Как замечательно он играл на курае, а как задушевно звучали в его исполнении башкирские народные песни! Думаю, во многом эта любовь к искусству, к музыке подтолкнула его к мысли непременно построить дворец для местных народных талантов. И действительно, в селе Юмашево при его непосредственном участии был построен двухэтажный Дом культуры, где заработали кружки по интересам, а на втором этаже расположились правление колхоза, узел связи и почтовое отделение. Всё компактно, и всё для людей. В деревне Юлук также был построен клуб на 50 мест.
Не оставлял без внимания Сайфулла Сафиевич и подрастающее поколение. В селе Юмашево закладывается большая современная школа на 220 мест, в д. Юлук – на 80 мест.
Дотошный председатель добрался и до местной торговли. Холодные, тесные магазинчики должны остаться в прошлом, наши люди достойны лучшего, считал он, затевая строительство торгового комплекса в центре Юмашева и специального магазина для животноводов, а также нового магазина в д. Ислам. Вот таким запомнили своего председателя сакмарцы: энергичным, устремлённым вперёд, увлечённым большими планами, умеющим ставить и решать конкретные задачи. И всё ради людей.
В 1977 году нашего ветерана настигла беда – обширный инфаркт. Он стал инвалидом II группы и вынужден был оставить хозяйственную работу, переехать в Баймак, но даже болезнь не смогла заставить его отказаться от активной жизни – Сайфулла Сафиевич не оставил общественной деятельности. С.С. Самарбаев организует Совет ветеранов войны города Баймака и становится его первым председателем. Но в 1988 году случился повторный инфаркт, который и унёс его жизнь. Было Сайфулле Сафиевичу всего 63 года. Ветераны войны и труда города и района, все те, кто работал с ним рядом и под его руководством, его друзья и знакомые с большой теплотой хранят память о нём – замечательном труженике, умелом организаторе производства, надёжном товарище и невероятно активном человеке, не терпящем безделья. Все-таки война настигла его, намного укоротив его жизнь.

Воспоминания дочери Расимы Самарбаевой:
– Малой родиной моего отца было село Кульчурово. Он родился здесь 5 апреля 1925 года. Его отец, Самарбаев Сафый Мухаметкулович, был по тем временам образованным человеком, занимал разные руководящие должности, избирался председателем сельского Совета. У него было две жены и шестеро детей. Химмат, Зекерия, Сайфулла, Янылбика – дети от старшей жены Кунакбики, а Зулейха и Шафкат – от младшей жены Хафизы. Дед Сафый ушёл из жизни рано: погиб случайно во время весеннего половодья, пытаясь переправиться на лодчонке (кашмак) через реку Сакмара. Деду не суждено было увидеть своих сыновей Сайфуллу и Химмата, вернувшихся живыми с войны. Зекерия, средний его сын, так и пропал на той войне без вести, оставив вдовой молодую жену, не успев поцеловать дочь Райсу. Его брат, 20-летний Сайфулла, вернувшись с войны, по традиции башкирской семьи, женился на своей снохе Амине. Она работала председателем сельсовета.
Мать отца, Набиуллина Кунакбика, была из известного рода кураистов Булякановых, прожила долгую и счастливую жизнь (1885-1977 гг.). На детей она не кричала, вообще ни на кого голос не повышала. Бабушка Кунакбика никого и не выделяла, её любви хватало на всех детей и внуков. Вот в такой атмосфере любви и труда и подрастал мой отец.
Сайфулла рос смышлёным, подвижным, озорным мальчишкой, зачинщиком игр и детских забав. Но в школе он успевал по всем предметам и мечтал стать учителем. В 1940 году он поступил учиться в Темясовское педагогическое училище. Здесь нашёл верных друзей – Ишбердина Сагита и Якупова Гильмана. Вместе с ними учился и Адигам Алибаев, будущий Герой Советского Союза. С третьего курса их всех отправили на фронт.
Вернулся отец с победой в родную деревню в 1945 году. Начал работать учителем в местной школе, затем его назначили директором этой школы. Рассказывали, что со своими учениками он организовал трудовую бригаду и начал выращивать кукурузу. Она у них вымахала на удивление – под 2 метра. Одновременно по совместительству отца избрали парторгом колхоза «Красный Октябрь». Как парторг, отец добился строительства Дома культуры в Кульчурово. Впоследствии его называли не иначе, как «Сайфулла клубы». Позже отец работал председателем колхозов «Сакмар» и им. Фрунзе.
С моей мамой, Аминой Закировной Хайретдиновой, он прожил 18 лет, вырастил пятерых детей. Как родную растил он и Райсу, дочь не вернувшегося с войны брата Зекереи.
В 1963 году отец круто изменил свою судьбу: ушёл из нашей семьи и создал новую с другой женщиной. Но мы, его дети от первого брака, благодарны ему, он никогда не переставал нас любить, всегда поддерживал и помогал, часто навещал дома повзрослевших детей, баловал внуков. Отца нельзя было не любить: таким открытым, дружелюбным, готовым всегда прийти на помощь человеком он был. И таким я вспоминаю его по сей день...

Из письма Марьям Мустафовны Муратовой (г. Уфа), приёмной дочери С.С. Самарбаева от второго брака:
«Узнав о том, что редколлегия разыскивает материалы и фотографии о ветеране войны и труда, талантливом руководителе сельскохозяйственного производства С.С. Самарбаеве, я решила написать это письмо. Надеюсь, оно добавит ещё несколько тёплых штрихов к портрету человека, который всего себя отдал служению Родине.
Сайфулла Сафиевич был мне отчимом. Виделись мы, правда, редко, поскольку за год до того, как моя мама стала его женой, я уехала учиться в интернат № 1 г. Уфы. В ту пору мне было всего 11 лет. С высоты прожитого я задумываюсь о многом, в частности, и об отчиме. Все-таки он был удивительным человеком – душой и сердцем преданным своей Родине, невероятный трудяга, очень любивший семью и своих детей. Таким воспитала его Советская власть, великая страна, которой не стало, и его родители. Ради этой страны и ради своего будущего Сайфулла Сафиевич 17-летним пареньком, бросив учёбу в Темясовском педучилище, ушёл защищать Родину.
Возвращается он закалённым в боях Великой Отечественной войны фронтовиком, но на самом деле ему ведь тогда едва минуло 20 лет. И тем не менее, на его плечи наваливается новый груз ответственности: обучение детей и руководство средней школой, затем сложнейшие обязанности руководителя сельскохозяйственного производства, серьёзно подорванного войной и послевоенной разрухой. Только разве испугаешь трудностями таких людей, как Сайфулла Сафиевич! Они словно их ищут, ставя перед собой задачи одну сложнее другой и мужественно преодолевая возникающие препятствия. И вновь они шагают в неизведанное, трудное. Вот и жизнь моего отчима была сплошным преодолением. Работа для него всегда была на первом месте.
А сколько людей перебывало в нашем доме! Поскольку хозяйство в районе шло в передовиках, было чему здесь поучиться и на что посмотреть, ехали к нам отовсюду. И всех гостей отец приглашал к себе в дом: какие гостиницы в деревне! А у мамы уже был готов стол, кипел самовар, всегда что-то варилось на плите и готовилось из теста. Какими были наши магазины в те небогатые 60-70-е годы, напоминать не буду. Мама и старалась возместить скудость магазинных прилавков домашней кухней.
Сайфулла Сафиевич очень любил башкирские песни, замечательно играл на курае. У мамы был хороший голос. Слушая старинные напевы в их исполнении, наши гости засиживались допоздна. Друзья дома часто наезжали только ради того, чтобы послушать песни в исполнении мамы и отчима, а те, кто попадал в наш дом впервые, особенно приезжие издалека, изумлялись гостеприимству и щедрости его хозяев, навсегда влюблялись в башкирские мелодии, курай и танцы.
Только по прошествии лет могу оценить самоотверженность мамы: как она всё успевала – ума не приложу. Ведь после ухода гостей и уборки она ещё до 3-4 часов утра проверяла школьные тетрадки и готовилась к завтрашним урокам. А потом – воды вёдрами натаскай, печь дровами натопи, стирай-убирай – и все руками. Таким был быт деревенской женщины, хоть ты и жена председателя. Наоборот, своего председателя мама видела рано утром, когда тот уходил на работу, и поздно вечером, когда он, почерневший от усталости, возвращался с поля. И ни слова ропота или недовольства: жили мама и отчим очень дружно, во всём помогая и поддерживая друг друга, понимая с одного вздоха и взгляда. И это, наверное, было самое главное в нашей семье.
Вот такими заразительными талантами обладал мой отчим, такой щедрой и широкой была его душа. И люди тянулись к нему, кто за поддержкой, кто за помощью. Для всех у него находилось время выслушать, если надо, оказать помощь. Потому, когда Сайфуллу Сафиевича переводили председателем в колхоз им. Фрунзе, сакмарцы долго роптали и сопротивлялись. Но в то время была жёсткая дисциплина, и нам пришлось переехать в село Ишмурза. На прощание отчиму преподнесли настоящий ковёр – огромный дефицит в то время. Этим подарком сакмарцы хотели выразить свою признательность и уважение своему председателю, который оставил заметный след в их жизни.
У мамы и отчима появилось ещё двое сыновей. Однако ничего «председательского» у них не было – отец не поощрял таких замашек. Ни мотоцикла у них не водилось, даже велосипедов не было. Отец рано уходил на работу, поздно возвращался – так что мальчикам пришлось рано приучаться к домашнему труду и помогать маме. Раннее взросление не испортило ребят, и они выросли хорошими людьми. К нам, двум дочкам его жены, у него отношение было доброе, ни разу на нас голоса не повысил, хотя в детстве, наверное, было и за что. Мы росли шустрыми. Детей от первого брака он тоже не забывал, всем семьям помогал, сено-дрова завезти его просить не приходилось. Сайфулла Сафиевич был человеком ответственным – это любой скажет.
Таким помнят в нашем районе ветерана Великой Отечественной войны, талантливого руководителя и истинного агрария С.С. Самарбаева.

Гузель Нигаматова.