Привет зрителям!
Те, кому посчастливилось использовать продукцию японского автопрома в 80-х и 90-х, подтвердят, что философию высшей точки развития этой отрасли можно было сформулировать двумя терминами — ошеломляющая простота и непревзойдённое качество сборки. В те годы аналогичный принцип взяли на вооружение также и японские режиссёры, и почти 20 лет мы могли наслаждаться откровенно картонными, но поразительно качественно и глубоко снятыми фильмами из жизни японских полицейских и мафиози. Некоторые авторы, такие как Кинзи Фукасаку, налегали на реализм своих работ, Такеши Китано ставил на первое место артистизм и философскую составляющую, а тот же Такаси Миике и вовсе регулярно переводил их в разряд стильной фантасмагории.
Но время течёт, Япония активно вымирает, якудза стремительно легализуются и забывают свои корни, и вместе со старшим поколением страны Ямато, в небытие уходят и традиции предков. Машины становятся всё сложнее и капризнее, а фильмы — всё более напоминающими кальки худших образцов Голливуда. Однако, к радости любого ценителя стимулирующей воображение экзотики, изредка попадаются работы, способные разбудить в зрителе надежду, что японский кинематограф ещё не сказал миру последнее слово.
оригинальное название: Bad City
год: 2022
режиссёр: Кэнсукэ Сономура
в ролях: Хитоси Одзава, Рири Фрэнки, Аканэ Саканоуэ, Масанори Мимото, Кацуя, Мицу Дан, Ёсиюки Ямагути, Рино Катасэ, Масая Като
«Город грешников» рассказывает нам историю японского антикиллера. Подобно герою Гоши Куценко, капитан убойного отдела из города Кайко по имени Макото Торада переходит дорогу серьёзным людям, его обвиняют в убийстве сына одного из главарей корейской мафии, и протагонист попадает в тюрьму. Макото грозит пожизненное заключение, но в один прекрасный день его навещает хитрый окружной прокурор и предлагает весьма необычную сделку. Героя освобождают из-под стражи, и даже назначают де-факто главой собственного подразделения, а взамен требуют любыми, как законными, так и более креативными способами, остановить главу крупнейшего преступного сообщества Ватару Годзё.
У прокуратуры есть все основания для беспокойства — Годзё-сан, начинавший свою карьеру с обычного рэкета и торговли наркотиками, проявляет недюжинное стратегическое мышление, и постепенно расширяет свой бизнес в легальной сфере, в итоге превратив свою банду в солидный концерн, тем самым наступая на пятки истеблишменту.
Ну а после того, как у прокуратуры не получается добиться его осуждения за неуплату налогов, Годзё решает перейти в наступление и публично объявляет о намерении баллотироваться на пост мэра города и застроить депрессивный район, регулярно поставляющий политикам голоса бедняков, отелями и казино, таким образом радикально изменив баланс политических сил. Такой наглости бенефакторы прокуроров вынести просто не могут, и решают любой ценой остановить конкурента.
Тем временем криминальные партнёры Годзё вырезают целый клан якудзы, стоящей на пути их экспансии, провоцируя тем самым масштабную войну между бандами. Пытаясь предотвратить масштабное кровопролитие, подразделение Торады активно путается у всех под ногами, смешивая бандитам карты, а сам протагонист вынужден решать куда более важные проблемы — леди-босс корейской мафии, уверенная, что именно Торада убил её сына, объявляет на него охоту. Параллельно, как внутри мафии, так и в подразделении героя буйным цветом расцветает предательство, главарь одной из корейских банд Ким Сенг хочет свергнуть своего босса, втёмную используя для этого полицию, прокуратура берёт взятки борзыми щенками, словом, ближе к середине фильма становится практически непонятно, кто на кого работает и кто кого кидает. Впрочем, опасаться зрителю не стоит, поскольку наиболее ценные составляющие фильмов про якудзу — горы тщательно нашинкованных трупов, чёрный юмор и проникновенные монологи о чести и немного о смысле жизни — присутствуют в изобилии, а значит время, посвящённое просмотру, не будет потрачено зря.
«Город грешников» в первую очередь подкупает своей прямотой и честностью. Фильм снят просто и безыскусно, иногда даже осознанно туповато, но это лишь делает честь умеющим посмеяться над собой авторам. Очевидная и понятная, пусть и слегка картонная мотивация персонажей компенсируется их аутентичностью, таким образом не вызывая вопросов и желания схватиться за голову, как часто бывает в при просмотре современного кино, само повествование чётко связано с реальностью, логично выстроено, обладает отменно выверенным темпом и нигде не провисает.
Все витально важные элементы развлечения зрителя на месте — молчаливый сигма-герой, предпочитающий действовать кулаками, а не словами; наличие клоунов и условных блондинок в команде; основанные на многоуровневой коррупции и подлости сюжетные интриги; а также массовые драки с использованием бейсбольных бит и арматуры как основной способ выяснения отношений. Общий стиль фильма несколько напоминает переосмысление классики Джона Ву, разве что с упором на уличный стиль восточных единоборств.
Поставив во главу угла качество развлечения зрителя, авторы успешно захватывают его внимание и несмотря на почти двухчасовой хронометраж, фильм смотрится едва ли не на одном дыхании.
Не менее приятный сюрприз преподносит атмосфера фильма. Сономура успешно переплетает глубоко банальную основу сюжета и эстетику манги про полицейских и гангстеров, часто используя статические средние планы, напоминающие развороты комикса. При этом режиссёр успешно избегает ловушки, в которую попадают авторы стильных кинокомиксов, которые зачастую теряют нить повествования в нагромождении собственного стиля, вместо этого отдавая предпочтение простой и одновременно увлекательной истории. Неплохо помогает в этой области также выбранное режиссёром визуальное решение — постоянный желтоватый светофильтр и общий тон неонуарного детектива позволяют создать соответствующее настроение аудитории.
Как всякий потребитель, будь то физических товаров или контента, зритель немедленно чувствует глубоко уважительное отношение к нему авторов и получает значительно больше удовольствия от фильма. Разумеется, до привычного нам уровня японского криминального шедевра «Город грешников» не дотягивает, это не «Живым или мёртвым» Миике и, разумеется, не «Сонатина» Китано, но добросовестная попытка авторов рационально использовать весьма скромные ресурсы вызывает немедленное уважение.
Труппы в японских фильмах, даже если это pinku-драмы, традиционно отрабатывают профессионально, выкладываясь на 100%, и «Город грешников» не стал исключением. Хитоси Одзава, исполняющий роль бескомпромиссного копа Макото, создаёт идеальный образ японского Грязного Гарри. Рири Фрэнки крайне аутентичен в роли подлейшего Ватару Годзё. Аканэ Саканоуэ играющая новичка Мегуми, по мере сил смешит публику, и в этом деле ей помогают Масанори Мимото и Кацуя, играющие её коллег. Отлично выступили также Митсу Дан в роли продажного прокурора и Рино Катасэ, радующая нас образом вздорной бабушки-гангстера.
Итог: не хватающий звёзды с неба и не претендующий на особую художественность, но при этом весьма качественно снятый фильм. Смотрится легко и весело, развлекает на ура. Рекомендую.