Офицер спецназа Егор Морозов, после шести лет службы в "горячей точке", возвращается в родной город, где его встречает брат Кирилл. Кирилл предлагает Егору участие в бизнесе. Но как он на самом деле зарабатывает на жизнь, брат объяснить не успевает - его убивает снайпер.
От друга детства, авторитетного бизнесмена Славика по кличке "Баюн", Егор узнаёт, что Кирилл был лидером преступной группировки. Баюн рассказывает Егору, что у его брата в городе были недоброжелатели. Среди них самые влиятельные криминальные авторитеты: Князь, Валет и Сиплый.
Чтобы добраться до убийц брата, Егор решает пойти на службу в полицию. Тем временем, в городском отделении полиции Сталегорска обеспокоены исчезновением агента "под прикрытием" Павла Кравченко. Незадолго до убийства Кирилла Морозова, Кравченко внедрился в его банду, но вскоре перестал выходить на связь. Полицейские понимают, что брат авторитета в отделе отличный шанс найти пропавшего агента.
Егору предстоит наладить отношения с коллективом в лице непосредственного начальника майора Ольги Сосновской, а также коллегами оперативниками: Андреем Тищенко и Геной по прозвищу "Крокодил". А главное, герой решительно настроен найти и наказать причастных к убийству брата, и ничто его не остановит на пути к этой цели.
Перед зрителем восьми-серийный криминальный детективный боевик. По крайней мере, сериал так позиционируется. Что же в нём примечательного, из-за чего написан данный отзыв и стоит ли смотреть данную ленту? По сути, фильмы и сериалы, где герой Владимира Епифанцева предстаёт в роли отставного военного, особенно в последние годы, очень однотипны. Но "Крутые меры" (2023) несколько выделяется из общего ряда.
Первое, а может и основное, что способно привлечь к просмотру - это актёрский состав. Он здесь внушительный по меркам российских сериалов. Не все звёзды, но очень многие актёры узнаваемы. Помимо исполнителя главной роли Владимира Епифанцева, который играет Егора Морозова, а для некоторых, крутого парня по прозвищу "Бугор", в сериале присутствует Игорь Лифанов! Роль у "Дикого" тут скорее второстепенная, но ближе к финалу, становится центральной. Лифанов сыграл оперативника с хорошей боевой подготовкой Павла Кравченко. Также в сериале есть криминальный авторитет по кличке "Князь", которого воплотил Владимир Гостюхин, думаю, не нуждающийся в лишних представлениях.
Ещё можно выделить Андрея Фролова в роли "Баюна", друга детства и партнёра Морозова-младшего, а по ходу сюжета, верного помощника героя Епифанцева. Наверное, один из самых запоминающихся персонажей в сериале. Хотя, тот же Артур Ваха, который исполняет роль подполковника Гордеева, возможно, за счёт внутренней харизмы и голоса, также запоминается.
Женские персонажи тут также присутствуют. Главная героиня майор Сосновская в исполнении Екатерины Рябовой особо не удивляет, но роль для актрисы привычная (а если учесть, что в напарниках у неё Тищенко в исполнении Андрея Терентьева, с которым актриса играет в сериале "Филин" (2021) схожую роль, то кто знаком с указанным сериалом, поймёт примерную манеру поведения обоих персонажей и в "Крутых мерах"). Выделяется Вика в исполнении Татьяны Чердынцевой - довольно активный персонаж, но экранного времени маловато.
А вот Лера, девушка "Баюна", сыгранная Анной Васильевой-Абрамович, хоть и немного сумасбродная, но при этом довольно смышлёная, наоборот, у кого-то может вызвать отталкивающие чувства из-за манеры поведения. Да и другие актёры, задействованные в сериале, имеют немалый опыт в жанре криминальных фильмов. Вот только количество не значит качество.
Почти все персонажи не вызывают должных эмоций во время просмотра. И главная проблема данного сериала в его же преимуществе над многими другими криминальными лентами - актёры есть, а персонажи пустые.
Очень слабые диалоги. Порой возникает ощущение, что герои читают с листка и режиссёр сражу же снимает сцену. Тут может быть в одной серии сцена, где герой переписывает свой бизнес другу, так как только ему он может доверять, а через пару эпизодов, без особой причины, кроме слухов и домыслов, тот же самый герой уже спрашивает у того самого друга: "а мы друзья?". Это не спойлер, это Егор с Баюном так общаются. И таких диалогов очень много. Очень. Слишком оборванные фразы или наоборот много лишнего. Хотя, манера подачи очень схожа с криминальными сериалами начала 00-ых. Может, просто отвыкаешь от подобного подхода выстроения сюжета, из-за чего все персонажи на экране кажутся карикатурными. "Крутые меры" (2023) чем-то напоминают сериал "Мамочка, я киллера люблю" (2008), так, отдалённо.
С первой серии герой Епифанцева с одним и тем же выражением лица. Хотя, иногда герой выдавливает из себя натянутые улыбочки или пытается показать удивление. И опять же, Владимир умеет играть подобные роли. Но вот уже третий сериал (включая "Чёрный пёс" (2018) и "Сержант" (2020), персонаж Епифанцева, как будто является одним и тем же героем (в данном сериале у Егора Морозова есть проблемы с "провалами памяти", как и в вышеуказанных сериалах). Для сравнения, бывших военных, Владимир хорошо сыграл в неплохих лентах: "Кремень" (2012) и "Лютый" (2013). В обоих фильмах, за героями интересно наблюдать, видно, что персонажи обладают мотивацией и подтверждают свои намерения делом. А в данном сериале, как-то изначально понятно, что все угрозы для Егора Морозова не являются особой проблемой.
Бандиты карикатурны и шаблонны. Но это ничего, если бы ещё был понятен масштаб их сфер влияния, а главное, чтобы это всё было подкреплено, хотя бы, крепкими сценами по канонам боевиков. Но увы. Все эти встречи одних с другими, иногда с перестрелками, а порой и с погонями, не вызывают должного напряжения или какого-то эмоционального всплеска. Потому что нет в сериале харизмы, есть лишь персонажи с определёнными ролями. Не скажу, что сериал совсем плохой, просто он мог бы быть гораздо лучше, пускай и напичканный повторами из других криминальных лент, но хотя бы с убедительной игрой.
Сюжет очень банален - всё из-за денег и влияния. Но даже такой сюжет можно неплохо реализовать. И всё для этого было в сериале - россыпь персонажей, которых лишь нужно внятно вписать в историю. Но почему-то всё выглядит неубедительно. Есть некая детективная линия, точнее, ниточка, но и она оказывается очевидной. Хотя, можно было бы... Да много чего можно было бы. По факту - проходной сериал. Не самый плохой, но восемь серий и банальнейшая развязка. Как-то не очень впечатляет.
Ляпов хватает, но как-то даже не хочется на этом акцентировать. Сама съёмка неплохая: минимум дёрганья камерой, вполне хорошие ракурсы. Музыка также не вызывает негативных эмоций. Вопросы, помимо актёрского исполнения, к так называемым экшен-сценам. Если эпизоды с драками поставлены и показаны ещё как-то на уровне, то вот перестрелки - это просто перестрелки. Где-то герои меткие, где-то ощущение, что любители. Понятное дело, что для сюжета нужны определённые ходы, но не настолько наигранные. Также много условностей. Как, например, получение Егором Морозовым звания и удостоверения с оружием, практически день в день с его заявлением о приёме на службу в РОВД. Со службы в армии он ушёл капитаном, а в полицию его приняли лейтенантом.
Или сцена с операцией по задержанию авторитетов на сходке, где капитан Тищенко в роли официанта спокойно слушает о чём разговаривают криминальные авторитеты и подсовывает "жучки" (прослушку). Ну, допустим, авторитеты имеют крутые связи и их слова лишь слова, поэтому они особо и не шифруются. Но неужели никто из охраны не узнал в лицо целого капитана розыска? Это не говоря о сколько-то там раз прозвучавшей фразе: "объявляем его в розыск", относительно того или иного героя. И что по итогу, а ничего особенного. Как объявили, так и прекратили. Начальник СОБРа Сазонов (Алексей Парасевич) участвует в допросах и ездит вместе с Морозовым на оперативные задания по поручению Сосновской. Может, так оно и есть из-за нехватки кадров, но смотрится как-то странно.
Присутствуют неудачные монтажные склейки. Но тут скорее всего, какие-то сцены были досняты после монтажа. По сюжету, время года - зима, а некоторые эпизоды, в тот же самый промежуток времени действия, выглядят явно осенними. Ещё забавно, в контексте шаблонных диалогов и условностей, звучит фраза полковника Кабанова (Александр Большаков), относительно службы в полиции Егора Морозова: "где же это видано, чтобы брат криминального авторитета в полиции служил?". Вроде и логично, но ведь герой Епифанцева, бывший военный, как-то же дослужился до капитана и участвовал в военных операциях. Ещё запомнилось высказывание Егора: "вывески меняются, а система остаётся прежней". Правдиво, вот только на деле, сам Морозов-младший остаётся служить в полиции.
По сути, сериал среднего пошиба. Возможно, сказалось время съёмок, когда ещё действовали "масочные ограничения", и качество фильмов и сериалов, снятых в тот промежуток, оказывалось ещё ниже того, что штампуют из года в год. Ну, а может, актёры просто выполняли работу без особой мотивации, но за хороший гонорар. Не знаю, да и не интересно. Факт в том, что потенциально сериал мог получится на уровне того же "Лютого" с Епифанцевым, а по итогу - это чуть ли не очередная часть "Сержанта" или "Чёрного пса". Даже финальная развязка очень банальная. И ведь Владимир Епифанцев умеет играть, а уж героев боевиков и подавно. Может, приелись подобные роли артисту, а заодно и зрителю? И Владимиру интереснее воплощать более разноплановые роли, пускай и с нотками крутого мужика, но чтобы образы были наподобие его героев из сериалов: "Жуки" (2019) и "Два холма" (2022)?
Сериал логически завершён, но авторы, в самом-самом конце, решают дать затравку на продолжение. Нужно ли оно? Каждый решит сам. Отмечу, что сериал можно посмотреть за выходные. Он не особо скучный, но слабый по многим параметрам. Как минимум, актёрский состав и некоторые сцены вполне могут порадовать. Но пересматривать "Крутые меры" (2023) навряд ли захочется.
p.s. всё таки как-то грустно, что столько хороших актёров в сериале, а по итогу авторы так и не смогли создать на экране что-то интригующее.