На протяжении семи поколений BMW 3 серии отражает дух своей эпохи. Приглашаем вас в путешествие сквозь стиль и пространство – от 1975 года до наших дней.
Вот уже полвека BMW 3 серии воплощает суть марки и задаёт планку истинного удовольствия от вождения в премиум-сегменте среднего класса. Семь поколений – это история постоянного развития дизайна, мощности и технологий. Погрузитесь в эволюцию модели, которая уверенно смотрит в будущее, не забывая о своих корнях.
Для многих клиентов именно BMW 3 серии является воплощением настоящего BMW – лицом бренда.
Адриан ван Хойдонк, старший вице-президент BMW Group Design
1-е поколение BMW 3
Выпуск: 1975–1983
Мощность: 55–105 кВт / 75–143 л.с.
Варианты кузова: седан (2-дверный), кабриолет (Baur Topcabriolet)
На дворе 1975 год. В кинотеатрах по всему миру аншлаги — на экранах «Челюсти», собирающие рекордные кассовые сборы. Молодёжь щеголяет в клёшах и туфлях на платформе, а мини-юбка по-прежнему считается вершиной моды.
Именно в этом году, на Олимпийском стадионе в Мюнхене, мир впервые увидел BMW 3 серии — двухдверный седан, ставший преемником легендарной серии BMW 02. Автором дизайна стал Поль Брак, возглавлявший дизайнерское подразделение BMW с 1970 по 1974 год.
С первых же дней 3 серия заявила о себе как об эталоне динамики и спортивного характера. Именно с неё началась история успеха, которая продолжается уже почти полвека.
Выразительная задняя часть
Первое поколение BMW 3 серии сразу запомнилось своим характерным силуэтом — приподнятая корма и чёткая выштамповка вдоль кузова придавали автомобилю динамичный облик даже в статике. Однако вид сзади вызывал споры: оформление задней части, особенно пространство между фонарями, пришлось по вкусу далеко не всем. Уже через несколько месяцев после начала производства дизайнеры внесли корректировку — зад дополнили вставкой из чёрного пластика, сделав образ завершённым.
Линейка первых моделей BMW 3 серии включала двухдверный седан и — ставший настоящей классикой — кабриолет Baur Topcabriolet (выпускался с 1977 по 1982 год). За переделку серийных машин отвечала компания Baur из Штутгарта, которая выпустила 4 595 экземпляров кабриолетов. Автомобили отличались характерной дугой безопасности и жёсткой рамой крыши — уникальное сочетание открытого неба и уверенной конструкции.
Рождение фирменного стиля
Именно с первого поколения BMW 3 серии появилась новинка, которая со временем стала фирменной чертой всех моделей марки — приборная панель, развернутая в сторону водителя. Это решение не только подчеркивало ориентированность на человека за рулем, но и задавало новый стандарт эргономики.
Другие дизайнерские элементы — короткий передний свес, легендарные «ноздри» решётки радиатора, выразительная выштамповка вдоль боков, сдвоенные фары (на некоторых версиях) и знаменитый изгиб Хофмайстера на задней стойке — стали настоящими знаковыми деталями и продолжают своё развитие в каждой новой итерации 3 серии.
2-е поколение
Выпуск: 1982–1994
Мощность: 66–175 кВт / 90–238 л.с.
Варианты кузова: седан (2- и 4-дверный), кабриолет, Baur Topcabriolet, универсал (Touring), M3 (купе и кабриолет)
1982 год. В домах появляются автоответчики, микроволновки и видеомагнитофоны — теперь это не роскошь, а обыденность. В моду входят первые видеоигры, а Pac-Man становится иконой поколения. Из каждого радиоприёмника звучит «Eye of the Tiger» — настоящий гимн эпохи.
Именно в этом году, в Марокко, BMW представляет второе поколение 3 серии. Главное новшество — широчайшая линейка из семи различных модификаций, выполненных в едином стилистическом ключе с акцентом на седан. Модель вышла на рынок сначала в виде двухдверного седана, а с сентября 1983 года — и в четырёхдверной версии.
Все модели второго поколения получили сдвоенные передние фары в базовой комплектации — элемент дизайна, ставший с этого момента неотъемлемой частью ДНК BMW 3 серии.
От дороги — к треку
Спустя всего два года после дебюта второго поколения BMW 3 серии появились кабриолет и первая легендарная модель BMW M3.
Высокопроизводительное купе с мощностью до 238 л.с. открыло для BMW дорогу в немецкий кузовной чемпионат DTM.
M3 была «омологированной» моделью — то есть официально одобренной для участия в гонках, что сделало её настоящим связующим звеном между гражданскими авто и автоспортом.
Проект Touring: от хобби к серийному выпуску
История первого универсала BMW 3 серии началась с инициативы одного человека. Сотрудник компании Макс Райсбёк мечтал отправиться с семьёй в отпуск, но обнаружил, что багажника седана с классической «трёхобъёмной» формой кузова катастрофически не хватает. И тогда, будучи инженером по кузовам, он просто... переделал машину сам. Отрезал заднюю стойку (С-стойку), сдвинул её назад и создал первый в истории BMW универсал. Так в 1987 году в модельный ряд официально вошла версия Touring — начавшаяся как личный проект, ставший частью истории марки.
3-е поколение
Выпуск: 1990–2000
Мощность: 73–236 кВт / 99–321 л.с.
Варианты кузова: седан, купе, кабриолет, Baur Topcabriolet, универсал (Touring), компакт, M3 (в версиях седан, купе и кабриолет)
Джинсы-клёш, клетчатые рубашки и бум бой-бэндов — 90-е ворвались ярко и громко. Backstreet Boys, New Kids on the Block и первые шаги интернета с модемами, которые «пищали» на весь дом, — всё это стало фоном для следующей главы в истории BMW 3 серии.
Третье поколение стало одним из самых заметных дизайнерских скачков в эволюции модели.
Общий силуэт стал ближе к купе: с выразительным наклоном передней и задней стоек крыши (A- и C-стоек), плавной ниспадающей линией крыши и более стремительным обликом. Визитной карточкой этого поколения стали сдвоенные фары, скрытые под единой стеклянной крышкой — элегантно и современно для своего времени.
Восемь вариантов третьей серии
Это поколение отличалось наибольшим разнообразием кузовов за всю историю модели: седан, купе, кабриолет, универсал Touring, необычный Compact и «заряженные» версии M3 в трех форматах — седан, купе и кабриолет.
Компактный хэтчбек
В 1994 году в семействе появилась совершенно новая модификация — BMW 3 серии Compact. Трехдверный хэтчбек был короче купе на 22,5 см, но при этом имел такой же передок. Задняя часть отличалась оригинальным дизайном и практичностью. Эта компактная версия быстро завоевала популярность и стала третьей по объёмам продаж после седана и купе — настоящий успех для новичка в линейке.
4-е поколение
Выпуск: 1997–2006
Мощность: 77–265 кВт / 105–360 л.с.
Варианты кузова: седан, купе, кабриолет, универсал (Touring), компакт, M3 (купе и кабриолет)
1997 год. «Титаник» штурмует мировые киноэкраны и устанавливает рекорды по сборам. Пирсинги и татуировки становятся массовым явлением, а SMS-сообщения — новым способом общения. Появление кометы Хейла-Боппа заставляет людей чаще смотреть в ночное небо.
В том же году BMW представляет четвёртое поколение 3 серии. Как и прежде, первым выходит седан, за ним следуют купе, кабриолет, универсал, компакт и спортивная версия M3. Но теперь в модельной линейке появляется важное новшество: купе, кабриолет и компакт впервые получают собственную стилистику, отличную от седана.
Рекордные продажи
Четвёртое поколение BMW 3 серии (внутренний индекс E46) переосмыслило привычные черты седана BMW. Трёхобъёмная архитектура сохранилась — чёткое разделение капота, салона и багажника осталось неизменным. Однако «зелёная зона» автомобиля (то есть остекление: лобовое, боковые и заднее стекло, а также стойки и крыша) была полностью переработана.
Сбоку крыша получила более плавный, округлый изгиб, благодаря чему удалось увеличить пространство над головой для пассажиров заднего ряда.
И всё это оказалось невероятно успешным: с продажами в 3 266 885 экземпляров, четвёртое поколение стало самой продаваемой моделью BMW за всю историю.
5-е поколение
Выпуск: 2005–2013
Мощность: 90–331 кВт / 122–450 л.с.
Варианты кузова: седан, купе, кабриолет, универсал (Touring), M3 (в версиях седан, купе и кабриолет)
2005 год. В кинотеатрах доминирует «Гарри Поттер и Кубок огня», в хит-парадах правят 50 Cent, Мэрайя Кэри и Гвен Стефани. В это же время зарождается YouTube — будущий медиагигант.
На Женевском автосалоне в марте 2005 года BMW представляет миру пятое поколение 3 серии. Уже спустя год модель завоёвывает престижный титул «Автомобиль года».
С этого поколения линейка 3 серии начинает всё более чётко разделяться по кузовам: седан, купе, кабриолет и универсал идут своими стилистическими путями. Особенно заметно это стало в дизайне купе и кабриолета — впервые они стали отличаться от седана не только конструктивно, но и визуально.
E90 - уникальный дизайнерский эксперимент
Одним из ярчайших примеров дизайнерского эксперимента стало новое поколение BMW M3 в кузове седан. Оно объединило в себе две философии: передняя часть была позаимствована у купе, а задняя — у седана. Такой синтез дал машине не только уникальный облик, но и подчеркнул её универсальность — как на дороге, так и на гоночной трассе.
И, конечно, не обошлось без сюрпризов от инженеров BMW M GmbH: в рамках экспериментов был создан M3 в кузове пикап! Правда, сама идея не была нова — ещё со времён второго поколения M3 на территории завода 26 лет использовался пикап-версии, чтобы перевозить детали и оборудование по цехам.
6-е поколение
Выпуск: 2011–2018
Мощность: 85–338 кВт / 116–460 л.с.
Варианты кузова: седан, универсал (Touring), Gran Turismo, M3
Мир следит за «Игрой престолов», певица Адель уносит с «Грэмми» сразу шесть статуэток, а режиссёр Мишель Хазанавичус возвращает зрителей в эпоху немого кино с фильмом «Артист». Тем временем BMW 3 серии делает шаг в будущее — в мир электричества.
Впервые в истории модель получила гибридные версии: сначала ActiveHybrid 3, а затем — 330e iPerformance. Все двигатели поколения были турбированными, что стало новым стандартом для линейки.
F30 - новый взгляд на стиль и технологии
По дизайну шестое поколение стало логичным продолжением предыдущего, но визуально сблизилось с «пятёркой». Одной из ключевых новаций стал плавный переход фар к фирменной решетке «ноздри» — элемент, придавший облику машины ещё больше динамики.
Модель также прибавила в габаритах: появление версии Gran Turismo открыло новую нишу. Этот вариант получил купеобразную линию крыши, удлинённую колесную базу и стал значительно просторнее, особенно для пассажиров заднего ряда — больше места для ног и головы.
Больше индивидуальности
Шестое поколение стало отражением нового подхода к персонализации: теперь клиенты могли выбирать из расширенной палитры материалов, цветов и отделок. Помимо знакомого спортивного пакета M, появились три новые линии исполнения: Modern Line, Sport Line и Luxury Line, каждая со своим характером и акцентами.
Отделение купе: рождение 4 серии
Ещё в 90-х обсуждалась идея выделить купе и кабриолет 3 серии в отдельную линейку. С шестого поколения эта концепция воплотилась в жизнь. Седан, универсал и Gran Turismo остались в составе 3 серии, а купе, кабриолет и новинка — Gran Coupé — образовали новую семью под названием BMW 4 серии.
7-е поколение
Выпуск: с 2018 года по настоящее время
Мощность: 110–405 кВт / 150–550 л.с.
Варианты кузова: седан, универсал (Touring), M3 (седан и универсал)
2018 год. Голосовые ассистенты позволяют управлять вызовами без рук, стриминговые сервисы кардинально меняют индустрию развлечений, а появление 5G ускоряет связь и делает технологии ещё ближе.
Седьмое поколение BMW 3 серии отражает этот технологический скачок: в 2022 году модель получила значительные обновления дизайна, динамики и цифровых функций. При этом она сохранила преемственность — короткие свесы, узнаваемые сдвоенные фары и чёткая линия штамповки по бокам остаются верными ДНК 3 серии.
G20 - выбор, которого раньше не было
Седьмое поколение предлагает рекордное разнообразие силовых установок в классе: четыре бензиновых и четыре дизельных двигателя с технологией BMW TwinPower Turbo, мощные рядные «шестёрки» для версий M Performance, плагин-гибридные модификации и интеллектуальная система полного привода BMW xDrive — всё это делает 3 серию одной из самых универсальных моделей в сегменте.
Цифровая эра за рулём
В 2024 году 3 серия вышла на новый уровень цифрового взаимодействия с водителем: с обновлением до BMW Operating System 8.5 и улучшенной системой управления BMW iDrive в версиях седан и универсал, автомобиль стал ещё более интуитивным и «умным».
Инновации, комфорт и драйв — сегодня, как и всегда, BMW 3 серии остаётся символом прогресса на дорогах.
А история успеха BMW 3 серии продолжается — и уже готовится к следующей главе. Новое поколение будет тесно связано с революционной платформой Neue Klasse, на базе которой начнётся выпуск серийных моделей, способных перевести мобильность на новый уровень уже с 2025 года.
Впереди — новая эра: ещё более умные технологии, чистая энергетика и неизменное удовольствие от вождения, за которое «трёшку» любят уже почти полвека.
Оригинальную статью на английском языке вы сможете на официальном сайте BMW Group.