Гарри Гудини, известный иллюзионист, всегда подчеркивал, что его трюки не имеют ничего общего с мистикой. Он убежден, что с помощью ловкости, физической подготовки и хитрости можно осуществить фокусы, которые кажутся невозможными. Однако, его показы были такими захватывающими и удивительными, что некоторые из его секретов остаются неразгаданными. Даже после смерти Гудини вокруг его имени сохраняется ореол таинственности, который по-прежнему привлекает внимание к его биографии.
Настоящее имя Гудини — Эрик (Эрих) Вайс. Он родился 24 марта 1874 года в Будапеште, столице Венгрии, в театральной семье с еврейскими корнями, где был средним из семи детей. Его отец был раввином, и в 4 года семья эмигрировала в Соединенные Штаты, осев в Аплтоне, штат Висконсин. Именно в этом небольшом городке Эрик впервые увидел представления бродячих цирковых артистов, которые оставили на него неизгладимое впечатление, особенно фокусы.
Когда в Аплтоне появилась труппа цирка Джека Хефлера, друзья уговорили Эрика показать свои умения. Он исполнил номер, который сам придумал: подвешенный за ноги, собирал иголки с пола бровями и веками. Хотя юного артиста не пригласили в цирк, известие о его таланте осуществило его мечты.
В 13 лет семья Вайсов переехала в Нью-Йорк, что открыло перед Эриком множество возможностей. Однако он сосредоточился на фокусах, проводя долгие часы за изучением карт, лент и различных реквизитов, разрабатывая свои трюки.
Совместно с братом Теодором Эрик начал выступать на ярмарках, благотворительных вечерах и в небольших шоу. Первоначально их номера были довольно примитивными, но со временем они усложнялись, вызывая все большее восхищение публики.
В 16 лет Эрик купил книгу под названием «Мемуары Жана-Эжена Робера-Удена, посла, писателя и мага, написанные им самим». Эта книга вдохновила его на создание новых чисел. Существует мнение, что неправильное прочтение фамилии автора, которое он интерпретировал как Гудин, дало ему псевдоним. По его собственным словам, имя он выбрал в честь известного американского фокусника Гарри Келлара, однако некоторые считают, что это оказалось просто детским прозвищем.
В начале своей карьеры Гудини сосредоточился на карточных фокусах и даже объявил себя «карточным королем». Профессиональные иллюзионисты считали его талантливым, но отмечали, что ему не хватает ловкости. Решив улучшить свои навыки, Гарри переключился на освоение других трюков, что в будущем стало ключом к его успеху.
Гарри Гудини стал одной из самых значительных фигур в мире иллюзий, и его наследие продолжает вдохновлять современных магов и иллюзионистов. Его ковкий путь, полон трудностей и преодоления, а также загадочная аура, окружающая его жизнь и творчество, до сих пор вызывают восхищение у зрителей по всему миру.
Парень с любопытством заметил, что публика затаила дыхание, наблюдая за иллюзионистом, легко расправляющимся с замками и путами. Чтобы детально изучить работу механизмов, Гарри устроился подмастерьем в слесарь, где смог изготовить свою первую отмычку из проволоки. Это открытие дало ему представление о разнообразии её использования в магических номерах.
Однако Гудини заинтересовался не только механикой своих трюков. Он много времени уделял своим физическим тренировкам, чтобы развить силу, гибкость, выносливость и навык задержки дыхания.
Несмотря на все свои усилия и способности, финансовые результаты его труда часто вызывали разочарование. Когда он немного стал известен, он подошел в редакцию чикагской газеты с предложением назвать секрет любого фокуса за 20 долларов, но редактор, лишь пожав плечами, отправил его ни с чем. Он понял, что журналисты ищут не разъяснений, а острых сенсаций, и решил изменить своё поведение.
Через месяц Гарри пришел в тюрьму с группой журналистов, чтобы показать новый трюк. Будучи закованным в наручники, его заперли в карцере, но вскоре он вышел из него под яркие вспышки фотокамер.
Когда представители СМИ узнали о его предыдущих визитах в данное учреждение, эффект оказался менее драматичным, и Гудини предложил им повторить эксперимент. На этот раз его обобрали и заклеили рот гипсом, после чего его снова заперли в другой камере. Всего через несколько минут он вновь оказался на свободе.
В 1894 году Гарри придумал трюк под названием «Метаморфоза». Ему связывали руки, завязывали в мешок и помещали в запертую коробку. Когда ящик прятали за занавес, ассистентка выходила, а после хлопка кулисы Гудини предстал перед зрителями, а его помощница оставалась взаперти.
В 1900 году Гудини отправился в гастрольное турне по Европе вместе с супругой. Публика была не столь искушенной, и он сразу стал популярным артистом. Дважды побывав в России, он повторил свой трюк с побегом из Бутырки в Москве и затем исполнил аналогичный номер в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Он также поразил зрителей в Германии, Франции и Нидерландах.
Один из его популярных номеров заключался в освобождении из молочной емкости. Зрителям позволяли участвовать в шоу: проверять бидон, приносить свои замки и даже выбирать жидкость для наполнения. Главный секрет этого трюка заключался в тщательно замаскированной съемной крышке, которую никто не заметил.
О талантливом иллюзионисте Гарри Гудини, легко освобождающемся от пут и оков, быстро начали говорить далеко за пределами Америки. Его популярность была на уровне легендарного Чарли Чаплина, с которым ему даже посчастливилось встретиться, что было запечатлено на фотографии.
В Лондоне Гудини впечатлил зрителей своим занятием «Исчезновение слона». Когда он снял бархатное покрывало с животного, оно исчезло, и зрители были в полном восторге. В другом номере, окруженный множеством зрителей, Гудини, закованный в цепи, был сброшен в Темзу, но они вновь увидели его в безопасности.
Благодаря своей тщательно приготовленной программе, вокруг Гудини возникла аура мистической притягательности. Его враждебно воспринимали, из-за слухов о «нечистой» сущности. В отличие от многих магов, Гудини активно боролся с мошенниками и даже сотрудничал с полицией. Это вызвало разлад с его другом Артуром Конан Дойлом, после того как он разоблачил его жену на спиритических сеансах.
Кроме того, разочарованный в своем кумире Робере-Удене, после того как вдова не позволила ему посетить его могилу, Гудини выпустил книгу, где обвинил его в мошенничестве. Множество последователей французского иллюзиониста позже пытались опровергнуть эти утверждения.
С течением времени у Гудини появилось все больше желания разоблачить коллег. На закате своей карьеры он предложил шоу под названием «Три в одном: разоблачение магии, трюков и мошенничества», которое стало весьма популярным среди публики.
С личной жизнью Гудини связано много мифов. Многие утверждали, что он и его жена Бесс никогда не ссорились и всегда мирились. Гарри придумал оригинальную систему для минимизации конфликтов в своем союзе.
Если бы они не могли прийти к согласию, и терпение Гудини заканчивалось, он трижды поднимал свою правую бровь — сигнал для Бесс замолчать. После их отдыха они обсуждали свои проблемы в спокойной обстановке.
У Бесс тоже был свой способ показать, когда она не желала общаться. После ссоры Гудини обходил дом четыре раза, а затем бросал свою шляпу через дверь или в окно. Если шляпа не вернулась обратно, значит, она успокоилась, и он мог вернуться.
С будущей супругой Гудини познакомился в молодости после своего выступления. Первоначально его брат пробовал завоевать ее сердце, но в конечном итоге между Гарри и Бесс возникла искра. После свадьбы они почти не расставались, и она стала его помощницей на сцене.
Смерть Гудини стала для Бесс огромной утратой. Хотя он не верил в потусторонние силы, они договорились, что он даст знать, если появится возможность. В течение десяти лет после его смерти Бесс ежегодно посещала сеансы спиритизма в его день рождения, надеясь установить контакт, но, к сожалению, все ее попытки оказались безуспешными, и она приняла это.
Цена, которую Гудини платил за свои трюки, была высокой. По завершении каждого шоу ему часто требовалась медицинская помощь из-за серьезных травм. Одна из этих травм, как полагают, и привела к его гибели.
Во время одного из выступлений в Канаде к Гудини подошли три студента с вопросом о том, может ли он выдерживать удары. Погруженный в размышления, иллюзионист кивнул. В ответ один из них, чемпион колледжа по боксу, трижды ударил его в живот.
Гудини быстро прервал его, заявив, что ему нужно подготовиться. Удары возобновились, и спортсмен почувствовал, что крепость тела Гудини на самом деле сильная.
К сожалению, именно эти удары оказались роковыми для Гарри. У него произошел разрыв аппендикса, и в результате развился перитонит и гангренозный аппендицит. Есть мнение, что травма стала причиной этого состояния, но другие уверены, что все дело было в запоздалом обращении к врачу. Возможно, Гудини ощущал болезненные симптомы, но считал, что это последствия ударов, и не спешил искать помощь.
Гудини скончался 31 октября 1926 года в Детройте. Его тело было отправлено в Нью-Йорк, где его похоронили в специальном ящике, который он использовал для своих выступлений.
С течением времени его смерть обросла разными мифами. Некоторые считают, что причиной его смерти стало отравление.
Гудини навсегда остался в анналах истории. Его жизнь вдохновила множество художественных и документальных фильмов, сериалов и книг. В его честь была создана масса мемориалов по всему миру, а в США открыли несколько музеев, в России в 2015 году была учреждена премия его имени.
Читайте также статьи:
Павел Лычников. Переезд в Америку почти без денег. Успех в Голливуде. Личная жизнь. Как живет актер?
Ольга Михайлова. Путь к успеху. Загадочная личная жизнь. Как живет актриса?
Дмитрий Блажко. Мог бы стать медиком, но стал актером. Роли. Загадочная личная жизнь
Галина Надирли. Путь к успеху. Роли. Непростая личная жизнь. Как живет актриса?