Участникам военной операции после завершения боевых действий помогут вернуться к мирной жизни логотерапия, поддержка родных и военное братство, заявил «Татар-информу» психотерапевт Рамиль Гарифуллин. Он также рассказал, как эффективно организовать психологическую реабилитацию военнослужащих.
По словам Гарифуллина, солдаты, особенно те, что получили увечья, сталкиваются с сильнейшими эмоциональными переживаниями. Впоследствии это может привести к потере смысла жизни. Специалист сообщил, что в такой ситуации может оказаться эффективной логотерапия, то есть психотерапия смысла жизни. В рамках такой терапии участника СВО, например, просят вести дневник, в который нужно записывать действия, улучшающие настроение.
У тех, кто участвовал в боевых действиях, могут нарушаться нейронные функции и меняться поведение, отметил психолог. В лечении соматических и психосоматических расстройств может помочь корректная диагностика. Когнитивная поведенческая и адаптивная психотерапии будут эффективны при работе с военными, потерявшими конечности. Они помогут мозгу принять изменения.
Гарифуллин рассказал, что зачастую у военнослужащих после возвращения с фронта возникают проблемы в отношениях с родными. В этой ситуации может помочь семейная психотерапия. Психотерапевт назвал этот момент важным, поскольку нередко именно родственники и друзья главным образом помогают в нейрофункциональном восстановлении солдата.
«Именно родственники, по статистике, могут контролировать выполнение упражнений, которые совершает участник СВО. Именно от родственников часто зависит мотивация бойца. Именно близкие не дают унывать, чувствовать агрессию, отчаяние», — подчеркнул собеседник агентства.
Вернуться к нормальной жизни бойцу также может помочь «позитивное военное братство», сказал специалист. По его словам, лучше всего понять солдата сможет только тот, кто сам познал и видел боевые действия. Гарифуллин считает, что общение с сослуживцами для бойца может оказаться великой и жизнеутверждающей силой.
Ранее социолог Елена Луковицкая предостерегла от поспешного трудоустройства ветеранов СВО в полицию, указав на риск развития посттравматического стрессового расстройства. По её мнению, работа в полиции может стать триггером для вернувшихся с фронта, вызывая негативные воспоминания, тревогу и агрессию.