Найти в Дзене
Ника Калашникова

безмерно вопреки

по следам выставки “Русское невероятное” в центре #ЗОТОВ (22.11.2024 - 23.03.2025) “Провозгласив лозунг “Искусство - в жизнь”, конструктивисты задали нам определённый взгляд, в первую очередь - на философию как на модель организации жизни. Последовав их примеру, мы попытались посмотреть на конструктивизм в непривычном ракурсе и ответить на вопрос, почему этот культурно-художественный феномен получился таким многоликим, неоднозначным и противоречивым.” выставка с самого начала вызвала большой интерес. а битком набитые залы в последние выходные свидетельствуют, что тема далеко не исчерпана. явление русского конструктивизма (да-да, это наше уникальное отечественное изобретение) остается во многом загадкой. конечно, были общие исторические процессы, которые повлияли, например, стремительная индустриализация, но она была повсеместной, и Европа здесь отнюдь не была в отстающих… но новая революция в искусстве возникла именно в России, на фоне двух революций, войн, разрухи, слома всего граждан

по следам выставки “Русское невероятное” в центре #ЗОТОВ (22.11.2024 - 23.03.2025)

фото: @visualronster_online фрагмент картины Василия Купцова "Дирижабль", 1933
фото: @visualronster_online фрагмент картины Василия Купцова "Дирижабль", 1933

“Провозгласив лозунг “Искусство - в жизнь”, конструктивисты задали нам определённый взгляд, в первую очередь - на философию как на модель организации жизни. Последовав их примеру, мы попытались посмотреть на конструктивизм в непривычном ракурсе и ответить на вопрос, почему этот культурно-художественный феномен получился таким многоликим, неоднозначным и противоречивым.”

выставка с самого начала вызвала большой интерес. а битком набитые залы в последние выходные свидетельствуют, что тема далеко не исчерпана. явление русского конструктивизма (да-да, это наше уникальное отечественное изобретение) остается во многом загадкой. конечно, были общие исторические процессы, которые повлияли, например, стремительная индустриализация, но она была повсеместной, и Европа здесь отнюдь не была в отстающих… но новая революция в искусстве возникла именно в России, на фоне двух революций, войн, разрухи, слома всего гражданского мироустройства и становления нового советского государства - именно в такое сложное время в начала 1920-х творцы всех видов искусств: от поэзии и музыки до живописи и архитектуры - всех мастей и калибров - ломали копья в спорах и объединялись в порыве утвердить новую концепцию, обосновать конструктивизм - как метод.

часть экспозиции с картиной Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина "Фантазия", 1925
часть экспозиции с картиной Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина "Фантазия", 1925

однако, как при составлении пусть даже самого общего впечатления о конструктивизме, сложно не обратить внимание, что он многообразен, а работы крайне неоднородны. важно отметить, что конструктивизм, возникнув в начале XX века, отнюдь на закончился, он развивался на протяжении всего столетия и сейчас актуален как ни когда. и чтобы хоть как то объять нечто необъятное и по своей природе чудесное, кураторы выставки изрядно потрудились, предложив в качестве выставочного концепта своеобразную карту смыслов - тем, на которые разделена экспозиция. и надо отдать им должное - они заслуживают отдельного внимания. судите сами, вот только некоторые из них:  БЕЗМЕРНО, НАВЕКИ, ВВЫСЬ, НЕУДЕРЖИМО, ВОПРЕКИ…

позаимствую у кураторов некоторые особенно удачные, на мой взгляд, описания, вот, например, “безмерно”:

“Пространство - одна из причин блужданий и устремлений, неуемности и неделания, космизма намерений и несбыточности надежд. Пространство формирует модель мира, а отсутствие у него чётких очертаний приводит к абстрактному мышлению, свободе от организующих конкретностей и надежде на то, что всё как-то обойдётся и сбудется”. Последствия противоречивы - от бессмысленного подковывания блохи до планетарных намерений русского авангарда.”

инсталяция. Роман Сакин "Лес", 2008
инсталяция. Роман Сакин "Лес", 2008

“Стремление к выходу за пределы и рамки - опыта, знания, здравого смысла, - рождают идею полёта , как функции, изначально человеку не свойственной. Именно это стремление лежит в основе познания и творчества, именно оно отражено в устойчивом языковом сочетании полёт фантазии, в наречиях ввысь, неудержимо, запредельно.”

Вячеслав Мизин, Александр Шабуров "Русские чудовища", 2012
Вячеслав Мизин, Александр Шабуров "Русские чудовища", 2012

а вот ещё: “вопреки” - по мне, квинтэссенция русской бытийности :

“Как известно, всё, что в России должно быть сделано, делается само, не благодаря, а вопреки.”

предложенные темы и соответствующие деления экспозиции, конечно, условные, но отнюдь не абстрактные: они предлагаются в качестве неких категорий для осмысления - критериев для описания нашего пространства, характеристик свойственного нам образа мышления и образа действий, наших архетипов от сказочно-былинных до русского космизма и его новых героев…

в общем, поиски ответов могут увлечь и затянуться, открывая всё новые и новые грани.

Каждый раз, когда кажется, что вот-вот обнаружиться истина, исчерпывающе объясняющая феноменологические основы конструктивизма, открываются новые источники и аспекты этого явления. Однако сознание универсальности его центральных категорий дает ощущение его вневременности. И сегодня некоторые художники, архитекторы, дизайнеры чувствуют себя причастными конструктивизму…

Михаил Рогинский "Тут вот вопрос у меня", 1996
Михаил Рогинский "Тут вот вопрос у меня", 1996
-6

-7