Людвига II его подданные называли «сказочным королем» Баварии. Народ обожал Людвига, однако правительство его ненавидело. Людвиг вошел в историю не только как один из самых красивых королей всех времен и народов, но и как монарх, имевший огромное количество странностей.
Замкнутый ребенок
Родился Людвиг Баварский в Германии, в Мюнхене, в 1845 году. Его родители знали, что, возможно, ему суждено стать королем. Поэтому воспитание мальчика было строгим, а образование – тщательным. Людвиг вставал в 6 утра и приступал к многочисленным занятиям, изучая буквально все на свете – от королевского этикета, до математики и латыни.
Уже в детстве окружающие начали замечать некоторые странности в поведении мальчика. Людвиг терпеть не мог находиться на людях и предпочитал проводить время один. Часами он сидел в одиночестве в своей комнате за книгами или же гулял без сопровождения по горам, окружавшим родительский замок.
Эта особенность характера в сочетании с необыкновенной романтичностью Людвига сослужила ему в последующем плохую службу. Взойдя на престол, он, по мнению политиков того времени стал вполне посредственным королем. Многие представители высшей власти считали, что Людвиг мог бы стать просто отличным художником, поэтом или музыкантом. Но в управлении страной он проявлял мало способностей.
Хотел быть, как король-Солнце
Коронован Людвиг после кончины своего отца, Максимилиана Баварского, был всего в возрасте 18 лет. К тому времени он уже превратился в необыкновенно привлекательного внешне молодого человека.
По воспоминаниям современников, хотя с малых лет он понимал свое будущее предназначение, становиться монархом он не слишком хотел. Помогать править страной юному Людвигу, по сути, было некому. Поэтому правил он в первые годы с большой оглядкой на одного из авторитетов своей юности – жившего задолго до него Людовика XIV, французского короля-Солнце.
По воспоминаниям современников, Людвига интриговало даже то, что он был тезкой знаменитого монарха. Молодого короля восхищала манера Людовика общаться с окружающими и его способы править. Больше всего же Людвига привлекало то, что французский король отождествлял себя с государством. Ведь именно Людовику XIV принадлежит фраза «государство – это я». Людвиг хотел править так же, как Людовик и быть похожим на него.
Но как бы ни старался Людвиг, на популярного французского короля он вовсе не походил. Повзрослев, король остался не только замкнутым, но и очень стеснительным и нерешительным человеком. На несчастье молодого монарха он еще и родился еще в то время, когда монархия, как форма правления, уже утратила свою популярность.
Игра в короля
Людвиг, видимо, понимал это, и по сути, не правил, а играл короля. Это было заметно даже в его манере держаться – поведении на приемах или, к примеру, в походке. Заходя в зал к подданным, Людвиг шествовал очень важно, выпрямив спину и высоко задрав подбородок. Проходя по коридорам, он далеко выставлял сначала одну ногу, затем другую.
Выглядела походка Людвига при настолько нелепо, что шедшие сзади люди даже посмеивались над ним. Однако, когда Людвига однажды на одном из его приемов увидел французский поэт Поль Верлен, в последующем он описал его, как «последнего истинного короля Европы».
Дружба с Вагнером
Как бы там ни было, став королем, Людвиг тут же начал покровительствовать всевозможным художникам, музыкантам и поэтом. Первым делом король пригласил к себе в замок своего самого любимого композитора – Ричарда Вагнера. Людвиг обожал Вагнера с детства, считая, что в его музыке живет «великий тевтонский миф».
Вагнер был бедным музыкантом и поддержка Людвига стала для него большим подспорьем. Известно, что Людвиг настолько восхищался композитором, что произведения Вагнера даже стали вдохновением для нескольких его архитектурных проектов, которые он воплотил за время своего правления.
Известно, что король Людвиг построил в Баварии несколько поистине великолепных и по настоящему «сказочных» замков. По воспоминаниям современников, эти замки, строились которые в отдаленной местности, стали для нелюдимого короля отличным способом отдалить себя от мира и в особенности от ненавистного баварского парламента.
Вагнер со своей стороны также был привязан к королю Баварии и считал, что без его помощи он не написал бы большей части своих произведение. К примеру, по словам Ричарда, если бы не Людвиг, свет бы никогда не увидела бы одна из ключевых его работ – цикл опер «Кольцо нибелунга».
Однако пока Людвиг уделял внимание музыке, изобразительному искусству и архитектуре, баварское правительство становилось все более недовольным отсутствием у него интереса к политическим делам. В то время посредственные таланты Людвига в плане управления страной баварские политики еще списывали на его молодость и относились к этому более-менее терпимо.
Невеста
Решив, что дело в молодости короля и его несерьезном отношении к жизни, политики страны решил женить Людвига. По их мнению, супруга и дети могли бы остепенить юношу и сделать его более серьезным человеком. Для самого Людвига такое решение окружающих стало настоящим испытанием.
Политики ошибались. Мало занимался делами страны молодой король вовсе не из-за несерьезности характера, а из-за своей застенчивости и нелюдимости. На самом деле Людвиг чувствовал огромную ответственность перед своим государством. Но при этом ему было очень сложно переступать черту своей замкнутости. К примеру, по воспоминаниям современников, Людвиг даже с близкими родственниками вел себя очень формально, не как близкий человек, а по-прежнему «играя короля».
Очень тяжело Людвигу, конечно, было заводить отношения и с новыми людьми. Известно, что с женщинами с юных лет король и вовсе практически не общался. Ко всему прочему, как и у многих других правителей и представителей высшей знати того времени, у Людвига, к сожалению, проявились неестественные наклонности.
По воспоминаниям современников, король очень стеснялся этой своей особенности и тщательно старался скрывать ее от окружающих. Будучи примерным христианином, Людвиг боролся со своими неестественными влечениями и преуспел в этом. Известно, что Людвиг не скомпрометировал себя ни одним «странным» романом.
В любом случае, желая остепенить короля, родственники и члены парламента подыскали ему невесту. Людвигу посоветовали посвататься к Софии Баварской, младшей сестре королевы Австрии Елизаветы.
Людвиг не стал выступать против такого выбора, поскольку давно был знаком с Софией. Молодых людей объединяла любовь к музыке Вагнера. София хорошо пела, превосходно музицировала на пианино и часто пела Людвигу арии из опер его любимого композитора.
Король посватался к кузине своего отца и получил согласие. Известно, что Людвиг однажды даже пригласил Софию в театре в свою королевскую ложу. В то время подобный поступок считался неприличным. А потому поведение Софии даже вызвало гнев ее матери. Матушка принцессы настолько разозлилась, что даже запретила дочери на некоторое время видеться с Людвигом.
Свадьба Людвига и Софии однако так и не состоялась. Испугавшись сложностей брака, баварский король в конечном итоге пошел на попятный. Людвиг отложил свадьбу и это вызвало в свою очередь недовольство отца невесты. Герцог Баварский написал королю письмо в котором просил его сдержать обещание и жениться на его дочери. Отсрочки свадьбы, по мнению герцога, компрометировали его дочь.
После этого письма Людвиг окончательно передумал жениться. В извинение король прислал Софии письмо, мысль которого заключалась в следующей фразе:
Твой жестокий отец хочет разлучить нас
Свадьба не состоялась. Людвиг так в последующем никогда и не женился. София же вскоре вышла замуж за герцога Фердинанда Алансонского, внука французского короля Луи-Филиппа. В возрасте всего 50 лет София погибла на пожаре во время одного из благотворительных базаров в Париже.
Интеллектуальные развлечения короля
Поступки молодого баварского короля, таким образом, зачастую были неразумными, и считали его политики несерьезным все же не без некоторых оснований. Молодой баварский король, несмотря на свою замкнутость, помимо всего прочего, обожал разного рода развлечения. Единственное, эти развлечения были более интеллектуальными, чем у большинства ровесников Людвига того времени.
Баварский король, к примеру, часто приглашал к себе в замок поэтов, которые лично читали ему свои стихи. Также Людвиг обожал устраивать у себя дома театральные постановки с участием лучших актеров того времени, и несмотря на свою замкнутость, даже часто посещал театры.
Сказочные замки сказочного короля
Становясь со временем все более замкнутым человеком, как уже упоминалось, в какой-то момент Людвиг занялся строительством замков. Первым замком, который он построил на юге Баварии, стал сказочный замок в стиле барокко Линдерхоф.
Затем были и другие замки. В время строительства каждого из дворцов, Людвиг лично следил за ходом работ и разумеется, отсутствовал в столице. К тому же на каждый из своих замков король тратил поистине колоссальные суммы. В конечном итоге все это вызвало крайнее недовольство парламента и других членов королевской семьи.
Опустошив королевскую казну на строительство замков, Людвиг в конечном итоге даже начал занимать деньги на строительство у заемщиков в Европе. Это привело к образованию у Баварии огромного внешнего долга. Из-за странного увлечения короля страна уже стояла на краю финансового краха.
Конфликт с правительством
Политики пытались призвать Людвига к экономии, но этого у них не получалось. В конечном итоге премьер-министр потребовал у короля, чтобы тот заморозил все свои архитектурные проекты. Это требование однако разгневало Людвига и тот пригрозил гостю, что вообще распустит правительство.
К тому времени на короля ополчились уже многие политики. Дело в том, что у Людвига была привычка увольнять министров и прочих высших чиновников, «под настроение», иногда даже без особого на то повода. Такое поведение короля и его огромные траты вынудили баварских политиков искать выход из сложившейся ситуации.
Заговор
К счастью для них баварские законы не только позволяли королю увольнять министров, но и признавать недееспособным самого монарха. В результате в Баварии против Людвига созрел настоящий заговор. Политики, недовольные королем, начали искать повод объявить его сумасшедшим.
Помимо всего прочего, члены правительства заручились поддержкой родного дяди Людвига – Луитпольда, которого пообещали посадить на трон вместо племянника, сделав его принцем-регентом Баварии при младшем брате Людвига Отто.
Также одним из участников заговора стал психиатр Бернхард фон Гудден. Гудден был знаменит в Баварии тем, что незадолго до этого признал Отто душевнобольным.
Удаленный диагноз
Действовать заговорщикам приходилось очень осторожно. Если бы Людвиг хоть что-то заподозрил, он вполне мог бы пойти на то, чтобы уволить всех министров в стране. Если бы, к примеру, к Людвигу в один из его строящихся замков вдруг бы нагрянул психиатр, он конечно же, сразу же бы что-то заподозрил и принял бы меры.
Поэтому ставить диагноз королю Бернхарду Гуддену пришлось удаленно. Психиатр поговорил со слугами Людвига и на основании этого сделал заключение. В этом заключении, сохранившемуся в архивах, указывалось, к примеру, на то, что король:
- Запрещает слугам стучаться в его двери, заставляя их при желании войти к нему в комнату в эти двери «царапаться»;
- Запрещает слугам разговаривать с собой, а лишь изъясняться жестами;
- При подаче пищи запрещает смотреть на себя и при этом запрещает смотреть еще и на саму еду.
Мнение современных психиатров
На основании этих трех «странностей» Гудден и поставил диагноз «паранойя» Людвигу. Современные психиатры на основе косвенных признаков полагают, что у Людвига действительно могло быть какое-то душевное заболевание, но скорее всего, все же не такое серьезное, как паранойя. По мнению современных врачей баварский король, по всей вероятности, страдал обычным расстройством личности.
В любом случае известно, что сами подданные Людвига, включая слуг, сумасшедшим его не считали. Королю приписывали лишь излишнюю эксцентричность, но никак не безумие. Король был несколько мягкотел, замкнут и имел странные увлечения. Но по мнению подданных, это был еще не повод для того, чтобы ставить ему диагнозы.
Подозрения короля
У парламента на этот счет однако было свое мнение. На основании заключения Гуддена министры решили объявить его недееспособным и вынудить оставить трон. Людвиг в это время находился в своем самом любимом из построенных им замков – великолепном Нойшванштайне. Этот сказочно красивый замок, архитектура которого разрабатывалась под впечатлением опер Вагнера и легенд о Граале, был самым большим архитектурным проектом баварского короля.
Сюда к Людвигу и нагрянула комиссия, приехавшая с целью объявить его сумасшедшим и заключить под стражу. Известно, что Людвиг знал о готовящемся против него заговоре и подозревал в его организации своего дядюшку Луитпольда. Незадолго до визита комиссии он даже написал письмо одному из своих кузенов в Мюнхен с просьбой «разведать обстановку».
Мой любимый кузен. Прости меня за неразборчивый почерк. Пишу тебе в спешке. Сегодня передо мной предстали два министра, которые пытались уговорить меня отказаться от трона. Это подлый заговор и я подозреваю, что виновен в нем принц Луитпольд. Пока что придержи эту информацию при себе, но постарайся разузнать побольше от надежных людей. Я слышал, что ходят слухи о моей болезни. Это неправда. Их распространяют те, кому это выгодно. И в них нет ни слова правды.
"Осада" замка
Однако принимать меры король, видимо, начал слишком поздно. Комиссия уже стучалась в ворота замка, и Людвигу пришлось прибегнуть к помощи местного населения, которое любило его и уважало. Местные жандармы, пожарные и простые крестьяне попросту отбили своего короля, не пустив комиссию в Нойшванштайн.
Во время этого инцидента даже произошел достаточно забавный случай, сохранившийся в анналах истории Германии. Одна из почитательниц Людвига – баронесса Эсперанса Сарачага, была настолько возмущена обвинениями, выдвинутыми против короля, что бросилась на членов комиссии с зонтиком и попыталась нанести им несколько ударов. После этого она побежала к Людвигу и назвала ему фамилии всех прибывших.
Баронесса, конечно, не нанесла прибывшим особого ущерба, однако «нападавшим» на замок пришлось спасаться бегством от полицейских и пожарников. Члены комиссии укрылись в соседнем замке – Хоэншвангау, где по приказу короля, узнавшего их фамилии, вскоре были арестованы, а затем – высланы обратно в Мюнхен.
Проигрыш Людвига
В этот раз победа осталась за королем Людвигом. Но спасти себя баварскому монарху в конечном итоге все же не удалось. После неудачной попытки арестовать его, Людвиг попытался призвать на свою сторону остальной народ Баварии через газеты. Однако все его письма, направленные издателям были перехвачены.
В конечном итоге король все же был арестован. Заговорщики пробрались к нему в замок ночью и втайне вывезли его в Мюнхен. Принцем-регентом Баварии был назначен Луитпольд.
Известно, что к своему аресту Людвиг отнесся уже предельно спокойно. Другие заключенные относились к нему уважительно и с почтением. Сам Людвиг ни с кем особо не общался, и лишь в душе, его, скорее всего, бушевали нешуточные страсти. Вскоре арестованного бывшего короля переправили из Мюнхена в замок Берг, находящийся на берегу Штарнбергского озера.
Таинственная гибель
Сюда к нему приехал доктор Гудден, которого правительство назначило ему в качестве лечащего врача. Вскоре случилась трагедия.
В один из вечеров король и Гудден отправились вдвоем на прогулку по тропе вдоль озера. Через несколько часов они так и не вернулись, и в замке забеспокоились. Персонал замка приступил к поискам Людвига и Гуденна. Всю ночь поиски не давали никакого результата.
Но под утро в озере нашли бездыханными и Гуддена, и Людвига. Вызванная полиция не обнаружила ничего, что могло бы пролить света на произошедшее. Что случилось в ту ночь с королем и его психиатром, доподлинно неизвестно до сих пор. Официальной версии произошедшего не существует.
Версии
Существует только несколько догадок, выдвинутых современными исследователями истории Германии, что могло произойти тогда в замке Берг. Поскольку с Людвига был сорван пиджак, а у Гуддена - поцарапаны руки, большинство исследователей склоняется к мысли о произошедшей между мужчинами борьбе.
Видимо, разозленный потерей власти и недопустимой опекой Гуддена Людвиг набросился на доктора на прогулке. В ходе борьбы доктор погиб в водах озера, что испугало и сподвигло на необратимый поступок уже самого бывшего короля. Людвиг Баварский считался неисправимым романтиком и такой драматичный уход из жизни был вполне в его стиле.
Существует также легенда, будто бы один из рыбаков, живших около замка Берга, рассказывал будто он принимал участие в заговоре, который организовал Людвиг с целью своего бегства. Король будто бы хотел освободиться и доказать, что ему был поставлен неверный диагноз. Рыбак, согласно легенде, ждал Людвига в лодке в условленном месте. Однако, когда король попытался влезть в лодку, раздался выстрел одного из охранников замка.
Баварский парламент, конечно, сильно бы пострадал, если бы выяснилось, что арест короля был обоснован клеветническим медицинским заключением. Однако легенда о предполагаемом возможном побеге короля, скорее всего, все же – не более чем легенда, основанная на том факте, что простой народ любил своего монарха.