Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Вы со стопроцентной вероятностью замечали, что в зданиях вокзалов, или, скажем, терминалов аэропортов - крайне высокие потолки. Вот, например, посмотрите на Парадный зал Витебского вокзала Петербурга:
Высота потолка (хотя правильнее всё-таки будет сказать свода) - порядка двадцати метров. Или вот, более известный любому, кто бывал в Петербурге - Московский вокзал, главный вестибюль которого имеет высоту более десяти метров:
С аэропортами картина абсолютно такая же. Да, пускай, в среднем, высота потолков в них все же чуть меньше, чем у вокзалов, построенных в XIX веке, но всё равно - немаленькая. И несмотря на то, что все давно привыкли к такому архитектурно-планировочному решению и считают его единственно верным - в этой статье пробежимся по всем причинам.
Соразмерность
Что первое приходит на ум при словах «вокзал» или «аэропорт»? Ну, кроме, собственно поездов или самолётов. Наверное вы подумаете про толпу людей. Разумеется, через такие здания в единицу времени проходит большое количество пассажиров, а потому, такие помещения должны быть большие как в ширину, так и в длину. Ну либо только в длину, тут уже в зависимости от предназначения.
Однако, если при этом высота потолков в помещении будет около трёх, ну или, пускай даже - четырёх метров, то знаете на что это будет похоже? На крытую автомобильную парковку. Только через которую будет ещё толпа людей проходить.
Очевидно, что это создавало бы психологический дискомфорт, да и ни о какой эстетике речи не идёт. А таким строениям в крупном городе, как вокзал или аэропорт, эстетика должна быть присуща.
Воздух, свет, шум и безопасность
Далее у нас следующие факторы. Во-первых, каждому из толпы пассажиров должно хватать кислорода, а также должна поддерживаться комфортная температура и влажность. Высокие потолки способствуют лучшей циркуляции воздуха, позволяя вентиляционным системам эффективнее поддерживать комфортный микроклимат.
Во-вторых, высокие потолки позволяют сделать и, в том числе, высокие окна, что позволяет свету лучше проникать в помещение, за счёт чего, в дневное время, экономится электричество на освещение.
В-третьих, вокзалы и аэропорты, по определению - места шумные. Шум от голосов, объявлений, работающих механизмов и катящихся чемоданов может быть сильным раздражающим фактором. Высокие потолки помогают рассеивать звук, уменьшая эхо и создавая более комфортную акустическую среду. В сочетании со звукопоглощающими материалами это делает пребывание менее утомительным.
Ну и, в-четвертых, при задымлении помещения, высота безопасного коридора с подобающим содержанием кислорода будет больше. Таким образом, при эвакуации, пассажирам не надо будет пригибаться к самому полу, чтобы было чем дышать - это бы очень сильно замедлило процесс эвакуации.
Это что касается зон, где нет поездов. А вот если над перроном есть дебаркадер, как например на Киевском вокзале в Москве, Витебском в Петербурге, или Южном вокзале Калининграда - то высота его свода должна быть ещё выше чтобы выхлопные газы от тепловозов (а ранее паровозов), а также дым от котлов в вагонах, которые топятся углём, мог рассеиваться, а пассажирам было чем дышать.
Эстетика и история
Ну и куда же без упоминания того, что вокзал, опять же - сооружение монументальное и является, в том числе, визитной карточкой города. Открытые пространства с высокими потолками создают эффект грандиозности, повышая статус здания. Для пассажиров это работает на уровне психологии: просторные помещения вызывают ощущение свободы, уверенности и комфорта, в отличие от низких и тесных помещений, которые могут вызывать тревожность.
Наконец, высокие потолки - это возможность для архитекторов воплотить уникальные дизайнерские решения. Вокзалы и аэропорты - визитные карточки городов, и эффектный интерьер делает их запоминающимися. Купола, стеклянные конструкции, подвесные элементы и световые инсталляции придают терминалам индивидуальность и помогают формировать имидж города или страны.
В конце концов, эпоха строительства железнодорожных вокзалов началась примерно тогда же, когда массово стали применяться такие строительные материалы, как сталь и стекло. Стальные конструкции позволяли делать пролеты шире, чем активно пользовались инженеры того времени. А широкие пролеты - это то что нужно для помещений, в которых собираются и через которые проходят десятки тысяч людей в сутки.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!