Найти в Дзене

Как расторгнуть договор с Wildberries и завершить сотрудничество без финансовых последствий и судов?

Оглавление

За последние годы моей юридической практики ко мне обратилось достаточно большое количество селлеров (продавцов на Вайлдберриз) примерно со следующей проблемой:

Я давно завершил работу с WB, но на остатках у меня находятся 5-7 единиц товаров, которые числятся в статусе "в пути" или "итого по складам". С этим товаром я ничего не могу сделать, он вроде как размещен в отчете об остатках, но в карточке его нет в наличии. Его нельзя ни купить, ни официально вернуть. Из-за этой проблемы с остатками - маркетплейс не дает мне возможности завершить сотрудничество и, соответственно, закрыть кабинет.

Но это даже не самая страшная проблема, которая могла произойти. Есть группа селлеров, которые примерно в 2022 году (может быть, даже раньше) перестали отслеживать свой ЛК, фактически его забросили. Зайдя в кабинет в 2024-2025 году, они видят, что Wildberries каким-то мифическим образом нашел у них 5-7 единиц товара и начал этот товар катать между складами или между пунктами выдачи заказов. При этом, Вайлдберриз ОБНУЛИЛ все габариты и начал рассматривать товары как сверхгабаритные.

В итоге, в 2024-2025 году селлеры заходят в кабинет и видят начисление повышенной логистики, измеряемой сотнями тысяч рублей. И здесь я сразу хочу дать вам такую рекомендацию. Если вы решили бросить личный кабинет на Wildberries, а маркетплейс не дает его закрыть, ни в коем случае не бросайте кабинет, пока вы официально не уведомите Wildberries о расторжении договора и завершении сотрудничества с ним (через претензию на портале). Причем вы не только должны уведомить Wildberries, но и также зафиксировать факт этого уведомления, потому что это будет в дальнейшем иметь юридическое значение.

О важности подготовки правильной претензии

Теперь давайте перейдем к решению проблемы. Допустим, вы хотите завершить сотрудничество, но у вас на остатках висит определенное количество товара, который вы никак не можете забрать. Что вам нужно сделать? Гражданский кодекс РФ, а точнее статьи 977, 1003 и 782, позволяют вам в одностороннем порядке расторгнуть договор с Вайлдберриз (к этому договору применяются правила о комиссии и агентировании). Более того, сама оферта Wildberries (это пункт 8.2) предусматривает возможность одностороннего расторжения договора. То есть любая сторона в одностороннем порядке может его расторгнуть.

Поэтому ваша задача — направить претензию с уведомлением об одностороннем расторжении договора, ссылаясь на эти статьи закона и на положение оферты. В этой претензии нужно потребовать возврат товара, который у вас сейчас числится на остатках, в том числе товар в пути (а также ЛЮБОЙ другой товар, который ПОТЕНЦИАЛЬНО может находиться на остатках). Вы не должны ограничиваться только теми единицами, которые у вас висят в отчете об остатках, потому что через 2-3 месяца Wildberries сможет найти у вас какой-то еще товар и отобразить его в отчете по остаткам. Чтобы минимизировать вероятность этой проблемы, вы должны более абстрактно формулировать требования о возврате товара. Но возврат заявлять обязательно нужно, поскольку за расторжением договора следует передача товара принципалу (комитенту).

Об отправке претензии

Претензию нужно отправлять строго через портал; это требование оферты. Дополнительно можете продублировать почтой, но через портал направить нужно обязательно, потому что претензии, которые не направлены через портал, не считаются полученными Wildberries.

После того, как вы претензию направите, Wildberries, скорее всего, вам личный кабинет все-таки не закроет, и товары так и будут висеть "в пути" или в статусе "итого по складам". Но для вас не это важно; для вас важно то, что вы направили претензию о расторжении, маркетплейс ее получил, и с этого момента ваш договор считается расторгнутым.

В российском праве, когда у одной из сторон есть право расторжения, это расторжение считается осуществленным в момент, когда другая сторона получила уведомление о расторжении: таковы правила. Следовательно, если Wildberries вам после этого расторжения начинает начислять повышенную логистику, повышенное хранение, да и в целом - логистику и хранение за товар, какие-то штрафы или еще какие-то начисления, эти начисления будут незаконными, потому что ваш договор уже расторгнут.

И да, технически кабинет может оставаться открытым. И да, товар до сих пор может кататься между складами. Но возникнет вопрос в законности начисления со стороны Wildberries. Если Wildberries придет к вам с иском в суд о взыскании сумм логистики, хранения и так далее, вы просто показываете ему претензию, показываете скриншот о направлении претензии, о расторжении и сообщаете следующее: «Маркетплейс, мы с вами договор уже расторгли достаточно давно, и все ваши начисления являются незаконными».

При необходимости - Вы просто подаете встречный иск о признании задолженности отсутствующей. Но я обращу внимание на следующее: среди селлеров, которые ко мне обращались, еще никто после отправки претензий не направлял запросы о поддержке в суде, потому что Wildberries не подавал к ним иски в суд. Wildberries обычно подает иски в суд, если видят какую-то серьезную задолженность — миллион-два миллиона и так далее. И то не факт, что в вашем случае он исковое требование адресует, если начислит что-то после расторжения, поскольку юристы маркетплейса не самые глупые.

А стоит ли подавать иск о расторжении с Wildberries?

Обычно после того, как мы с клиентами направляем претензию, я не рекомендую отдельно идти с иском в арбитражный суд и требовать расторжения договора (в том числе - требовать аннулирование задолженности).

Если вы не подадите иск в суд, Wildberries может полностью вас проигнорировать, и к вам с иском тоже не придут. Зачем тратить деньги на юридические услуги и судебное представительство, если вы уже официально расторгли договор с Wildberries и это расторжение имеет юридическую силу?

Если Wildberries придет к вам с иском, имеет смысл подать встречный иск и участвовать в процессе (ведь вы так или иначе будете в нем участвовать). Если же у вас есть выбор между подачей и неподачей иска, обычно я рекомендую не подавать его и остановиться на претензии. Дальше стоит просто ждать реакции самого маркетплейса на ваши действия. Скорее всего, реакции не последует, и это будет выгодно.

Конечно, полностью бросать кабинет нельзя. Нельзя руководствоваться такой политикой, при которой вы не мониторите, что происходит. Раз в месяц, в идеале раз в две недели, нужно заглядывать в кабинет: мало ли что вам там начислил Wildberries. Если вдруг увидите какое-то катастрофически большое начисление, возможно, стоит обратиться в суд, признать эту задолженность отсутствующей и, соответственно, прояснить с правовой точки зрения этот вопрос.

Но когда речь о том, что у вас висит две тысячи рублей задолженности, а вы их хотите аннулировать, разве это стоит того, чтобы идти в суд? Я думаю, что нет.

Кстати, на моем YouTube-канале есть ролик о том, почему нельзя бросать кабинет на Wildberries.

Что делать, если давно бросили кабинет, а маркетплейс начислил за логистику и хранение?

Теперь по поводу того, что делают в ситуациях, когда вы где-то в 22-м году или раньше бросили кабинет и увидели в 24-25 году начисление в космических масштабах в своем личном кабинете. Здесь надо, конечно, разбираться, почему эти начисления имели место. Скорее всего, вам начислили повышенную логистику из-за того, что Вайлдберриз ввел систему грейдов. Он вводил ее где-то в конце 22-го - в 23-м году. Она подразумевает, что при не указании какого-то габарита в карточке или некорректном указании габарита, Wildberries будет вам начислять штрафы за занижение габаритов товара и будет вам начислять, соответственно, повышенную логистику и хранение.

Здесь нужно разобраться, в конкретной истории вашей задолженности. Если вы вышли с Маркетплейса где-то в апреле-мае 2022 года, а может быть, раньше, то для вас повышенная логистика и повышенное хранение будут незаконными. Почему? Потому что система грейдов была детализирована в оферте в начале 2023 года. Лишь ближе к концу 2022 года Wildberries ввел правило, согласно которому оферта акцептуется автоматически. То есть, даже если вы не принимаете оферту, через какое-то время считается, что вы ее приняли.

Если вы работали до апреля-мая 2022 года, такого правила еще не было. Для того чтобы принять новую оферту, в том числе эту систему грейдов, вам нужно было либо принять оферту, либо поставить единицу товара на склад ВБ. Если вы этого не делали, новые правила для вас просто-напросто необязательны. В этой связи, конечно, когда вы будете заявлять претензию о расторжении или возврате товара (а это, в любом случае, нужно заявить в вашей ситуации), также необходимо заявить требование об аннулировании задолженности, которую Маркетплейс вам начислил.

Если вы выходили с Маркетплейса где-то в конце 2022 года - в 2023 году, то ситуация уже посложнее. У вас работает автоматический акцепт оферты, даже если вы ее сами не принимали. Вы считаетесь принявшими новые формулы с новыми грейдами, с повышенной логистикой и повышенным хранением. Эти начисления для вас обязательны. В вашем случае единственный вариант – направить претензию о расторжении договора и о возврате товара. Дополнительно потребуйте аннулирования задолженности, с которой вы не согласны и сошлитесь на то, что WB аннулировал Ваши габариты (ведь он это, скорее всего, сделал самовольно).

В части начислений, предшествующих заявлению претензий - расчет будет на то, что Wildberries к вам не придет с иском. А вот все начисления, которые будут после заявления претензии о расторжении договора, считаются однозначно незаконными.

Стоит ли добровольно погасить задолженность, если вы с ней согласны?

Мое мнение: нет, не стоит. Я никому не рекомендую добровольно платить деньги Wildberries, пока они не аннулируют все остатки и не выразят готовность закрыть кабинет.

Более того, в связи с тем, что Wildberries блокирует право возврата товара и, при этом, начисляет за него логистику/хранение/штрафы - встает вопрос о законности начислений и целесообразности их погашений. Если ВБ не может вернуть товар, значит, скорее всего, он его потерял. За что оплачивать логистику и хранение?

Подводя итог, добровольно платить Маркетплейсу сегодня я бы не стал, потому что они не позволяют нормально завершить сотрудничество. Вы заплатите, например, 200-300 тысяч рублей и все равно окажется так, что у вас товар висит "в пути", забрать вы его не можете, завершить сотрудничество не можете. Вы будете платить бесконечно. Поэтому в случае, когда задолженность образовалась, даже если вы с ней согласны, а товар висит в пути, потребуйте расторжение договора и потребуйте возврат товара. Далее - пусть Маркетплейс идет в суд и сам доказывает законность задолженности, которая образовалась.

Если он придет с иском в суд и заявит ко взысканию задолженность, образовавшуюся после подачи претензии, вы ее опровергнете без каких-либо проблем. А вот ту задолженность, которая была до претензий, пусть маркетплейс попробует доказать.

Бонусная рекомендация

Если Вы увидели начисления в своем кабинете (после того, как его оставили), срочно зайдите в габариты товара. Если габариты товара не указаны - обязательно их укажите, чтобы товар не рассматривался как сверхгабаритный. Это позволит избежать начисления неадекватных сумм со стороны маркетплейса.

Ссылка на YouTube-канал
Ссылка на Telegram-канал по бизнесу
Ссылка на Telegram-канал для Продавцов WB

Александр Телешинин, кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист

Номер телефона: +7 926 497 24 25 (WhatsApp, Telegram)