Содержание материала:
- Почему проведение CustDev так важно? Где используются результаты исследований
- Из каких этапов состоит исследование аудитории
- Подготовка дизайна исследования аудитории
- Проведение интервью
- Количественное исследование
- Чек-лист для проведения кастдева
Почему проведение CustDev так важно? Где используются результаты исследований
Проведение исследования аудитории (СustDev) - один из ключевых инструментов при создании продукта, формирования маркетинговой стратегии, увеличения продаж
ТОП-20 ошибок при проведении CustDev (исследования аудитории)
Что может пойти не так без исследования аудитории:
- ненужный продукт из вашей головы
- потраченное время и деньги на изготовление/продвижение продукта, который никому не нужен
- попытки продажи не той аудитории или той, но не через ее боли и потребности
- люди не кликают на рекламу, не читают контент, не подписываются, идёт слив денег на таргет
- недовольные клиенты и как итог - ваша страдающая репутация
Меня зовут Алёна Бердник. Я занимаюсь проведением исследований аудитории 6 лет. За это время я лично провела более 1000 глубинных интервью, а также обучила 20+ сотрудников компаний.
Этот материал сформирован на основе моего личного опыта, опыта моих клиентов и учеников, а также исходя из результатов исследования, участие в котором приняли 50+предпринимателей более чем из 20 ниш
Из каких этапов состоит исследование аудитории
Этапы проведения исследования:
1. Составление дизайна и гайда для проведения качественного исследования (через глубинные интервью)
2. Рекрут респондентов
3. Проведение глубинных интервью
4. Проведение количественного исследования (анкетирование)
5. Анализ полученных сведений
Подготовка дизайна исследования аудитории
Содержание модуля:
- Как определить цель исследования?
- Как поставить исследовательские вопросы?
- Как сформулировать гипотезу/гипотезы исследования?
- Как составить вопросы для интервью?
Шаг 1. Определите цель исследования
Цель - это то, зачем вы проводите исследование. Как вы будете использовать результаты кастдева?
Примеры целей:
- определить кто ЦА, которая будет покупать продукт, и какой продукт нужен
- создать новый продукт для существующей клиентской базы
- выбрать название бренда, которое будет привлекать больше людей
- выбрать комплимент/подарок, который будет мотивировать людей совершать покупку
- выбрать контент для блога
- улучшить конверсию сайта
- повысить удовлетворенность продуктом и готовность рекомендовать его знакомым
Виды исследований
В зависимости от поставленной цели исследование может быть:
- базовым (провести первое исследование ЦА, создать новый продукт)
- маркетинговым (повлиять на продажи, увеличить конверсию)
- продуктовым (улучшить существующий продукт, повысить удовлетворенность от использования продукта)
В первую очередь проводим базовое исследование
Шаг 2. Поставьте исследовательские вопросы
Исследовательский вопрос - вопрос, который исследователь ставит перед собой и перед исследованием
Исследовательский вопрос отличается от вопросов для интервью тем, что его нельзя задать аудитории напрямую. В одном исследовании ставим 3-5 исследовательских вопросов
Примеры исследовательских вопросов базового исследования:
- кто моя ЦА?
- какие у нее боли и потребности?
- как моя аудитория сейчас решает свои проблемы и боли?
- какие основные запросы и цели у моей ЦА?
- какой для нашей аудитории идеальный продукт?
Примеры маркетинговых вопросов:
- почему клиенты покупают/не покупают продукт?
- почему клиенты принимают решение в пользу конкурентов?
- как клиенты принимают решение о покупке?
- в какой момент клиенты отваливаются из воронки?
- какие еще портреты ЦА существуют кроме тех, которым мы продаем?
- зачем клиенты покупают продукт на самом деле?
- почему выбирают нас из всех предложенных альтернатив?
- что для клиентов самое ценное в продукте?
- какие сомнения и возражения у клиентов перед покупкой?
- какие темы для клиентов самые актуальные?
- в какой момент клиент понял, что надо начать решать проблему?
- какие клиенты готовы платить за решение проблемы, а какие не готовы?
Примеры продуктовых исследовательских вопросов:
- что клиенты ждут от продукта?
- в какой момент перестают пользоваться продуктом?
- что мотивирует продолжать пользоваться продуктом?
- как сделать продукт более эффективным/полезным?
- что в нашем продукте самое ценное?
- как улучшить продукт?
- что убрать из продукта?
Шаг 3. Сформулируйте гипотезу
Гипотеза - попытка самостоятельно попробовать ответить на исследовательский вопрос
Примеры гипотез:
- моя ЦА - это люди, которые хотят научиться …
- моя ЦА - это люди, которые сейчас делают …., но хотят делать …
Если вы проверяете гипотезу вашей ЦА, то в гипотезе прописываете портреты
Портрет аудитории - это усредненный персонаж и наше сегодняшнее представление о его болях, потребностях, страхах и возражениях от покупки продукта, которые вы придумали
Из чего состоит портрет аудитории:
- боли - конкретные проблемы, которые этой аудитории трудно решать
- потребности - что аудитория хочет получить, но не может сделать это легко
- страхи - чего боится аудитория, почему не получается достичь цели
- возражения - почему эта аудитория не хочет покупать продукт и какие есть самые популярные сомнения при покупке
Примеры болей:
- не понимают, с чего начать
- не уверены в себе
- незнание технологии
Примеры потребностей:
- улучшить качество жизни в какой-либо сфере
- понимать, как делать по шагам
- вырасти в масштаб
Примеры страхов:
- не получится
- осуждение со стороны знакомых
- вложения не окупятся
Примеры возражений:
- это слишком сложно
- нет времени
- я и так все знаю
Что делать, если при составлении гипотез нет своих мыслей:
- поговорить с экспертом в сфере
- поговорить с другом-знакомым - представителем ЦА
В какой программе удобнее оформить исследование аудитории?
- Miro
- Xmind
Шаг 4. Составьте вопросы для интервью
Какие вопросы задавать на интервью:
- идентификационные вопросы: Кто вы? Новичок, уже есть какие-то знания, опытный? Давно ли этим занимаетесь? Сколько лет в сфере?
- вопросы на выявление опыта: С какими проблемами уже сталкивались или сталкиваетесь сейчас? Были проблемы, что не можете сориентироваться в информации? Не знаете, как найти нужный продукт/услугу?
- вопросы на перспективу: Какой бы продукт вы сейчас приобрели? Сколько минут в день вы готовы потратить на изучение темы? На что вы обращаете больше всего внимания при решении вопроса? Опишите, как, по-вашему, должен выглядеть идеальный продукт?
3 универсальные формы вопросов, чтобы достать опыт респондента:
- Когда у вас в последний раз было…? Расскажите об этом подробнее
- Было ли у вас такое, что…Расскажите об этом подробнее
- Была ли у вас такая ситуация, что../ что вы делали в такой ситуации, когда… Расскажите об этом подробнее
Проведение интервью
Содержание модуля:
- Где искать респондентов?
- Как договариваться с респондентами на интервью?
- Как начать и вести разговор?
- Какие вопросы задавать респонденту и в какой последовательности?
- Как разговорить молчаливого собеседника?
- Как находить небанальные смыслы?
Где искать респондентов для участия в кастдеве?
- клиенты, которые недавно купили ваш продукт
- клиенты, которые хотели купить, оставляли заявку, но ушли в отказ
- подписчики в социальных сетях
- целевые аудитории аналогичных или конкурентных продуктов
- знакомые и друзья, которые попадают под портрет ЦА
- люди, которых вы пригласили через рекламу
- альтернативные целевые аудитории
- тематические сообщества и чаты
Как договариваться на интервью с подписчиками или клиентами?
1. Разместите сообщение в чаты, в сторис или опубликуйте пост с указанием критерия, которому должны соответствовать респонденты
2. Если вы договариваетесь с людьми, которые не имеют отношения к проекту, вы можете выбрать человека и написать ему простое сообщение:
Привет, меня зовут …! Я запускаю проект в нише ... и хочу поговорить с клиентами о проблемах, которые сейчас у них есть. Это и …, и …., и (перечисляете проблемы). Сможем ли мы созвониться на 7-10 минут?
Как начать и вести разговор во время интервью?
Составьте небольшое сообщение, с которого будете начинать диалог:
Здравствуйте! Хотели бы сегодня поговорить с вами про …
Мы разрабатываем новый проект и хотим сделать его максимально полезным
Но сегодня речь не о нем, а о вас. Мне бы хотелось познакомиться и задать несколько вопросов. Классно, если вы подробно расскажите про ситуации, которые происходили в вашей жизни. Разговор займет 7-10 мин
- звоните лично, - первые интервью лучше провести самому
- сориентируйте собеседника по времени (7-10 минут)
- перечислите 2-3 реальные проблемы ЦА, о которых пойдет разговор. Это помогает расположить человека, потому что он понимает, что вы не будете продавать продукт, речь пойдет о нем и о его проблемах
- не рассказывайте про свой проект, не продавайте
- больше слушайте, - вы говорите т10% времени, 90% – рассказывает собеседник
- выписывайте цитаты ваших клиентов, небанальные высказывания, - в дальнейшем их можно будет использовать в контенте, маркетинге, продажах
- обязательно поблагодарите человека в конце разговора
Какие вопросы задавать респонденту и в какой последовательности?
- начните разговор с максимально простых вопросов. Задача - определить портрет
- не задавайте вопросы по списку. Ведите диалог в том направлении, где есть белые пятна
- чтобы понять, что на самом деле нужно респонденту, представьте в голове картинку: как живет человек, какая у него главная цель, что изменится в его жизни когда появится нужный ему результат, почему он этого хочет, что ему сейчас мешает, какие есть проблемы - понять его как своего хорошего знакомого
Как разговорить молчаливого собеседника?
Техника “Честность”: если чувствуете, что человеку неудобно отвечать на вопрос, спросите об этом напрямую
Давайте честно, вам комфортно говорить об этой теме?
Техника “Шаг назад”: если в процессе разговора человек перестал отвечать, односложно, попросите его рассказать истории, которые он вспоминает в процессе разговора
Как вы искали первого психолога? Когда задумались, что вам нужно хобби?
Техника “Опыт”: если человек рассказывает свое мнение, а не опыт, задавайте уточняющие вопросы
А когда в последний раз было, что вы приобрели этот продукт и он оказался некачественным?
Техника “К примеру”: если человек не понимает вопрос, перечислите варианты ответов
А из чего конкретно складывается ваш комфорт - начинать работать позже, работать из дома, устраивать выходной в любое время?
Техника “Провокация”: если респондент расстроен и не хочет разговаривать, можно использовать небольшую провокацию, чтобы вывести его на эмоции
Получается, вы не справились с этой ситуацией, верно?
Техника “5 Почему”: если человек уходит в сторону от темы, постарайтесь докопаться до истинной потребности
А почему это для вас так важно? Зачем вам больше денег?
Техника “Правда или ложь”: если человек использует размытые формулировки, задайте прямой вопрос
Получается, вы ушли от прошлого психолога только потому что вам не нравился его голос? Все остальное вам нравилось?
Техника “Давайте пофантазируем”: подходит для того, чтобы узнать, о каком результате мечтает респондент
Давайте пофантазируем. Представьте, что вы уже научились рисовать. Что изменится в вашей жизни?
Как находить небанальные смыслы?
За каждым банальным ответом респондента скрыта истинная причина/боль/потребность
Пример 1
Банальный смысл: У меня нет денег
Небанальный смысл: Не могу себе позволить укладку в салоне, поэтому хочу научиться делать ее сама
Пример 2
Банальный смысл: Хочу похудеть
Небанальный смысл: Хотела примерить платье в магазине, но продавец сказала, что мне такое не подойдет. И мне стало очень обидно, захотелось похудеть
Пример 3
Банальный смысл: Хочу успешно сдать ЕГЭ
Небанальный смысл: Мне важно поступить на бюджет, потому что нет возможности оплачивать обучение
ТОП-20 ошибок при проведении CustDev (исследования аудитории)
Количественные исследования
Содержание модуля:
1. Чем отличаются количественные и качественные исследования?
2. Как составить анкету для проведения количественного исследования? Типы вопросов
3. В каком порядке задавать вопросы, чтобы получить интересные ответы?
4. Что нужно учесть при составлении анкеты?
Задача количественного интервью (опроса через анкету) - подтверждение или опровержение массой ответов нашей гипотезы
Как составить анкету?
Форматы вопросов:
- открытые - те, на которые можно дать произвольный ответ (20% вопросов)
- закрытые - это те, на которые вы предлагаете варианты ответов (80% вопросов)
Если можете предложить варианты ответов, сделайте вопрос закрытым
Когда используем открытые вопросы:
- когда хотим получить новые смыслы
- когда хотим дать возможность респонденту предложить еще один вариант ответа, о котором вы не знаете
Виды закрытых вопросов:
- вопрос с одним вариантом ответа - используем для выявления одного основного тренда/проблемы
Что в первую очередь для вас важно при покупке продукта (выберите один вариант ответа)?
- вопрос с выбором нескольких вариантов ответа - используем для выявления нескольких актуальных для аудитории проблем
Что важно для вас в вашей новой профессии (выберите 3 варианта)?
- матричный вопрос - используем, чтобы оценить актуальность вопроса от 1 до 10
Когда вам удобно приходить на консультации (оцените каждый день недели от 1 до 10) ?
В каком порядке задавать вопросы, чтобы получить интересные ответы?
Блоки анкеты:
- введение
- идентификация портрета
- точка А (актуализация проблем)
- точка Б (исследование потребностей ЦА)
- социально-демографические характеристики
- заключение (подарок, который получит респондент после прохождения анкеты)
Блок анкеты №1 - введение (шапка)
Содержит цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса
Главная задача введения - убедить респондента пройти опрос (например, вы подарите что-то ценное)
Обязательно указываем время прохождения опроса (3-5 мин)!
Блок анкеты №2 - идентификация портрета
Задача - выяснить, кто перед вами: ваша ЦА или нет
Примеры вопросов:
- кем вы являетесь?
- чем занимаетесь?
- как давно в нашей нише?
- какая проблема для вас сейчас наиболее актуальна?
- как давно вы занимаетесь…
Составляем 2-3 вопроса
Блок анкеты №3 - точка А (актуализация проблем)
Задача - четко понять, какие проблемы есть, какие из них самые актуальные
Примеры вопросов:
- какая из предложенных проблем сейчас наиболее актуальна
- оцените от нуля до 10 насколько вас волнуют следующие проблемы?
- как вы их уже решали?
- насколько для вас актуальная именно такая проблема?
- тратили ли вы деньги на решение проблемы?
- сколько денег потратили?
Специфичные вопросы по своим гипотезам:
- где сейчас приобретаете услугу?
- откуда вы сейчас берете клиентов?
- в каких техниках работаете?
- как часто мониторите социальные сети?
Блок анкеты №4 - точка Б (картина будущего клиента)
Задача - четко понять, какой результат хочет получить ваш клиент без абстракций и банальностей
Примеры вопросов:
- какие цели для вас сейчас более актуальны
- актуальна ли для вас определенная цель
- какая для вас самая заветная проф мечта
- что является главным приоритетом в жизни/ зачем вам в первую очередь учиться этому?
- представьте себе, что вы добились цели, что с вами станет после получения результата?
Вопросы о вашем продукте:
- консультацию на какую тему вы бы посетили в первую очередь?
- какой продукт вы бы точно купили?
- в какое время вам удобнее получать услугу?
- какой бы материал вы скачали первым?
Вопросы на исследование конкурентов:
- где вы уже учились?
- что больше всего понравилось в другом товаре?
- чего не хватило ?
- как выбрали услугу?
Блок анкеты №5 - социально-демографические характеристики
Задача - определить свою ЦА по социально-демографическим признакам (= настройки таргетированной рекламы)
Вопросы о статусе респондента:
- пол
- возраст
- образование
- место жительства (можно население города)
- есть ли дети
- уровень дохода
Заключение (благодарность респонденту)
Задача - выразить благодарность респонденту
Напомните респонденту о целях исследования и дайте ссылку на скачивание подарка
Что нужно учесть при составлении анкеты?
- не ставьте на первую позицию самые очевидные или популярные варианты ответов
- располагайте вопросы от простых к сложным
- избегайте одинаковых описаний вопросов и одинаковых форматов ответов
- не давайте в анкете вопросы с вариантами “да”/”нет”. Дописывайте к ответам разные условия
- не ставьте соц-гео-дем факторы в начало, нужно в конец
- избегайте варианта “другое”
- задавайте минимум 4-5 вопросов про точку А
- задавайте минимум 3-4 вопроса про точку Б
- не должно быть много открытых вопросов в анкете
- не нужно спрашивать у клиента про стоимость курса
- в анкете не должны быть варианты ответов, которые не подходят к вопросу
- самые ключевые вопросы должны быть обязательными
- вопросы лучше располагать по блокам, ко всем вопросам нужно подходить структурно
- избегайте выдуманных ответов, которые написаны не опираясь на проведенное исследование
- ориентация вопросов на “мнение”, а не на факт является ошибкой
Как еще проверить свою анкету:
- ответьте на вопросы: какую информацию дает мне ответ на каждый вопрос? как я буду ее использовать? Все ли гипотезы проверяются в анкете?
- протестируйте анкету на 3-4 респондентах из ЦА: работает ли ссылка, удается ли выбрать нужные ответы и т.д.
Где набрать 100 респондентов* из своей аудитории?
- в социальных сетях (на своей странице, в популярных пабликах)
- через таргетированную рекламу
- в сторис своих или популярных блогеров по выбранной теме
- попросите в личных сообщениях представителей вашей ЦА ответить на вопросы
Можно предложить бонус за прохождение анкеты:
- это может быть: качественный видео-урок, полезный гайд, ценный чек-лист, набор таблиц, набор шаблонов
- важно сделать действительно хороший и ценный подарок!
- презентовать подарок лучше то того, как предложите людям заполнить анкету
- при создании или выборе подарка ориентируйтесь на проблемы ЦА из проблемного интервью
- не будьте жадными
- дарить подарок ради того, чтобы он был, не нужно!
*лучше получить 200-300 ответов
Чек-лист для проведения кастдева
Подготовка к интервью:
1. выпишите основную цель вашего исследования
2. составьте 3-5 исследовательских вопросов
3. составьте 3-4 портрета с 3 тезисами-гипотезами о болях, потребностях, страхах и возражениях
4. придумайте каждому портрету смешное или запоминающееся название
5. на каждый тезис-гипотезу составьте 5-8 вопросов для интервью, которые смогут помочь вам и вашим клиентам подробно ответить на вашу гипотезу
6. создайте майнд-карту с гипотезами о вашей целевой аудитории
Проведение проблемных интервью:
- откройте майнд-карту с гипотезой, где вы написали портрет ЦА
- распечатайте или запишите вопросы для интервью
- договоритесь с респондентами и начинайте им звонить
- представляйте себя на месте собеседника и задавайте вопросы не по сценарию, а исходя из того, как идет диалог
- заносите результаты диалога и цитаты респондентов в отдельную таблицу
- проанализируйте таблицу и и дополните/составьте новую майнд-карту с четким описанием вашей целевой аудитории
Проведение количественного исследования:
1. на основе выводов после проблемных интервью создайте анкету для проведения количественного интервью
2. проверьте анкету по пунктам из этого материала
2. подготовьте заранее подарок, который получат ваши респонденты в благодарность за участие в опросе
3. разместите вашу анкету:
- в социальных сетях (на своей странице, в популярных пабликах, на странице эксперта);
- в таргетированной рекламе;
- в сторис своих или популярных блогеров по выбранной теме;
- попросите в личных сообщениях представителей вашей ЦА ответить на вопросы
4. соберите не менее 100 ответов на вашу анкету
Выводы после исследования:
1. После завершения сбора информации сделайте выводы о потребностях вашей аудитории на основе точных данных (из проблемных интервью, а также подтвержденных фактов после количественного исследования)
2. Пропишите дальнейшие варианты использования полученных данных
Ваше исследование готово :)
ТОП-20 ошибок при проведении CustDev (исследования аудитории)