Дорогие друзья, сегодня расскажем о русском живописце и графике, художнике «русского зарубежья», представителе «Парижской школы» - Александре Альтмане.
Будущий художник родился в небогатой еврейской семье, в небольшой деревушке, недалеко от Киева. Первоначальное образование Александр получил в хедере – еврейской религиозной школе для мальчиков. В возрасте одиннадцати лет он убежал из дома, и пешком добрался до Одессы. Зарабатывал на жизнь торгуя в бакалейной лавке, освоил мастерство портного, сапожника и слесаря. Поворотным моментом в жизни Александра Альтмана стало знакомство с известным журналистом и театральным критиком Власом Дорошевичем. Именно Дорошевич смог разглядеть потенциал будущего художника, и поспособствовал его поступлению в Одесскую рисовальную школу. Также В. Дорошевич порекомендовал Александру продолжить своё обучение в Европе.
Эти советом и воспользовался Александр, и в 1905 году уехал в Вену, а затем в Париж. Вдохновлённый атмосферой парижских улочек и романтичными пейзажами окрестностями города, Альтман с воодушевлением запечатлевал эту магию в своих работах. Днём он копировал картины известных мастеров в Лувре, а ночью зарабатывал на жизнь случайными подработками. Александр Альтман действительно обладал высокой работоспособностью, что в итоге сыграло с ним злую шутку: и однажды от голода и усталости, он потерял сознание и был доставлен в больницу Ротшильда в Париже. Но как известно - «нет худа, без добра». В больнице один из рисунков Альтмана увидел и приобрел попечитель больницы барон Эдмон де Ротшильд – коллекционер, меценат и филантроп. В итоге, знакомство с коллекционером стало судьбоносным в жизни Александра.
По рекомендации Эдмона де Ротшильда, Альтман стал обучаться живописи в академии Р. Жюлиана, где его учителем был пейзажист Вильям-Адольф Бугро. Альтман много путешествовал, работал на пленэре в живописных окрестностях Парижа, а также вдоль побережья Биаррицы, Ниццы и в романтичной Нормандии.
К 1908 году Александр Альтман выработал собственный живописный язык, к нему приходит первый успех. В его импрессионистских французских пейзажах проявлялась русская традиция искать и находить гармонию в природе. В том же году, при финансовой поддержке ряда еврейских банкиров Парижа, а также при содействии барона Э. Ротшильда, Альтман провёл персональную выставку в столице Франции. Успех был ошеломительный. Через год на Парижском Осеннем Салоне произведения Альтмана выставлялись уже вместе с картинами таких известных художников как Поль Сезанн и Анри Матисс.
Александр Альтман приобрёл известность и популярность во многих странах мира. Об этом, в частности свидетельствует, то что ещё при жизни его работы были приобретены Музеем Люксембургского дворца, Министерствами изящных искусств и иностранных дел Франции. Хотя он так и не вернулся на родину, его картины были знакомы и российскому зрителю, благодаря международным выставкам. Его пейзажи действительно восхитительны, в них отображено, как будто природа танцует вальс – легко, непринужденно и немного меланхолично, погружая зрителей в состояние умиротворения.
Ещё при жизни художник мечтал увековечить своё имя, и в 1927 году он подарил более 20 своих картин городу Креси-ла-Шапель для организации музея. В настоящее время улица, на которой расположен музей Александра Альтмана, носит его имя. Умер художник во Франции на 48 году жизни от туберкулеза.
Работы А. Альтмана полны гармонии, поэтической лёгкости привлекали и продолжают очаровывать поклонников пленэрной живописи и коллекционеров. Согласно сведениям, HammerPrice российскими аукционными домами было продано 11 произведений художника. Самая высокая цена в размере 2,8 млн рублей была предложена за работу «Пейзаж с лодкой на берегу озера» (на фото) на весеннем питерском аукционе в 2024 году.
Посетите наш сайт, чтобы узнать больше об аукционных продажах работ Александра Альтмана.