«Эрарта Премия — единственная в истории премия в области современного искусства, которая присуждается по результатам зрительского голосования. В 2025 году призовой фонд для авторов составит 3,5 миллиона рублей. Победителей выбираете именно вы — зрители. Пропустить такое будет обидно!» — сказано на сайте музея и это правда! Чтобы участвовать в голосовании, нужно купить билет в музей, но если у вас нет такой возможности, загляните ко мне в Дзен. Это, конечно, не одно и то же, но часть работ я хотел бы вам показать.
Встречает нас композиция Анастасии Нестеровой — Из серии «Путь домой»
Она же — «Под стук колёс». Лично у меня поездка на поезде дальнего следования больше ассоциируется с путешествием, то есть «из дома», а у вас? Впрочем, это в любом случае очень образно и довольно волнующе.
Следующая работа, привлёкшая моё внимание, создана Ириной Кувшиновой, арт-фотографом — автопортрет, написанный по мотивам картины «Мадонна на лугу» венецианца Джованни Беллини, называется «Вечное».
Тема важная, действительно вечная — в каком мире будут жить наши потомки и будут ли? Надеюсь, что будут, и жизнь их будет прекрасна. Ну а пока у меня нет возможности прикрыть какой-нибудь вредный завод или оживить высохшее дерево, отправляемся дальше.
Итак, авторская кукла «Апудо», что в переводе означает «жирная красавица», от творческого дуэта сестёр-двойняшек «АняМаня». Кукла является частью проекта «Охота на мужчин» и несёт в себе столько скрытых смыслов, сколько вы сможете себе представить.
То, что фамилии у двойняшек разные: Афанасьева Анна и Колегова Мария, говорит нам о том, что как минимум у одной из сестёр «война полов» закончилась миром и осталась только «в мире кукол». Пожелаем им удачи на выбранном ими пути и отправимся к следующим участникам.
Следующая работа — необычная картина Алексея Головина, выполненная в уникальной технике «ассамбляж: саморезы с живописью» — «Инициация» («ЗДЕСЬ ЗА ТЕБЯ ДУМАТЬ БУДУ Я!»).
На мой взгляд, здесь и без названия прямая ассоциация с армией, известной песней Энди Брауна и группы Status Quo — «In The Army Now», известной сценой известного фильма Стэнли Кубрика — «Цельнометаллическая оболочка». Ну, то есть с милитаризмом и...? Можете продолжить за меня, необязательно публично и лучше без свидетелей, а то мало ли что.
А нас ждёт не дождётся «Global. Раскол цивилизации» Вадима Григорьев-Башуна.
Пазл «Последний день порядка» отсылает лично меня к сакральному вопросу нашего школьного детства: «Что нам автор хотел этим сказать?» Я прочитал в описании, а вы можете сами поэкспериментировать с версиями.
Пермский художник Александр Греков представляет нам картину «Ясно», которую я сфотографировал прежде всего для сына Вовы (ему сейчас 9 лет и он обожает "старинные" грузовики).
Вроде бы и правда всё ясно: небо, самолёт, девушка лето, грузовик, девушка, лётчик. Но я прочитал описание, данное автором картины: «Поколение, мечтавшее о космосе, а увидевшее ГКЧП, Кашпировского и расстрел Белого дома». И мне стало уже не совсем ясно. Потому что по описанию — это про моё поколение, а по картине — про предыдущее. Впрочем, неважно, картина милая, добрая, оптимистичная, а что уж там на самом деле хотел сказать автор про ужасы девяностых, пусть с ним и останется. Правильно же?
Следующая картина заслужила мой голос. Это работа Юлии Трубиной — «Ну вот, мама, я и старый». Не потому что я такой уж старый. И моя мама (мама, привет!) — слава богу, жива. А потому, что это всех нас ждёт рано или поздно. Кто доживёт до старости, разумеется. Картина, метко попадающая прямо в сердце, заслуживает победы. По крайней мере, для меня она победительница. В этом ведь и смысл отдачи голоса за то или иное произведение.
Вообще, вопросы жизни и смерти также вечны, как и сами жизнь и смерть, поэтому не могут не находить отклика у думающего зрителя (ха-ха, теперь уж вы не сможете сказать, что картина не нашла в вашем сердце отклика!)
А мы продолжаем двигаться дальше. И приходим к диптиху Ольги Петровой — «Вечная весна» / Очень нужные люди.
Задумка хорошая: о несчастных стариках, о том, как им плохо и одиноко, и мы такие равнодушные, и всё такое, но. Персонажи на картине вышли мультяшные, и мне в сердце этот диптих не попал вообще. Ни слева, ни справа. И совсем не потому, что я жестокосердный или толстокожий человек (см. предыдущую картину).
А следующая картина меня рассмешила, надеюсь, и вам она поднимет настроение. Это — «Эволюция» от автора с псевдонимом «Stakan Psof» или «СТРЕМЯНКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ».
Начинается всё с человека, сидящего на корточках, одетого в спортивный костюм, классического потребителя пива и семечек, а заканчивается забронзовевшим персонажем. И я, улыбаясь, неспеша потопал бронзовыми ногами к следующему конкурсанту.
И это апофеоз экооптимизма — «Возвращение», созданный творческим дуэтом Алексея Воробьева и Екатерины Стойчевой.
Выглядит постапокалиптичненько и образно показывает, что же произойдёт после того, как человечество вымрет. Поскольку я — человек, и вымирать мне не хочется, за эту шедевральную композицию я голосовать не стал. Опустим различные ерниченья типа «За время коронавируса природа настолько очистилась, что в Москву вернулись медведи и волки» и пойдём дальше.
А дальше — работа серии «Самая темная ночь» — «Вечерние новости». Автор, Алан Хатагты, постарался на славу. Ассоциаций много, в утешение себе и вам могу лишь сказать: «Не верьте. В рекламе и новостях всегда всё врут».
В любом случае важнее то, что происходит сейчас лично с вами и вашими близкими, а не с тем, что вы не в силах изменить. Дональд Трамп, тебя это не касается! Хватит уже бить лампочки в парадных и мочиться в наших лифтах! Как будто Обамы нам было мало!
И, куда же без религиозной тематики, — «Тайная вечеря» глазами Виктора Сиренко.
В центре композиции — распятый Иисус, а вокруг него сидят ученики. Однако мы не видим их, только чаши. Автор даёт нам возможность представить себя на месте одного из двенадцати апостолов, например, Иуды. Но мне кажется, что эта работа слишком схематична для такой важной сцены из Нового Завета. Можно дойти до того, что всё сведётся к крестикам и ноликам. Но это лишь моё мнение. Пойдёмте дальше, а то ничего не успеем!
Илья Гурко — «Чайковский. Наследие».
Чайковский огромен, монументален. Сделан из нот. И является одним из самых удивительных экспонатов выставки. Будь я сам музыкантом, обязательно проголосовал бы за него, но нет, Пётр Ильич, не в этот раз.
А мы с вами дошли до самого масштабного экспоната выставки. Это — «Вознесение» Константина Алексеева.
Сфотографировать «Вознесение» было непросто: то в кадр влезал бумажный Пётр, уважаемый наш Ильич Чайковский, то какие-то люди, то просто не помещалось, итогом моих изысканий стал снимок, размещённый здесь. Восхитила проработка мельчайших деталей, лично у меня бы терпения точно не хватило.
Дальше одна участница представила на конкурс сразу две работы. Причем отдельно уточняется, что это не диптих. Вспоминается известный анекдот про еврея, поймавшего золотую рыбку и получившего возможность загадать три желания: «Хочу дворец, дорогую машину, миллион долларов, самолет, красавицу жену, это — раз!»
Итак, встречаем Ксению Власову и её картины: На пашне / Корова на черном фоне (2 фото, галерея, можно пролистать!):
Если корова с безлимитным молоком у меня сразу же проассоциировалась с «молочными реками, кисельными берегами», то несчастная лошадь на Луне вызвала просто жалость и сострадание. Как ей, бедной, там жить и как вернуться на землю? Ай-ай-ай, Ксения, зачем же вы так с лошадью?
Впрочем, я надеюсь, что ни одна настоящая лошадь при написании этой картины не пострадала и мы переходим к следующему произведению.
«Затмение (Чёрные квадраты)» Анны Кузнецовой-Смертиной.
По замыслу автора здесь играют темы света и тени, добра и зла, того, как через стереоочки, не покидая кресла, можно взбираться на гору или спуститься на дно океана. А кроме всего этого, конечно, нужно восхититься тщательной проработкой мельчайших деталей, что называется детейлингом гиперреализмом.
Следующая композиция: «Снежный дракон» Ксении Шинковской.
Это — новый вид современной сказки: сказка эпохи глобализации, которая, по мнению создательницы, уже совсем скоро заменит нам привычных колобков, Иванушек, Бабу-Ягу и т. п. Так это или не так, никто не знает, потому что будущее нам неведомо. Остаётся только порадоваться тому, что мы выросли не на таких сказках.
Извините, сначала пропустил, думал, фотография вышла бракованная, а потом посмотрел, нет, это картина такая. «Феникс (Искусство доброй воли)» Анастасии Славновой.
Авторы выставки пишут, что Анастасия — утончённая личность, глубоко обеспокоенная и т. д., а картина эта символизирует хаотичность борьбы Добра со Злом, вон оно откуда-то наползает. Художника обидеть может каждый, но я не стану. Да, пусть так. Всё так. Тем более, что она два года это писала.
Александр Брашкин — «В объятиях змея» (ЯЩИКИ ПАНДОРЫ).
Лично мне картина показалась похожа на постер для фильма про Бэтмэна, это не он там наверху стоит, кстати? Ну и это, капитализм там, загнивающий Запад. Не то, что у нас — скрепный и с человеческим лицом.
Следующая картина называется «Noodles» (лапша), автор — Сергей Кияница. Заголовок описания страницы выглядит так: «ЖИВОПИСЬ И ГИРЯ — ВОТ МОЙ ДЕВИЗ! ВСЕМ ПИС!»
Человек ест лапшу и смотрит телевизор, извините за тавтологию.
Виктория Ива «Фазы падения» (Скорость жизни).
Следующая композиция называется «Нон-компромисс» (БОЛЬШЕ ЖИЗНИ!) от Матвея Кёрна.
Автор считает, что обычные шахматы — слишком заумная и безжизненная игра. Ему не хватает драйва и мочилова, зрелищности. Ну, это мы ещё в «Гарри Поттере» проходили.
Сергей Секирин — «Эхо войны» (СКОРБЬ).
Десять лет писал художник эту картину. Но не находит картина эта отклика в моём сердце. Единственное, что всплывает в голове, так это сцена из фильма «Брат-2», где главные герои пришли покупать оружие у человека по кличке «Фашист»:
— Слушай, а откуда всё это?
— Эхо войны.
Денис Саунин — «Мой мир» (ПЛАНЕТА ХУДОЖНИКА).
Интересно, множество хорошо прописанных маленьких деталей и очень образно. Но нет, Денис, нет.
Евгений Кравцов — «Культурный слой. Диптих» (РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА ИЗ ЗАПРОСА К ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ).
Ещё 8 произведений и всё! Уже совсем скоро.
Дмитрий Трубин — «Шествие слепых» (СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЫХ). Вот она — остросоциальная живопись. Ироничная, великолепная!
Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Матф. 15:14
Алексей Юсупов — «Семья. Цветы каменных джунглей» (СДЕЛАЙ САМ)
Катерина Бородавченко — «Две тысячи капель дождя. Даная» (ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ)
Так вот ты какой, золотой дождь! (Гусары, молчать!)
Константин Худяков — «Не ждали. Три богатыря» (СОН О ПЕРЕДВИЖНИКАХ).
В детстве большой удачей было заполучить стерео-открытку или календарик. Казалось, что на переливающееся там изображение можно смотреть вечно. Ощущение волшебства не покидает и здесь: кажется, что за стеклом настоящая сцена и маленький, но очень реальный мир. Ан нет! Это плоская панель. Фантастика!
Анна Кеврель, фотохудожница, бесконечно тиражирующая собственные портреты и очередной автопортрет — «Future Gaze #2» (СМОТРИ В ОБА!).
Иван Покидышев — «Теплые влюбленные» (ВНУТРЕННИЙ СВЕТ).
Самая тёплая картина (фотография) выставки. Внутренний свет двух влюблённых, что может быть прекраснее?
Лиза Dandy — «Случай в музее» (АЛЬТЕР ЭГО).
Автор (это автопортрет) имеет в виду музейную статую, которая стоит в чулане, потихоньку оползая пылью, гипсом и вообще тем, из чего она сделана, обнажая подо всем этим живую человеческую плоть. Организаторы выставки решили, что, если бы музейные статуи завели соцсеть, это было бы хорошей аватаркой для одной из них. А мне это вообще сначала показалось табачным дымом. Потом пригляделся и понял, что показалось.
И завершает мой сегодняшний обзор София Ялалова — «Dialogue» (ОТМЕНА ЧЕРНОГО КВАДРАТА).
По замыслу художницы, современный человек именно так общается: смартфон, вокруг пустота, внутри пустота, и только редким талантливым живописцам дано увидеть это со стороны и донести до зрителя. Спасибо, София, тут есть над чем подумать!
Там на выставке было ещё несколько работ, например, «Куриный перформанс», где на видео Ольга Аркадьева красила когти куриным отрубленным лапам, а потом отрезала им накрашенные фаланги. Но снимать это, а тем более показывать вам, у меня не возникло желание.
На этом всё про выставку, но не про Эрарту. До новых встреч!