Быть самураем означало иметь статус и престиж, но всё это могло быть утрачено в одно мгновение, погрузив некогда гордого воина в позор и бесчестие — так он становился ронином.
Слово «самурай» вызывает в воображении образ благородного воина средневековой Японии, вооружённого двумя мечами и следующего моральному кодексу, основанному на ценностях чести, преданности и самопожертвования. Слово «ронин» менее известно за пределами Японии, но его образ во многом схож.
«Ронин» означает самурая без господина, и этот термин чаще всего ассоциируется с историей 47 ронинов — крайне значимым событием в истории Японии, произошедшим в первые годы XVIII века. В этом эпизоде группа верных самураев, ставших ронинами, отомстила за своего погибшего господина, убив его врага.
Ронины широко представлены как в японской, так и в мировой культуре — от фильмов великого режиссёра Акиры Куросавы, таких как «Семь самураев» (1954) и «Телохранитель» (1961), до сериала Disney+ «Сёгун» (2024). Они вдохновили создание книг, произведений искусства, пьес и видеоигр, включая Ghost of Tsushima (2020) и Rise of the Ronin (2024).
Кто такой ронин?
Ронин — это самурай, оставшийся без господина.
Если самурай терял своего господина — будь то из-за смерти, свержения сюзерена или собственного падения, — он становился ронином. Согласно кодексу самураев, известному как бусидо, потеря статуса должна была привести к совершению сэппуку, ритуального самоубийства, чтобы избежать бесчестия.
Если самурай отказывался от этого, он превращался в ронина — странствующего изгоя, которому было крайне сложно найти новую службу. Или ему приходилось заняться работой, выполняемой низшими классами. Само слово «ронин» переводится как «человек-волна», символизируя его скитания по земле.
В чём разница между ронином и самураем?
Единственное формальное различие между ронином и самураем заключалось в том, что у последнего был господин — феодальный правитель, или даймё, — тогда как ронин оставался без сюзерена.
Однако в социальном плане их положение различалось кардинально. Самураи принадлежали к высшим слоям строгой социальной иерархии феодальной Японии, возвышаясь над земледельцами, ремесленниками и торговцами. Ронины же теряли как престиж, так и социальный статус.
Как к ронинам относились в японском обществе?
В целом ронинов презирали, считая их отброшенными на обочину общества из-за позора и бесчестия.
Лишившись не только господина, но и жалованья, они были вынуждены искать применение своим боевым навыкам. Некоторые выбирали легальный путь, нанимаясь наёмниками или телохранителями купцов, но многие становились преступниками, превращаясь в разбойников или громил на службе у преступных группировок.
Тем не менее, отношение к ронинам зависело от эпохи. Например, в эпоху Сэнгоку (XV–XVI века), когда Японию раздирали постоянные гражданские войны, потребность в воинах была высока. Если их господин погибал в бою, самураи могли без особого труда найти новую службу.
Однако в период Эдо, начавшийся в конце XVI века, страна вступила в эпоху стабильности под властью сёгуната. Потребность в воинах снизилась, и самураи чаще исполняли административные, нежели военные функции. Для ронинов это означало ограниченные перспективы.
В XIX веке ситуация вновь изменилась: ронины обрели новую цель — радикальный национализм. Они объединялись в группы, пытаясь изгнать иностранцев, которые всё активнее проникали в Японию. Некоторые самураи даже добровольно отказывались от службы у своих господ, чтобы стать революционными ронинами.
Существуют ли ронины в современной Японии?
После Реставрации Мэйдзи в 1868 году, которая положила конец сёгунату и восстановила императорскую власть, самураи утратили свои привилегии, а позже и вовсе исчезли как сословие. А раз не стало самураев, то и ронины перестали существовать.
Тем не менее, сам термин сохранился и используется в современном языке. Сегодня он чаще всего обозначает выпускника школы, который не поступил в университет и вынужден провести год в «странствиях» по образовательной системе. Также ронинами иногда называют преданных, трудолюбивых работников, потерявших работу — то есть современных «самураев» без хозяина.