Найти в Дзене

Нужно ли маме становится профессиональным реабилитологом для своего ребенка?

Существует расхожее мнение: если в семье ребёнок с особенностями развития, кто-то из родителей (чаще мама) должен сам стать для своего ребёнка «реабилитологом». Врачи и специалисты порой напрямую говорят: «Только мама (или папа) может помочь своему ребенку в полной мере». В соцсетях много историй успеха таких родителей-«реабилитологов», «тьюторов» и так далее. Однако в этой яркой картине существует важный нюанс, который часто остается вне поля зрения. Рассказывает Иван Васильевич Порфирьев, практикующий психолог, аспирант МГПУ, автор канала «Педагогические науки». Новостная лента полна примеров родителей, которые смогли. Им удалось освоить новую профессиональную роль, реабилитация ребёнка идёт успешно. Складывается впечатление, что вот он, готовый рецепт успеха. Остальным, попавшим в настолько же непростую ситуацию, остаётся только следовать успешному примеру. Ни в коем случае не умаляя заслуг родителей, добившихся успеха, я должен напомнить: в социальной психологии существует понятие
Оглавление

Существует расхожее мнение: если в семье ребёнок с особенностями развития, кто-то из родителей (чаще мама) должен сам стать для своего ребёнка «реабилитологом». Врачи и специалисты порой напрямую говорят: «Только мама (или папа) может помочь своему ребенку в полной мере». В соцсетях много историй успеха таких родителей-«реабилитологов», «тьюторов» и так далее. Однако в этой яркой картине существует важный нюанс, который часто остается вне поля зрения. Рассказывает Иван Васильевич Порфирьев, практикующий психолог, аспирант МГПУ, автор канала «Педагогические науки».

Вне поля зрения

Новостная лента полна примеров родителей, которые смогли. Им удалось освоить новую профессиональную роль, реабилитация ребёнка идёт успешно. Складывается впечатление, что вот он, готовый рецепт успеха. Остальным, попавшим в настолько же непростую ситуацию, остаётся только следовать успешному примеру.

Ни в коем случае не умаляя заслуг родителей, добившихся успеха, я должен напомнить: в социальной психологии существует понятие «ошибка выжившего». «За кадром» успешных кейсовоказывается огромное количество историй, где родители не смогли стать реабилитологами. Они столкнулись с эмоциональным выгоранием, затруднениями в установлении четких психологических границ и другими сложностями. Получается, что общая картина оказывается «смещенной» в сторону успеха, а «неуспешный» опыт редко попадает в публичное пространство. Объективно неудач не так уж мало. И… не всегда это оказывается плохо для ребёнка.

Путь специалиста

Родителям, решившим совмещать роли мамы и специалиста в области дефектологии, важно знать о долгосрочных рисках для семьи. 

  • Когда мать или отец постоянно находятся в позиции специалиста, ребёнок может утрачивать ту безусловную эмоциональную поддержку, которую обычно дает именно родительский контакт.
  • Возникает вопрос личного пространства и потребности в отдыхе: взрослый, целиком погруженный в роль профессионала, практически не оставляет себе времени на хобби, карьерные интересы и полноценное восстановление сил.
  • Смена фокуса с «я — мама» на «я — реабилитолог» способна привести к истощению и в перспективе — к ухудшению эмоционального климата в семье.

Всё это важно учитывать, когда родители (или один из них) готовятся принять на себя роль специалиста для ребёнка. 

Путь специалиста — это затраты финансов и времени на обучение, а затем серьёзная работа. Выучиться один раз и навсегда не получится: специальная педагогика постоянно развивается, и чтобы знания оставались актуальными, нужно общение внутри профессионального сообщества и повышение квалификации. Нужна практика не только со своим ребенком, иначе можно «свариться в собственном соку», потеряв объективность в отношении работы. 

Путь родителя

Есть и альтернативная модель поведения, которую часто недооценивают. Она заключается в том, чтобы оставаться мамой (или папой) в первую очередь, продолжая при этом развиваться и обучаться необходимым навыкам, но не превращая заботу о ребёнке в свой единственный профессиональный вектор.

Многие родители, выбравшие этот путь, сохраняют чувство эмоциональной близости с ребёнком и при этом находят способы гармонично встраивать необходимые коррекционные мероприятия в повседневную жизнь. Они могут работать по любимой специальности или просто уделять внимание личным интересам, не ощущая при этом чувства вины за то, что не проводят с ребёнком «каждую минуту». В результате семья получает более гибкое распределение ресурсов и меньшую эмоциональную нагрузку.

Этот путь предполагает затраты именно на реабилитацию, но позволяет построить более гибкую стратегию семьи как в плане финансов, так и распоряжения ресурсом времени, и обеспечить более широкий выбор специалистов, которые будут работать с ребёнком.

Выбор с открытыми глазами

Данные многолетних наблюдений указывают: стремление стать для своего ребёнка «всем и сразу» может иметь не только позитивные, но и негативные последствия. Родителям, выбирающим «путь специалиста», нужно заранее оценивать ресурсы, возможности и риски. 

Тем же, кто решил сохранить приоритет роли мамы или папы, важно осознавать, что получение дополнительных знаний и навыков в сфере коррекционной педагогики или реабилитации вовсе не противоречит сохранению искренней эмоциональной связи с ребёнком. Ведь, как показывают исследования, именно тёплая поддержка и наличие внутреннего ресурса у родителя — залог благоприятного развития ребёнка с особыми потребностями. 

Безусловно, для родителей детей с особенностями развития важно осваивать специальные знания и навыки, чтобы лучше помогать своему ребёнку. Но при этом ещё важнее оставаться в первую очередь именно родителем, а не превращаться в специалиста.

Чтобы глубже погрузиться в реальные истории семей и услышать голоса трёх мам, которые выбрали абсолютно разные профессиональные пути, но при этом сохранили приоритет в воспитании особых детей, посмотрите интервью на канале «Педагогические науки».

Есть вопросы? Задавайте их в комментариях! «Родительский университет МГПУ» поможет найти ответы!