УБИЙСТВО У СТАДИОНА
Перспективный ученый, преподаватель одного из самарских вузов оказался
маньяком. История о Михаиле Тарабардине, которого прозвали «доцентом с топором», прогремела на всю страну в 2011 году. От рук душегуба, который держал в страхе целый город, пострадали больше 10 женщин. Точное количество его жертв до сих пор вызывает вопросы.
Преступления Тарабардин стал совершать в 2008 году. По крайней мере, именно от этого периода начинается его обвинение. Девушек злодей выслеживал преимущественно в Юнгородке, но несколько случаев зафиксировано в Железнодорожном районе Самары. Среди потерпевших есть и несовершеннолетние. Действовал преступник почти всегда одинаково: в вечернее время бил сзади по голове твердым предметом. Некоторых жертв насиловал, у кого-то забирал ценные вещи.
В 2008 году в Самаре обнаружили тело первой жертвы - 53-летней продавщицы с мини-рынка Татьяны Арефьевой. Прохожие нашли ее в кустах недалеко от стадиона «Маяк» в Костромском переулке 7 октября. Эксперты зафиксировали у женщины множественные ссадины на голове и установили, что ее задушили.
Живой Арефьеву последний раз видели 6 октября, когда она закрыла свой киоск «Фрукты и овощи» на улице Победы, села на трамвай и отправилась домой. К сожалению, к родным женщина так и не пришла. Дочь отчаянно пыталась до нее дозвониться, но трубку лишь однажды взял незнакомец, заявивший, что «мама ждет ее», и тут же отключивший телефон.
Дело оставалось нераскрытым несколько лет. Правду узнали лишь тогда, когда сам душегуб во всем признался. Случилось это уже после задержания кандидата технических наук за расправу над 32-летней матерью двоих детей Людмилой Карповой.
СТРАШНАЯ ОСЕНЬ 2010-ГО
Людмила работала в ЦСКБ «Прогресс» и вечером 27 октября 2010 года собиралась на свидание. Она шла по улице Железной Дивизии, когда за ней увязался подозрительный тип. В какой-то момент он огрел ее чем-то по голове, связал руки и потащил через трамвайные пути в безлюдное место, где забил до смерти. Все случилось на глазах у жительницы соседнего дома, стоявшей на балконе. Ее крики отпугнули нападавшего, который нанес еще пару ударов и убежал в свою машину. Муж свидетельницы трагедии пытался догнать преступника, но не смог.
Как выяснили сыщики, именно в тот период Тарабардин орудовал больше всего. 27 октября, за несколько минут до встречи с Карповой, он ударил топором 37-летнюю женщину на улице Железной Дивизии. Та разговаривала по телефону, и гаджет помог смягчить последствия. Обидчика самарчанки спугнула собака.
4 октября Михаил напал в Корсунском переулке на 15-летнюю Дашу. Девочка получила серьезную травму головы, ей понадобилась операция. 2 ноября досталось 32-летней Марии — это случилось в Стационарном переулке. Ее в итоге спасли очевидцы.
— Почерк был один и тот же, мы поняли, что нападает один человек. По словам девушек, это был мужчина среднего роста, одетый в черную куртку и светлые брюки. Преступник бил топором, обмотанным в белый пакет. Мы стали проводить в Юнгородке буквально поквартирный обход. Проверили человек сто, но того, кто нужен, так и не нашли, — рассказывал корреспонденту «КП-Самара» в тот период начальник уголовного розыска Промышленного РУВД Алексей Овсянников.
ПОПАЛСЯ БЛАГОДАРЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ
Но 8 ноября перспективный педагог электротехнического факультета все-таки попался. Он находился на остановке недалеко от ЦСКБ «Прогресс» и показался подозрительным проходившей мимо Елене Бухановой. Черная куртка, надвинутая на брови шапочка, голубые брюки в темных пятнах, в руках - тряпичная сумка с ручкой.
— Мужчина был в возбужденном состоянии. Руки дергались, глаза бегали. Он провожал взглядом выходящих из трамвая женщин. Я подошла к нему поближе и заглянула в пакет. Мне показалось, что там лежал кусок трубы. А он даже не обратил на меня внимания. Был как будто в прострации, — делилась Елена с «Комсомольской правдой».
Неравнодушная дама увидела неподалеку своего соседа с друзьями и поделились опасениями с ними. Те сообщили про странного парня наряду ППС, который работал неподалеку. Тарабардина окружили, а он, как говорят, лишь промолвил: «Вот я и попался».
— Мы спросили, кого он ждет. Тарабардин ответил, что 25-й трамвай. Удивились, ведь трамвай только что уехал. На это он сказал, что номера у транспорта не счастливые. В руках он держал мешок из-под сахара, в котором лежал топор. В карманах у него были два презерватива, ключи и документы на «пятнадцатую». Тогда мы опешили, — объяснял Овсянников.
Сотрудники милиции не поняли — если машина есть, зачем тогда трамвай ждать. Тарабардин начал утверждать, что встречает девушку с аэробики, но звучало это не очень уверенно. Доцента задержали, сославшись на то, что он похож на разыскиваемого преступника по всем параметрам — рост, возраст, одежда. В отделении молодой человек вел себя буйно, все отрицал, оказывал сопротивление.
Дома у Тарабардина на улице Юбилейной провели обыск. Улики изъяли и оттуда. Родные фигуранта были шокированы. Они объясняли, что он и мухи не обидит, нормально ладит с противоположным полом и вскоре планировал жениться. Отец задержанного добавлял, что наличие топора на улице тоже ничего не означает — у сына золотые руки, он любил что-то мастерить, а это лишь подручный инструмент.
СОМНЕНИЯ И ИЗНАСИЛОВАНИЕ В ПЕНЗЕ
Соседи и знакомые называли Михаила тихим, скромным и добродушным. Студенты тоже не верили в то, что он способен на такие страшные вещи. Талантливый, внимательный, уважаемый учитель, который занимался наукой и даже защитил кандидатскую диссертацию. Многие в те дни уверяли, что силовики просто повесили нераскрытые дела на подходящую кандидатуру. Но пострадавшие — и те, кого признали такими официально, и те, по чьей ситуации уголовных дел так и не было, — опознали злодея. Были и вещественные доказательства.
К слову о кандидатской диссертации. В июне 2009 года доцент ездил защищать ее в Пензу. В те дни там в лесу на Западной поляне неизвестный с ножом напал на 19-летнюю студентку, которая шла в институт. Она была изнасилована, а негодяй скрылся.
Во время осмотра места происшествия сыщики обнаружили биологические следы преступника. Из них вывели генотип, который поставили на ДНК-учет. В 2014 году следователи узнали, что данные совпали с Тарабардиным.
К тому моменту маньяка уже обезвредили, но за решетку он так и не попал. Суд в Пензе принял такое же решение, как и самарские служители Фемиды. Доцента освободили от уголовной ответственности и в ноябре 2011 года отправили на принудительное лечение в психиатрической клинике.