Всем привет! Давеча в комментариях разгорелись споры, использовать или нет велосипедный шлем. «Зачем он нужен» - утверждают одни. «Нет, только в шлеме» - говорят другие. Эту статью можно построить в назидательном тоне, типа: «Носи шлем, если башка дорога». Но не будем. Мы сами не всегда ездим в велосипедном шлеме, хотя убеждены в его необходимости.
Мы - супруги, Андрей и Елена. Ходим в походы и ездим в велопутешествия на самых обычных велосипедах. Если вам нравится тематика, подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Спасибо!
В данном тексте расскажем про велошлем. Выбор, эксплуатация, удобство. А также рассмотрим ситуации, которые могут привести к травмам и гибели велосипедиста, катающимся без него. Поделимся в каких случаях мы обязательно надеваем шлем. Итак, поехали!
КАК ВЫБРАТЬ ВЕЛО – ШЛЕМ?
При покупке велосипедного шлема, лучше прийти в магазин и померить его. У людей разная форма черепа, длина окружности головы. И несмотря на то, что вело-шлемы делают с фиксатором под разный «обруч» головы, всё равно они могут быть неудобны.
К примеру, если шлем имеет более «плоскую» форму, то темя будет упираться в «потолок», что создаст не очень комфортное ощущение. В идеале, шлем должен сидеть на голове, как литой. Ничего не должно давить, натирать и съезжать.
По правилам, в надетом виде он должен быть хорошо затянут и застегнут. Это делается для того, чтобы избежать его смещения с головы во время падения. В этом случае, шлем должен принять максимальную нагрузку на себя, защитить черепную коробку и её содержимое.
ФОРМА
По форме шлемы делятся на 4 вида:
- МТБ – кросскантрийные шлемы;
- Аэро - шоссейные;
- Котелки для BMX;
- «Фуллфейсы» - для даунхилла;
Первые – шлемы МТБ наиболее распространены и универсальны. Шоссейные - аэро для триатлона имеют обтекаемую аэродинамическую форму для улучшения показателей скорости на трассе. Котелки для BMX – тяжелые с меньшим количеством отверстий. Такие каски хорошо защищают от резких ударов при падении. Ну а «фуллфейсы», переводится как «всё лицо», обеспечивают защиту всей головы, включая челюсть. Это шлемы мотоциклетного вида.
МАТЕРИАЛ
Велосипедные шлемы изготавливаются из плотного и лёгкого пенистого материала, похожего на пенопласт. Материал называется EPS (Expanded PolyStyrene). Это вспененный полистирол, материал, из которого изготавливают большинство велошлемов.
Сверху – тонкий слой напыления из пластика, раскрашенный в разные цвета. Более дорогие шлемы, имеют внешний слой из карбона.
Большинство массовых моделей имеет мягкую подкладку - «паук» внутри. Она обеспечивает необходимую мягкую прослойку между жестким материалом шлема и головой.
Некоторые виды запатентованных «дорогих» шлемов, могут иметь гелевые вставки вместо паука. Но это больше варианты для профессионального спорта.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
При покупке вело-шлема нужно обращать внимание на детали. Например, на исправность «ракушки» - затяжного механизма, обеспечивающего подгонку шлема под объем головы. Если этот механизм неисправен и не фиксирует, то шлем непригоден для эксплуатации.
Он будет болтаться на голове, съезжать. Шлем обеспечиват эффектную защиту только в том случае, когда плотно и хорошо зафиксирован на голове.
Также обратите внимание на целостность шлема. Если в пенистом материале есть трещины, такой шлем также непригоден к эксплуатации. Некоторые заклеивают трещины клеем, однако, это неправильно.
Считается, что срок эксплуатации велосипедного шлема 3-5 лет. По истечению, желательно заменить.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ВЕЛО – ШЛЕМ?
Главное назначение велосипедного шлема – защита головы от ударов. Однако, у него есть ряд других неочевидных преимуществ. Перечислим:
- Обтекаемая форма рассеивает воздушные потоки, обеспечивая охлаждение;
- Он защищает от Солнца, сохраняя проветривание головы;
- Шлем показывает участникам дорожного движения, что вы не просто «непредсказуемый подросток на велосипеде», а разбирающийся человек – спортсмен. Таким людям меньше сигналят в спину.
- Шлем со встроенным фонариком – маячком, помогает обозначить себя на дороге в темное время суток;
- Во палаточном лагере шлем может служить корзинкой для хранения хрупких и дорогостоящих предметов, например, электроники, велосипедных очков.
ИЛЛЮЗИЯ ЗАЩИТЫ
С одной стороны, шлем – это защита. С другой – предмет, создающий иллюзию безопасности. Иногда люди, надевающие шлем, ведут себя безрассудно на дороге. Идут на риск, будучи уверенными, что с ними ничего не случится.
Это касается случаев на спусках, когда велосипедисты разгоняются до 50 км/ч. на незнакомых трассах. Несутся по дороге, слабо отслеживая дорожное покрытие. На такой скорости может случиться, что угодно. Например, занос на песке, внезапная яма или гвоздь. А если разорвёт покрышку? А если начнется «вобблинг», а сзади такой же разогнанный автомобиль? Или грузовик?
Нередко велосипедисты совершают опасную перестройку на дороге, не отслеживая, кто едет сзади. Проносятся по перекрёстку, не заметив помеху справа. Отдельная тема – притершиеся слева грузовки и их вихревые потоки.
Все эти случаи относятся не столько к шлему, как в целом, безопасности езды по автодороге. Велосипедист, на наш взгляд, должен руководствоваться не самоуверенностью в собственной непогрешимости и хорошей защищенности, а пословицей: «Береженого Бог бережет» и «Не уверен – не рискуй».
КОГДА НУЖЕН ШЛЕМ?
В каких ситуациях нужен шлем или не нужен? На наш, здесь нужно включить «старческое брюзжание» и дать ответ: «ВСЕГДА НУЖЕН!». Но, как уже упомянули, мы сами не всегда используем велошлем.
Например, когда ездим по городу. Вместо шлема используем кепку. Когда едем 10 км до дачи. Безусловно, это риск, и мы не призываем повторять наш опыт. Тем не менее, мы стараемся минимизировать риски, учитывая вышеприведённые случаи. Мы не рискуем. Там, где есть свободный тротуар – едем по нему.
Если едем по обочине – не разгоняемся. Стараемся разместить на багажнике яркие предметы – сумки под оранжевым чехлом. Или ездить в ярких заметных куртках и жилетках. Всё это позволяет автомобилям лучше идентифицировать нас на дороге и по возможности объезжать.
Когда едем на дальние расстояния, 1000 км и более, то ОБЯЗАТЕЛЬНО надеваем шлем. Поскольку движение по неизвестным автодорогам может создать столь же внезапные опасности.
ИТОГ
Ездить по дороге в велосипедном шлеме или нет – личное дело каждого. Мы считаем, что здесь то же самое, что на стройке. Вошёл на объект, даже если не планируешь идти близ строящихся домов – всё равно надевай каску.
Есть хорошая поговорка: «Раз в сто лет и палка стреляет». Можно долго и уверенно ездить на велосипеде годами, а потом в один момент превратиться в инвалида. Только потому, что не надел шлем. Зачем рисковать?
Кстати, любой стрелок – спортсмен знает правило, что ни при каких обстоятельствах нельзя направлять на человека пистолет, даже игрушечный. Как вы думаете, почему?
Ну и напоследок, мотивирующая подборка фото о пользе шлема :)
А вы ездите в шлеме? Пишите в комментариях.
Спасибо, что прочитали.
С уважением, Андрей и Елена.
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘