Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Первый советский джип: главные факты о ГАЗ-64

Этот внедорожник пребывает в тени своего куда более известного американского одногодки. Даже прозвище у ГАЗ-64 говорит само за себя — Иван-Виллис. Кажется, что машина ничто иное, как копия американского вездехода. Но это не совсем так. Сейчас все объясним. Если для Советского Союза символом победы в Великой Отечественной войне стал танк Т-34, то американцы считают машиной победы маленький вездеход Willys MB. Он устроил настоящую революцию в классе, а уже в мирное время послужил основой для первого в мире внедорожного бренда. Конечно, это Jeep. Willys MA/MB правильнее назвать совместной разработкой фирм Willys, Ford и Bantam. Автомобиль в авральном порядке разработали в 1940-м, а уже через год он пошел в производство. Назвать ГАЗ-64 банальной копией «Виллиса» нельзя по одной простой причине — работа над советской машиной шла еще до того, как началось производство американского внедорожника. В распоряжении инженеров ГАЗа была техническая документация на один из прототипов «Виллиса» — Fo
Оглавление

ГАЗ-64. Фото: ГАЗ
ГАЗ-64. Фото: ГАЗ

Этот внедорожник пребывает в тени своего куда более известного американского одногодки. Даже прозвище у ГАЗ-64 говорит само за себя — Иван-Виллис. Кажется, что машина ничто иное, как копия американского вездехода. Но это не совсем так. Сейчас все объясним.

Его нельзя назвать копией американской машины, потому что оригинала не было

Если для Советского Союза символом победы в Великой Отечественной войне стал танк Т-34, то американцы считают машиной победы маленький вездеход Willys MB. Он устроил настоящую революцию в классе, а уже в мирное время послужил основой для первого в мире внедорожного бренда. Конечно, это Jeep.

Willys MB. Фото: commons.wikimedia.com/Mytwocents at English Wikipedia
Willys MB. Фото: commons.wikimedia.com/Mytwocents at English Wikipedia

Willys MA/MB правильнее назвать совместной разработкой фирм Willys, Ford и Bantam. Автомобиль в авральном порядке разработали в 1940-м, а уже через год он пошел в производство.

Назвать ГАЗ-64 банальной копией «Виллиса» нельзя по одной простой причине — работа над советской машиной шла еще до того, как началось производство американского внедорожника.

ГАЗ-64 — это творческое переосмысление Ford Pygmy

В распоряжении инженеров ГАЗа была техническая документация на один из прототипов «Виллиса» — Ford Pygmy. Ну, как, документация — фотографии машины и технические зарисовки-критики. Тогда и решено было разработать свой проект — по образу и подобию.

Ford Pygmy. Фото: commons.wikimedia.com/U.S. ARMY
Ford Pygmy. Фото: commons.wikimedia.com/U.S. ARMY

Разработкой ГАЗ-64 руководил легендарный конструктор полноприводной техники Виталий Грачев. Причем, создали машину в рекордно короткие сроки. Считается, что работа над проектом стартовала 3 февраля, а закончилась уже 25 марта 1941 года. На все про все 51 сутки. Именно суток, а не дней — потому что работа не прекращалась и ночью.

Безусловно, на скорость разработки советского «пигмея» повлияла унификация с серийными моделями ГАЗа. В их числе были «эмка», ее полноприводная версия ГАЗ-61, а также модернизированная полуторка ГАЗ-ММ. Некоторые узлы и компоненты, включая карбюратор, были взяты от московской микролитражки КИМ-10.

Автомобиль имел следующие габариты:

  • длина — 3140 мм
  • ширина — 1400 мм
  • колесная база — 2100 мм
  • ширина передней колеи — 1240 мм
  • задней — 1200 мм.

Он был не единственным советским внедорожником

Одновременно с конструкторами ГАЗа свой военный внедорожник строили и специалисты московского института НАТИ. Сегодня он называется НАМИ.

Tempo G 1200. Фото: commons.wikimedia.com/Lissák Tivadar
Tempo G 1200. Фото: commons.wikimedia.com/Lissák Tivadar

Здесь, вдохновившись экспериментальным немецким вездеходом Tempo 1200 (с двумя моторами, полным приводом и двумя управляемыми осями), создали свой вездеход — АР-НАТИ. С уникальной конструкцией рамы и отличной проходимостью. Кроме рамы, все узлы и агрегаты шли от газовских машин.

От того же ГАЗ-ММ позаимствовали 4-ступенчатую коробку передач вместе со сцеплением, раздатку полного привода взяли от ГАЗ-61, первого в мире седана 4х4, тормоза были от улучшенной «эмки» ГАЗ-11-73.

Весной 1941 г. советские внедорожники сошлись на тестах. Не на журналистских, конечно, а на государственных. Любопытно, что АР-НАТИ в этом поединке оказался сильнее ГАЗ-64. Но это ему не помогло.

АР-НАТИ. Фото: НАМИ
АР-НАТИ. Фото: НАМИ

Проект московского института все равно отправили на ГАЗ, для изучения возможности серийного производства. А там свою разработку логично предпочли столичному гостю.

В итоге в серию пошел именно ГАЗ-64

Массовым выпуск машины не назовешь. Уже осенью 1941 г. все мощности ГАЗа отдали под выпуск танков и боеприпасов. На военный внедорожник просто не хватало сил.

К тому же правительство СССР и США договорились о поставках по ленд-лизу. Так, на Восточный фронт поступали, в том числе, и американские «Виллисы». Общий тираж «шестьдесят четвертого» — меньше 700 экземпляров, капля в море, по сравнению с тиражами «Виллиса».

ГАЗ-64. Фото: commons.wikimedia.com/Sergey Korovkin 84
ГАЗ-64. Фото: commons.wikimedia.com/Sergey Korovkin 84

«Иван Виллис» считается прародителем всех советских внедорожников

Несмотря на скромные объемы выпуска, ГАЗ-64 стал родоначальником целого семейства вездеходов. И доказал необходимость в полноприводных разведывательных автомобилях.

На его базе, с учетом ошибок и замечаний, построили улучшенную версию ГАЗ-67. Уже после окончания Великой Отечественной опыт создания военных моделей ляжет в основу разработки легендарного «козлика» ГАЗ-69, которого, в свою очередь, может назвать дедушкой «УАЗ-Хантер».

Текст: Михаил Медведев