Представьте себе человека, который, зайдя в супермаркет, видит не полки с товарами, а слои мифов; который, листая глянцевый журнал, различает в блеске рекламы древние ритуалы; который, пробегая глазами по роману, находит автора… мертвым. Нет, это не сценарий арт-хаусного триллера — это будни Ролана Барта, философа, превратившего повседневность в бесконечный ребус для посвященных. Его подход к культуре напоминает работу детектива-эстета: все, что кажется самоочевидным — от бифштекса с картошкой (символа «французскости») до обложки Paris Match с чернокожим солдатом, салютующим триколору, — становится уликой в деле о производстве смыслов. Барт словно шепчет: «Посмотрите, как изящно общество варит свой идеологический суп, подкрашивая его натуральностью». Миф, по его версии, — это не античные сюжеты, а то, во что мы слепо верим за утренним кофе. Ирония в том, что разоблачая мифы, он сам стал мифом — этаким Мефистофелем семиологии, вечно подмигивающим из-за стопки книг. Ах, да, «Смерть автор
Ролан Барт, или искусство читать между строк жизни
31 марта31 мар
30
2 мин