25 марта 2025 года Государственной Думой в третьем чтении принят закон, который вносит изменения в процедуру перевода (смены категории) земель сельскохозяйственного назначения.
Изменения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс и в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
После вступления закона в силу, с 1 марта 2026 года (за исключением отдельных положений), процедура изменения категории земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения серьезно усложнится.
Акт о переводе земель или земельных участков в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, принимается исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, которым предусмотрен перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
При отсутствии оснований для отказа в принятии ходатайства к рассмотрению, в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, исполнительный орган субъекта Российской Федерации в течение одного месяца со дня поступления ходатайства направляет предложение Губернатору о переводе таких земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В случае согласия с предложением, Губернатор направляет в законодательный орган субъекта Российской Федерации законодательную инициативу, которой предусматривается перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В случае несогласия Губернатора с предложением, исполнительный орган субъекта Российской Федерации принимает акт об отказе в переводе земель или земельных участков.
Законодательные инициативы, которыми предусмотрен перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, рассматриваются законодательным органом субъекта Российской Федерации при наличии заключения Минсельхоза РФ. Это заключение направляется в законодательный орган субъекта Российской Федерации в срок, который не может превышать двадцать рабочих дней со дня поступления законодательной инициативы в Минсельхоз РФ. В случае ненаправленияМинсельхозом РФ заключения на поступившую законодательную инициативу в установленный срок считается, что представлено заключение об отсутствии замечаний к законодательной инициативе.
СПРАВОЧНО: Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации сократилась в 1,6 раза – с 638 млн. га в 1990 году до 379,1 млн. га в 2022 году. При этом площадь сельскохозяйственных угодий за тот же период сократилась на 16 млн. га (с 213,8 млн. га в 1990 году до 197,6 млн. га в 2022 году), а площадь особо ценных пахотных земель – на 14,9 млн. га (со 132 млн. га в 1990 году до 117,1 млн. га в 2022 году).