Найти в Дзене
Чемодано

В глубине джунглей Папуа: встреча с племенем дани

Оглавление

"Wene ap kiaseni wa" (Язык дани: "Место, где живут духи предков")

Долина Балием.
Долина Балием.

Они называют себя дани. Их не касается время, их не касается шум. В горах Папуа они встречают чужака не словами — а пеплом, копьём и молчанием, которое говорит громче слов.

Это не место на карте — это место внутри: там, где заканчивается шум мира и начинается тишина, древняя, как страх и трепет перед неизведанным. Там, где звуки не записываются на диктофон, а свет не поддаётся описанию. Первое утро в джунглях Папуа — это запах сырой листвы, липкий тропический пот и гул, будто сам лес дышит тебе в затылок. Здесь нет ни дорог, ни электричества, ни сигнала. И чем глубже заходишь, тем больше исчезаешь — остаётся только тело, мачете и шуршание насекомых размером с "ладонь".

В высокогорной долине Балием, скрытой среди неприступных гор индонезийской Папуа, живет народ, до сих пор сохраняющий традиции, практически не менявшиеся на протяжении тысячелетий. Здесь, вдали от туристических маршрутов, племя дани продолжает практиковать уникальные ритуалы и церемонии, являясь одним из последних свидетелей древних традиций Новой Гвинеи.

Войны Дани. Реконструкция нападения на другое племя.
Войны Дани. Реконструкция нападения на другое племя.

Долина, скрытая от мира

До 1938 года долина Балием оставалась полностью изолированной от внешнего мира, пока американский зоолог Ричард Архболд случайно не обнаружил ее во время аэрофотосъемки. Увидев с высоты обширную населенную долину, исследователь назвал это место "потерянным Шангри-Ла". Сегодня, несмотря на ограниченные контакты с внешним миром, дани сохраняют свою самобытную культуру и традиционный образ жизни.

ПЕРВЫЙ КОНТАК

Первая официальная экспедиция в долину Балием состоялась только в 1954
году под руководством голландского правительства. К удивлению
исследователей, они обнаружили развитую сельскохозяйственную систему
и сложную социальную организацию, существовавшую здесь независимо от
внешнего мира.

Долина Балием расположена на высоте около 1600 метров над уровнем моря и окружена горами, высота которых превышает 3000 метров. Здесь тропа — это не маршрут, а компромисс с природой. Влажность разъедает металл, пиявки проникают в ботинки, а ночью джунгли оживают: крики казуара, стрекот тропических кузнечиков, шорохи, которые лучше не расшифровывать. Такая географическая изоляция способствовала сохранению уникальной культуры дани, основанной на земледелии, разведении свиней и строгой клановой системе.

ИМЯ НАРОДА

Самоназвание дани означает "люди в центре" или "истинные люди".
Антропологи выделяют три основные группы дани:
западные, центральные
и восточные, которые, несмотря на общие культурные черты, имеют
различия в диалектах и некоторых обычаях. Всего насчитывается около
250,000 представителей этого народа..

Традиционный образ жизни

Поселения дани состоят из комплексов круглых хижин с коническими крышами, называемых "хонаи". Мужчины и женщины живут в отдельных хижинах, а в центре каждой деревни располагается церемониальная площадка "сили" - место проведения всех важных ритуалов.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Традиционные хижины дани строятся без использования гвоздей или
современных материалов. Конические крыши, покрытые травой,
сконструированы таким образом, чтобы выдерживать обильные
тропические дожди и сохранять тепло в прохладном горном климате. Дым
от очагов, постоянно поддерживаемых внутри хижин, пропитывает
конструкцию, делая ее устойчивой к воздействию насекомых и гниению.

Хижины "хонаи".
Хижины "хонаи".

Мужчины дани легко узнаваемы благодаря традиционной одежде, состоящей преимущественно из котеки — пенисных футляров, изготовленных из высушенных плодов местной тыквы. Женщины носят юбки из травы или волокон орхидей, называемые яли. Тела и лица членов племени часто покрыты смесью пепла и свиного жира — это не только декоративный элемент, но и защита от насекомых и холодного горного воздуха.

Колоритные представители народа дани.
Колоритные представители народа дани.

Земляная печь и церемония муму

Одной из наиболее важных традиций дани является муму — метод приготовления пищи в земляной печи, имеющий глубокое ритуальное значение.

Процесс начинается с выкапывания ямы, которую затем выстилают банановыми листьями. Внутрь укладываются слои сладкого картофеля, овощей и мяса (обычно свинины). Сверху помещают раскаленные в костре камни, после чего яма закрывается дополнительными слоями банановых листьев и земли. Пища готовится от двух до трех часов, впитывая дымный аромат и сохраняя все питательные вещества.

ПИЩЕВЫЕ ТРАДИЦИИ

Основу рациона дани составляет сладкий картофель (убиканджи),
который выращивается на тщательно возделанных террасах. Свиньи не
только являются важным источником пищи, но и служат эквивалентом
валюты при обмене, выплате выкупа за невесту и урегулировании
конфликтов между кланами.

Муму организуется не только для приготовления ежедневной пищи, но и в качестве центрального элемента важных церемоний — от инициации юношей до поминальных ритуалов и празднования успешного урожая.

Складывают муму для приготовления пищи.
Складывают муму для приготовления пищи.

Ритуалы перехода и инициации

У дани сохранилась сложная система ритуалов перехода, маркирующих важные этапы в жизни человека. Одним из наиболее значимых является церемония инициации юношей во взрослую жизнь.

Создание амулета для инициации.
Создание амулета для инициации.

Инициация включает в себя период изоляции, во время которой юноши живут отдельно от основного сообщества под руководством старейшин. Их тела покрывают особой смесью пепла и глины, волосы заплетают в ритуальные прически. В ходе церемонии каждый юноша получает новое имя и амулет из костей казуара — крупной нелетающей птицы, обитающей в лесах Новой Гвинеи.

СИМВОЛИКА АМУЛЕТОВ

Амулеты из костей казуара содержат сложную систему гравированных
символов, каждый из которых имеет определенное значение, связанное с
историей конкретного клана и личными качествами, которые должен
развивать их владелец. Техника изготовления таких амулетов передается
устно от мастера к ученику.

До 1960-х годов важной частью ритуалов инициации были также символические войны между кланами, однако эта практика была запрещена индонезийскими властями. Тем не менее, элементы воинской культуры остаются важной частью идентичности дани, проявляясь в церемониальных танцах и соревнованиях.

Мумифицированный грозный вождь. Бережно хранится в одной из хижин.
Мумифицированный грозный вождь. Бережно хранится в одной из хижин.

Фестиваль Балием: встреча традиций

С 1989 года в долине Балием ежегодно проводится фестиваль, на котором представители различных кланов дани и соседних этнических групп собираются для демонстрации традиционных ритуалов, танцев и имитации древних межклановых сражений. Фестиваль проходит обычно в августе и привлекает не только местных жителей, но и небольшое число туристов, готовых совершить сложное путешествие в этот отдаленный регион.

Центральным событием фестиваля является реконструкция традиционных боевых действий, в которых участвуют сотни воинов, вооруженных деревянными копьями и щитами. Хотя сегодня эти сражения носят символический характер, они сохраняют множество элементов древних военных ритуалов дани.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Во время фестиваля можно услышать традиционные песнопения дани,
сопровождаемые звуками бамбуковых флейт и ударных инструментов.
Особенностью музыкальной традиции является полифоническое пение,
при котором несколько певцов исполняют различные мелодические
линии, создавая сложную звуковую текстуру.

Момент фестиваля племён дани.
Момент фестиваля племён дани.

Как добраться и что нужно знать?

Маршрут: Путь в долину Балием начинается с перелета из Джакарты или Бали в Джаяпуру — столицу провинции Папуа. Оттуда необходимо пересесть на местный рейс до Вамены — главного населенного пункта долины Балием. Рейсы выполняются компаниями Garuda Indonesia и Batik Air, однако расписание часто меняется в зависимости от погодных условий.

Разрешения: Для посещения внутренних районов Папуа требуется специальное разрешение (surat jalan), которое можно получить в иммиграционном офисе в Джаяпуре или полицейском участке в Вамене. Процесс может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Проводник: Путешествие в деревни дани возможно только в сопровождении лицензированного местного проводника, так же как в Бутане. Рекомендуемые агентства: Papua Adventure и Baliem Valley Tours.

Время для посещения: Оптимальный период — с мая по октябрь (сухой сезон). Если вы хотите посетить фестиваль Балием, планируйте поездку на август.

Проживание: В Вамене есть несколько базовых гостиниц, включая Baliem Valley Resort и Hotel Pilamo. В более отдаленных деревнях возможно размещение в традиционных хижинах с разрешения местной общины.

Необходимое снаряжение: Непромокаемая одежда, треккинговая обувь, средства от насекомых, солнцезащитные средства, базовая аптечка, включая антималярийные препараты и антибиотики, фильтр или таблетки для очистки воды.

Этикет: Всегда спрашивайте разрешение перед фотографированием. Уважайте гендерное разделение пространства в деревнях. Не отказывайтесь от предложенной пищи — это может быть воспринято как оскорбление. Избегайте прямого зрительного контакта со старейшинами без приглашения.

За гранью времени:

Долина Балием и населяющий ее народ дани представляют собой уникальное культурное явление в современном глобализированном мире. В отличие от многих традиционных сообществ, которые адаптировались к требованиям туристической индустрии, дани в значительной степени сохраняют аутентичный образ жизни, продиктованный не внешними ожиданиями, а внутренней логикой их культуры.

Вид с гор на долину Baliem.
Вид с гор на долину Baliem.

Путешествие в этот регион требует серьезной подготовки, терпения и уважения к местным традициям, но предлагает редкую возможность соприкоснуться с культурой, развивавшейся на протяжении тысячелетий в относительной изоляции от остального мира. Это напоминание о том, что даже в XXI веке на нашей планете остаются места, где время движется по своим собственным законам.

Следующая остановка? Возможно, пещеры Лаэло — место в Восточном Тиморе, где, как и в Папуа, память передаётся без слов: через рисунки, камень и дыхание тьмы. Эти два мира разделены морем, но их объединяет одно — ощущение, что ты стоишь перед чем-то древним, что не нуждается в переводе. Говорят, там эхо и сейчас отвечает не голосом, а памятью предков, впитанной в стены и влажный камень. С удовольствием пообщаемся в комментариях. Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы оперативно узнавать о новых публикациях.