Одна пуля – четыре оленя. Это не легенда, а реальный случай из практики тунгусских охотников. На Крайнем Севере каждый патрон ценился на вес золота, а на медведя ходили с простой палкой и ножом. Как им удавалось сразить опаснейшего хищника холодным оружием? Почему якуты боялись медведей, а их соседи – нет? И какие секреты северной охоты сохранились до наших дней? Рассказываем в нашей статье.
С чем раньше ходили на медведя
Раньше северяне добывали и соболя, и горностая, и даже рысь. А вот на медведя ходили с рогатиной. Хотя весной этот хищник охотно выходит в голую тундру даже до самого Ледовитого побережья, отъедаясь после зимы на пищухах и сусликах, это всё-таки чисто лесной зверь.
Якуты его очень боялись, вероятно потому, что, будучи сравнительно недавними пришельцами из центральноазиатских степей, не видали там хищника крупнее волка. А вот тунгусы, юкагиры и многие другие северяне били медведей при всяком удобном случае, ведь он дает много отличного мяса, да и шкура его имеет широкое применение на Севере.
Бурый медведь в разных местах обладает разным характером. В Забайкалье он зол и дерзок, на севере же Якутии и на Камчатке более смирный. Раньше на этого опасного хищника почти не ходили с огнестрельным оружием. Большинство кололи «пальмой» – северной рогатиной, состоящей из деревянной основы около двух метров длиной и сантиметра четыре толщиной с насаженным на него широким ножом.
Охота с рогатиной
Многие, наверное, видели картины с медведем, стоящим на задних лапах с оскаленной пастью, злобно наблюдающего, как смелый охотник втыкает ему обеими руками в брюхо рогатину величиной с хорошую оглоблю. Всё это художественный вымысел. Медведица с медвежатами, наткнувшись летом на человека и желая отпугнуть его, действительно становится на дыбы, ревёт и даже очень ловко плюётся, но преследуемый медведь вовсе не так глуп, чтобы плясать перед охотником на задних лапах. В 95% случаев он думает только о том, чтобы удрать, что несравненно проще сделать на четвереньках.
В тех же случаях, когда рассерженный медведь вздумает напасть на человека, то бросается он тоже на четырёх лапах. А потом сбивает с ног и начинает кусать и драть.
Медведь, при всей своей неуклюжей внешности, настолько проворный и могучий зверь, что всегда выбьет у охотника оглоблевидную рогатину из рук раньше, чем тот успеет ударить его. Так что добывали хищника так: охотник держал рогатину в правой руке, ближе к ножу, и тщательно скрывал её от глаз зверя, прикрывая своим телом и становясь к нему левым боком. Только в самый последний момент, когда зверь уже находился «в пределах досягаемости», охотник быстрым и верным движением наносил удар правой рукой и, схватившись за рукоять левой, глубже втыкал рогатину в зверя, одновременно опираясь на неё, чтобы легче отскочить в сторону.
Удар наносился не в брюхо и не в грудь, потому что медведь не станет их демонстрировать, а в основание шеи перед плечом. Сейчас, конечно, этот способ стал слишком экстремальным. В случае необходимости против медведя теперь применяют ружьё.
Четыре зверя одной пулей
Об искусстве северных охотников можно рассказывать часами. Вот как это описывал русский путешественник и охотовед Сергей Александрович Бутурлин:
«Встретив весной на тундре семью, пропадавшую с голоду из-за поломки единственной винтовки, я дал тунгусу свою запасную берданку и патронов и показал действие затвора.
Несколько недель спустя я увидел в бинокль охотника с моей берданкой. Он лежал между кочками низменной тундры на брюхе прямо в ледяной воде, а сотни оленей бродили кругом него. Было совершенно ясно, что не только одного, но и пару оленей на одну пулю он легко может взять в любой момент. Я, естественно, подумал, что либо мой знакомец испортил затвор, либо забыл, как с ним обращаться. Тем не менее, спугнуть оленей было бы не по-охотничьи, и я потихоньку отъехал версты за полторы и занялся мирными наблюдениями.
Только через несколько часов услышал я выстрел своей берданки. Оказалось, что охотник ничего не испортил. Он только сообразил, что на близком расстоянии боевая пуля берданки наверняка пробьёт трёх оленей. Ну, а в тундре свинец дороже денег, зачем же ему зря пропадать.
И вот, имея десятки случаев убить сразу двух, и несколько раз – трёх оленей, тунгус с терпением истинного охотника лежал без движения в полуоттаявшем болоте и выждал-таки момент, когда на одной линии сошлось четыре оленя. Расчёт был верен, и он не только взял одной пулей четырёх зверей, но и с гордостью показал мне вырезанную из четвёртого пулю».
Кому можно и нельзя охотиться
Конечно, в наши дни способы охоты на Северных территориях мало отличаются от остальных. Вот только заниматься добычей зверя здесь можно далеко не всегда и не всем. Из-за хрупкой экосистемы охота в этих краях запрещена почти всеми способами. Согласно Правилам охоты, принятым в 2020 году Минприроды, исключение составляют только некоторые виды пернатых и хищники, вредящие людям. Но это уже, скорее, не охота, а истребление вышедших из-под контроля зверей.
Если вы всё-таки решили поохотиться на Крайнем Севере, необходимо получить специальное разрешение. Не факт, что его так просто дадут – всё зависит от вида животного и территории.
Другое дело – коренные народы, для которых та же добыча пушнины остаётся одним из источников дохода. Государство активно поддерживает традиционный образ жизни коренных народов Севера, и охотники-промысловики не являются исключением. Для них выделяются охотничьи угодья, которые можно оформить как в личное, так и в общинное пользование. Выделяются даже лодки, сети, двигатели и снегоходы. Что-то можно получить раз в 3-5 лет бесплатно, а где-то нужно заплатить 25% от общей стоимости.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.
Смотрите также: