Найти в Дзене
Царское Село

"Нет задачи их воспитывать, только – развить интерес к родной истории". Анастасия Винокурова о работе с детьми в Царском Селе

Ведущего методиста отдела по работе с детьми Анастасию Винокурову вы знаете по серии мастер-классов и детской видеоэкскурсии по Екатерининскому дворцу “Царское Село. Своими словами”. Поговорили с Анастасией об интерактивных программах музея, секретах профессии и новых проектах.

Анастасия Винокурова, ведущий методист отдела по работе с детьми ГМЗ "Царское Село". Фото из личного архива Анастасии.
Анастасия Винокурова, ведущий методист отдела по работе с детьми ГМЗ "Царское Село". Фото из личного архива Анастасии.

- С чего все начиналось? Как вы пришли в музейную педагогику?

Началось все еще в школе. Была учительница, с которой мы создавали творческие проекты и выходили с ними на конкурсы. Именно тогда я стала интересоваться искусством. Так школьное увлечение определило выбор профессии.

Я училась на историческом факультете Петербургского университета. Поняла, что искусствоведение – то, что мне очень нравится. После окончания можно было выбрать разные направления, но меня тянуло в музей, хотелось работать с людьми. Люблю делиться своими знаниями и получать отклик от слушателей.

В 2018-м пришла работать в Елагиноостровский дворец-музей. Это был мой первый опыт в музейной сфере. Там тогда не было отдельного детского направления, только общий экскурсионный отдел. Мы с коллегами создавали и детские программы, и экскурсии для взрослой аудитории. Спустя два года коллега привела меня в Екатерининский дворец. В феврале 2020-го мы встретились с Ольгой Юрьевной Щевелевой, начальником отдела по работе с детьми. И вот уже пять лет, как я работаю в Царском Селе.

- Почему вы стали работать именно с детьми?

Взрослые могут воспринять больше, чем дети, которые устают уже за сорок минут. Но с детьми – это всегда новый опыт, занятия не похожи одно на другое. Можно книжки писать по тем ситуациям, которые возникают на детских экскурсиях.

- Расскажите, какие задачи выполняет методист?

Написание текста экскурсий, а также создание циклов занятий и их проведение. В процентном соотношении – это примерно 20 и 80, потому что поток посетителей большой, особенно в каникулы. Невозможно неделями писать новую экскурсию и ничего не водить. Но мне нравится такая многозадачность. Во время экскурсии понимаешь – что имеет больший отклик у посетителей, а что оказалось не слишком интересно. Считаю важным не только писать, но и водить, потому что теория часто отстает от практики.

- Какие формы работы с детьми есть в нашем музее?

Главный вид детских занятий – интерактивные программы. Другими словами, это адаптированная для детей экскурсия с элементами игры, предметами, которые дети могут подержать в руках или выполнить с их помощью какое-то задание. Например, собрать рисунок паркета из кусочков дерева.

Помимо интерактивных программ и мастер-классов, у нас есть абонементы для детских садов и школ, а также циклы занятий для семейной аудитории – мини-абонементы. Это четыре занятия, в которых родитель и ребенок вместе изучают новое на экскурсиях, занимаются творчеством на мастер-классах. Такая совместная деятельность очень сплочает.

- Можно ли просто прийти в детский центр музея на мастер-классы или они включены в интерактивные программы?

Есть и то, и другое. В праздничные и выходные дни мы организуем сборные группы на мастер-классы в детском центре “Белая башня” в Александровском парке. Проводим их и в составе интерактивных программ. Например, есть замечательная экскурсия “Янтарный путь" с углубленным изучением Янтарной комнаты и посещением закрытого фонда “Быт. Янтарь”. Она длится два часа и включает занятие по обработке янтаря, кусочек солнечного камня забирает домой каждый участник. Рассчитана на школьников восьмых - десятых классов.

- Раз уж мы заговорили о старшеклассниках, что им сейчас интересно? Как их увлечь?

Это действительно сложная аудитория. Подросткам может нравиться интерактив, но порою они в этом не признаются ни себе, ни сверстникам. Хотят себя чувствовать взрослыми, поэтому “детские” игры отвергают категорически.

Мы много работаем со старшеклассниками в музее Первой мировой войны в Ратной палате. Недавно впервые провели занятие “Урок в музее” для десятиклассников. Ведем такие экскурсии в форме диалога, стараемся через сравнение с современным миром приблизить их к пониманию темы, вывести на разговор. И у нас получается.

Бывает довольно сложно, но в то же время интересно подыскивать ключик. Думаю, с ними надо быть проще, гибче, не давить информацией. Нет задачи их воспитывать, только – развить интерес к родной истории.

- С каких программ лучше начать знакомство с музеем?

Основная аудитория интерактивных занятий в музее – дети в возрасте от 6 до 12 лет. В Екатерининском дворце самая востребованная экскурсия называется «Привет, XVIII век». Считаю, что она идеально подходит для первого знакомства с Царским Селом и Екатерининским дворцом, потому что дети видят все основные залы Золотой анфилады, в том числе Янтарную комнату и великолепный Большой зал. Участникам рассказывают о бальной культуре XVIII века, дамских сумочках, табакерках, мушечницах.

В Александровском дворце действует интересная программа “Волшебный фонарь” для детей 5-6 лет. Экскурсовод предстает в образе няни царских детей, что производит яркое впечатление. И вторая программа - «Семейный чат 100 лет назад». Она подойдет ребятам от 10 лет, но даже 14-летних удалось заинтересовать. Мы через письма знакомим детей с семьей последнего российского императора Николая II.

- Какие программы проходят в Белой башне?

Здесь мы проводим самые разные занятия и мастер-классы, сами создаем предметный ряд, реквизит. Например, программа «Щит, меч и Прекрасная дама» рассказывает об эпохе рыцарства. Мальчики ощущают себя рыцарями, а девочки – прекрасными дамами средневековья.

Есть легкая игровая экскурсия для малышей от трех лет с родителями – «Сказки старой башни». Гости узнают – какие овощи сажали царские дети около Белой башни, какие животные жили в зверинце, который располагался в XVIII веке на территории Александровского парка.

- Что из этого огромного спектра вам нравится больше всего?

Люблю работать с семейной аудиторией. В ноябре прошлого года мы запустили семейные обзорные экскурсии для детей с родителями в Екатерининском дворце. Их мы анонсируем заранее в группе детского центра Вконтакте, билеты можно приобрести на сайте музея. Очень нравится в этой экскурсии разноплановость: информация посложнее интересна родителям, интерактивные моменты – детям.

Кроме того, я провожу мини-абонементы для семей с детьми, каждый состоит из четырех занятий. Один из них рассказывает про символику и разные аллегории, которые встречаются в залах дворца и в парке на скульптурах, картинах, часах. Он называется «Символы и знаки – учимся читать».

- Какие тенденции вы сейчас наблюдаете в сфере музейной педагогики?

Главный тренд – ориентированность на ребенка и его интерес. И, конечно, внедрение новых технологий, с которыми растут современные дети.