Род – общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Однако, согласно большинству научных исследований, Род возник из образа предка и (как и рожаницы) являлся восточнославянским духом-покровителем потомков и дома рода и судьбы.
Утверждали, что РОД сидит на небе и бросает оттуда комки глины на землю, отчего и рождаются люди.
Считалось, что у Рода был и человеческий облик. На земле он появлялся в виде седовласого старика с длинной и ухоженной бородой, в балахоне (часто белом), либо в обычной древнерусской рубахе. На лбу старца практически всегда находился обруч, в центре которого был символ солнца, а иногда и славянская свастика . Также у старика были очень длинные, густые и седые брови.
Со временем его образ трансформировался, вобрав в себя черты верховного божества, управляющего мирозданием. Ему приписывали создание земли, небес, солнца и звезд, а также установление законов мироздания, по которым течет жизнь.
Солнце явлено было из лица Рода небесного,
Прародителя и Праотца.
Месяц ясный — из груди его.
Звёзды частые — из очей его светлых.
Зори светлые — из бровей его.
Ночи тёмные — да из дум его.
Ветры буйные — из дыхания.
Дождь, и снег, и град — из слезы его.
Громом с молнией — голос стал его…
В русском языке и всех его диалектах (украинский, белорусский и другие языки) существует множество прекрасных слов, которые обладают корнем, в котором упоминается имя Рода. Например: богоРОДица, РОДители, РОД, благоРОДный, приРОДа, РОДник, наРОД, РОДственники и множество других слов.
известно так же что наши предки именовали Рода Всевышним или просто Вышним. Самое интересное, что слово rod-as на санскрите означает небо и землю, объединенные в единое целое.
В народных верованиях Род предстает как могущественный, но отстраненный творец, наблюдающий за своим творением, но не вмешивающийся в повседневные дела людей. Его почитание проявлялось в обрядах, связанных с укреплением семьи, продолжением рода и почитанием предков. Считалось, что Род благословляет новорожденных и помогает сохранить гармонию в доме, обеспечивая благополучие и процветание потомкам.
Когда Род создал весь мир, он не успевал всем управлять, поэтому он создал Сварога, который сковал законы жизни для всего мира и закончил творения Отца.
Все народы знают самого первого бога — это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они — проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино — боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.
Эта близость, ощущаемая в мифах и легендах, пронизывала каждый аспект жизни древнего человека. Боги вмешивались в земные дела, наказывали за прегрешения и награждали за добродетель, а смертные взывали к ним с мольбами и приношениями, надеясь на их милость и покровительство.
Эта родственная связь проявлялась не только в культовых практиках, но и в самом мировоззрении. Герои, полубоги, рожденные от союза богов и смертных, служили мостом между двумя мирами, напоминая о вечной взаимосвязи. Их подвиги и страдания были понятны и близки простым смертным, а божественное происхождение наделяло их ореолом величия и непогрешимости.
Вера в кровное родство с богами давала человеку ощущение причастности к чему-то большему, чем просто земное существование. Это чувство принадлежности укрепляло общину, определяло моральные ориентиры и вдохновляло на великие свершения. Даже перед лицом смерти, вера в божественное происхождение давала надежду на продолжение жизни в ином, лучшем мире.
Рода чествуют на второй день зимнего солнцестояния (24 декабря). В этот день также поминают умерших и почитают старших родственников и «родители» (отца и мать, то есть тех, кто родил).