Стартовал очередной сезон аренды самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Что принесет новый сезон и какие изменения произошли для пользователей СИМ, рассказала старший преподаватель ГУУ Галина Ласточкина.
«За 2024 год на электросамокатах было совершено в среднем 290 тысяч поездок в сутки против 174 тысяч в 2023 году, что показывает все более возрастающий интерес к сервисам кикшеринга. Сезон обещает максимальный комфорт и удобство, но в жестких рамках правил».
Самокатов стало больше
В этом году доступны для аренды 60 тысяч электросамокатов и 20 тысяч электровелосипедов, в том числе 9 тысяч электровелосипедов 2.0, которые являются более маневренными, универсальными, а главное - безопасными.
Для сравнения: в 2024 году парк электросамокатов в Москве включал 20 тысяч электросамокатов и 3 тысячи электровелосипедов.
Изменения сезона 2025
Верификация mos.ru
С этого года арендовать самокат в столице можно будет только после прохождения верификации через Mos ID. Для этого нужно иметь полную учетную запись mos.ru (проверить ее можно в разделе «Уровень учетной записи»).
Данная мера позволит не допускать в сервис проката детей и подростков, а также быстрее выявлять тех, кто грубо нарушает ПДД.
Если ID нет, желающим арендовать СИМ доступно 5 тестовых поездок, затем их аккаунт будет заблокирован.
«Если пользователь нарушил правила дорожного движения, ему навсегда заблокируют доступ к сервисам кикшеринга».
Крупные номера
С начала сезона все электросамокаты и велосипеды операторов оснастят новыми укрупненными номерами, которые будут интегрированы в их конструкцию.
«Это упростит идентификацию нарушителей», - подчеркнул Максим Ликсутов.
Медленные зоны и зоны без СИМ
Медленные зоны — это участки вблизи транспортных пересадочных узлов, в парках, скверах, жилых кварталах и на оживленных улицах, где скорость движения СИМ ограничивается до 5–15 км/ч. Самокаты сервисов проката замедляются здесь автоматически.
Организовано 350 медленных зон рядом с метро, МЦД, МЦК, парками и остановками наземного транспорта.
В местах, где движение на электросамокате может быть небезопасным даже на маленькой скорости, введены зоны полного запрета передвижения на СИМ.
Нейросеть для фиксации нарушений
Камеры с нейросетью ЦОДД будут фиксировать нарушения ПДД в режиме реального времени и передавать информацию операторам.
В местах, где правила нарушают чаще всего, для фиксации нарушений введут еще 250 дорожных камер.
Кроме того, сами операторы также продолжат тестировать технологии по выявлению нарушений ПДД с применением искусственного интеллекта и методов машинного обучения.
Основные правила движения для СИМ
Для самокатов
- Соблюдать скоростной режим до 25 км/ч
- Спешиваться на пешеходных переходах
- Запрещено ездить вдвоем
- Запрещено ездить в нетрезвом виде
Для велосипедов
- Обязательно держаться за руль двумя руками
- Запрещено ездить вдвоем
- Запрещено перевозить грузы, мешающие управлению
- Запрещено выезжать на проезжую часть дороги
Правила безопасного вождения с инфографикой можно изучить на Едином транспортном портале.
Потенциальные изменения законодательства
Требования к водителям
16 марта Следственный комитет предложил депутатам приравнять электросамокаты к механическим транспортным средствам (сейчас к ним относятся средства, приводимые в движение двигателем, и тракторы с самоходными машинами), а тех, кто на них ездит, - к водителям.
Еще одно предложение СК - ввести для электросамокатов весом меньше 35 килограммов категорию «М1», чтобы ездить на них можно было только с 16 лет и с правами.
Также Минтранс планирует ввести ограничение скорости электросамокатов до 10 км/ч при сближении с пешеходами и запретить водителям СИМ просить пешеходов уступить дорогу и сигналить им.
Рост штрафов
Суммы штрафов тоже могут изменить. В Госдуме рассматривают законопроект, согласно которому:
- за езду в нетрезвом виде будут штрафовать на 30 000 рублей,
- за отказ от медосвидетельствования – от 10 000 до 30 000 рублей,
- за езду вдвоем – до 3000;
- за превышение скорости – до 5000.
Предполагается, что данные меры обяжут пользователей СИМ к полному соблюдению Правил дорожного движения.
«Средства индивидуальной мобильности остаются важной частью городских транспортных систем. Видна четкая планомерная работа органов государственной власти и операторов проката для массового формирования безопасной модели поведения у пользователей».