Найти в Дзене

Три главных ошибки, допущенных отечественным нефтегазовым сектором

Оглавление

У нашей нефтянки, я уже писал, множество проблем. Не могу сказать, что они характерны только для нашей страны, потому что в других странах не работал. Точнее работал, но в российских же компаниях. Хотя, если верить словам людей, которые работали в других странах на международных проектах, бардака там тоже хватает, иной раз похлеще нашего.

Я не буду искать виноватых. Это вне сферы моей компетенции, да и не работал я в высших эшелонах, чтобы говорить, что виноват тот или тот. А все эти темы, где истерично пишут о Сечине и Миллере, об их полной некомпетенции и профнепригодности, как мне кажется, гораздо сильнее характеризуют самих крикунов, ярко и выпукло демонстрирующих эффект Даннинга-Крюгера.

Не буду корчить из себя эксперта, я таким не являюсь. Без меня хватает, одни эксперты по нефтянке, финансам, военному делу и так далее. Я просто напишу свое скромное мнение как человека, который работает в нефтяной отрасли и немного знающий кухню изнутри

Что же в нашем нефтегазе пошло не так?

1. Недооценка сланцевой революции

Под сланцевой революцией понимают начало добычи нефти из низкопроницаемых пластов. Они бывают разными по составу и имеют разные геологические характеристики, но ничтоже сумняшеся их стали называть "сланцевыми", и это название стало нарицательным.

-2

Такие образования есть во многих странах -США, России, Аргентине, Китае и так далее. И что они богаты углеводородами - это тоже было известно. Но из-за сверхвысокой плотности и очень малых пор извлечь газ и/или нефть в промышленных количествах не удавалось.

Это стало возможным благодаря сочетанию наклонно-направленному бурению и гидроразрыву пласта. Впервые такая комбинация была проведена Devon Energy в 2022 году под прямым патронажем Джорджа Митчелла, котого после назвали отцом сланцевой революции.

Сланцевая революция в США была мерой вынужденной. Последнее гигантское месторождение традиционной нефти в Штатах было найдено в 1968 году - Прадхо-Бей. С тех пор они находили только более мелкие, и их запасов явно не хватало на поддержание добычи нефти. Если бы у них остались мощные месторождения обычной нефти и газа, то революция вряд ли состоялась.

Другие были мелкими и увеличить добычу экстенсивными методами не могли. Поэтому уже с начала 70-х годов добыча стала падать. Особенно резкое падение началось после 1985 года, когда нефть стала стоить очень дешево и недофинансирование быстро сказалось на объемах добычи.

Благодаря работам Джорджа Митчелла, и уникальным особенностям месторождения Барнетт, потребности США в невиданных объемах нефти, а также очень доступным кредитам, американская нефтянка неожиданно резво стартанула вверх.

И вот этот рывок у нас явно недооценили. Ведь наверняка наши аналитики ориентировались на то, что физика неизменна, и себестоимость сланцевой нефти и газа будет выше традиционной и это не изменить никаким совершенствованием технологий. И они правы, но прочитались в другом.

Дело в том, что у нас еще были неплохие объемы традиционной нефти, и, уж тем более, газа. Хотя трудности даже с их добычей начались уже в советские времена, когда добыча нефти начала снижаться, а отечественные технологии не могли уже компенсировать снижение добычи. Так, например, на территории ХМАО гигантское Приобское месторождение было найдено еще в 1982 году, но освение его шло ни шатко, ни валко, несмотря на колоссальные запасы порядка 5 миллиардов тонн. А все потому, что нефть расположена в пластах Ачимовской свиты, очень сложной по геологическому строению и требующей сложной разработки. И это, на секунду, не сланец, из него нефть добывать еще сложнее.

В богатой нефтью Оренбургской области рекорд по нефтедобыче, 16,1 миллионов тонн, был поставлен в 1978 году, после чего добыча падала, достигнув порядка 7 миллионов тонн в конце столетия. Считалось, что увеличить добычу невозможно, потому что большинство месторождений с хорошими коллекторскими свойствами были исчерпаны.

Но в 2002 году заходит ТНК-BP с новыми технологиями - и добыча увеличивается до 10 миллионов тонн, а спустя шесть лет побит советский рекорд - добыто 17,317 миллионов тонн, а после была преодолена планка и в 20 миллионов.

Мне кажется, что в то время наши специалисты нефтегаза недооценили несколько моментов - мировой потребности в углеводородах, истощения традиционных запасов и непременный рост добычи из трудноизвлекаемых запасов-ТРИЗов. И что было экзотикой в наших реалиях в начале двухтысячных, например добыча нефти и газа из низкопроницаемых коллекторов, спустя пару десятилетий станет обыденностью, и, соответственно, приведет к росту себестоимости продукции и в нашей стране.

Сейчас это кажется очевидным, так в 2023 году , добыча нефти из ТРИЗов по данным Минэнерго, составила около 31%, а к 2050-му она может увеличиться до 70%. А тогда наши были уверены, что мир не будет покупать более дорогую нефть и газ. Но просчитались. А сейчас больно и обидно щелкнули нам по носу.

2. Недооценка потенциала сжиженного природного газа

Если с разработкой трудноизвлекаемых запасов у нас кое-что начало налаживаться благодаря иностранным и отечественным разработкам, то со сжиженным газом все гораздо хуже.

Технология сжижения природного газа не так уж и нова. Еще в 30-х годах 19 вка великий Майкл Фарадей получил жидкий метан. Но одно дело получить литр жидкого газа в лаборатории, а другое - разработать товарное производство по сжижению, перевозке и регазификации миллионов тонн.

Скажем откровенно - наша страна практически полностью прошляпила этот момент

В США первая промышленная установка по производству СПГ (сжиженного природного газа) начала функционировать в 1941 году.

Первый проект завода СПГ появился в нашей стране в 1945-1947 гг., когда остро стал вопрос о регулировании суточной неравномерности потребления газа из газопровода Саратов-Москва. Было принято решение о строительстве в конце газопровода (ныне посёлок Развилка Московской области) завода по сжижению природного газа. По мере появления избытка природного газа завод должен был его сжижать, извлекая при этом гелий. Полученный таким образом сжиженный газ, хранящийся в специальных наземных изотермических хранилищах, при появлении дефицита путём регазификации должен был снова превращаться в газ и подаваться потребителям.

Однако этому решению не суждено было сбыться. Все дело в том, что СССР решил не изобретать велосипед, а купить производство в Штатах. Но мир уже вступал в эпоху холодной войны, и американские фирмы, которые по ленд-лизу должны были комплексно поставлять оборудование для газопровода, отказались от завершения поставки оборудования для этого завода. СССР же в то время не располагал собственным производством изотермических резервуаров для хранения в них сжиженного природного газа при низких температурах, в результате чего, от СПГ отказались и проект был переориентирован на газгольдерное хранение под давлением.

-3

СССР вяло пытался вести в этом направлении еще до 80-х голов, но после того, как он вошел на премиальный европейский рынок в 70-х годах, интерес к ним практически угас. А на Западе уже с 1959 года газовозы бороздили океаны, а с кона 70-х начался быстрый рост индустрии СПГ.

После 1991 года нашим газовикам стало как-то не до этого, но даже после выхода из постсоветского кризина наши газовики сидели на @опе ровно, и только после 2009 года начали проявлять вялый интерес к этому вопросу.

Мне кажется, что менеджеры газовых компаний пребывали в полной уверенности, что они никуда не денутся, ведь трубопроводный газ заведомо дешевле сжиженного.

Но как оказалось, что рынок газа велик и приносит хорошие доходы, и те же США кровно были заинтересованы в том, чтобы захватить давно поделенные рынки. И им это удалось, хотя в чем нет вины менеджеров "Газпрома" и других компаний - того, с каким остервенением европейские политики начнут уничтожать энергетику своих стран.

Первые звоночки начались давно, начиная с поправок к Третьему энергопакету, когда начали бронировать мощности для несуществующих транзитеров в трубопроводах, переход к биржевому ценообразованию и отказ от долговременных контрактов, что, в конце концов, привлекло к обратному - резкому росту цен и дефициту. А после 2022 года европейские политики вообще впали в какое-то коллективное безумие, стреляя себе в ногу и ломая с воплями "А я так могу, а я вот так" основу своей промышленности по принципу "Сгорел сарай - гори и хата".

У некоторых индейских народов северо-западного побережья Тихого океана практиковался дикий и бессмысленный обычай - потлач. Во время которого раздавали, ломали, жгли накопленные десятилетиями материальные ценности

Поведение европейских политиков в энергетической сфере сильнее всего и напоминало потлач - бессмысленный и беспощадный. Такого потлача не мог предвидеть никто.

3. Полное игнорирование диверсификации поставок по новым направлениям

Если первые два провала еще можно как-то объяснить технологическими пределами, то последнее - это полностью вина управленцев отрасли. Да, может менеджер условного "Газпрома" хотел разрабатывать флишоидный газ и посылать газовозы по морям, но не имел технических возможностей, то уж изменить географию поставок могли.

Заходить на новые рынки сложно, затратно, но и углеводороды - товар ликвидный. Притом если что-то произойдет на одном рынке, например закрытие или обвал - то может вытянуть другой.

Но наши управленцы думали по другому. Они как вцепились в европейский рынок - так до последнего даже не пытались зайти на другие. Нет, географически все логично, достаточно посмотреть на карту. Ну мало у нас соседей, которые готовы хорошо платить за углеводороды. Республики Закавказья - не смешите меня, да там и Азербайджан есть. Среднеазиатские сами имеют газ, а Казахстан богат нефтью. Индия, конечно, рынок перспективный но тянуть трубу через горы и Афганистан никто в здравом уме не будет. Монголия большая, но населения с гулькин нос и промышленность околонулевая. Зато есть Китай, да, это реально перспективно. А все остальное за тридевять земель.

При этом нефтяники отработали по диверсификации, конечно, гораздо лучше газовиков. Если в 2004 году в Европу шло 80% нашей нефти, то к 2019 году этот процент снизился до 55%. Часть пошла в Китай и ЮВА, был отстроен трубопровод ВСТО, наливные порты на Балтике, Черном море, Дальнем Востоке и Арктике. Но ведь нефть перевозить морем гораздо проще.

А вот с газом, как я написал выше, ничего не менялось десятилетиями. Все потоки были ориентированы на Европу, не исключая Турецкий. СПГ практически не развивали, а трубопроводы на другие направления не тянули. И только с года 2012 (а по факту с 2015) начали тянуть "Силу Сибири", которую не критиковал только ленивый. Впрочем, неудивительно, у нас в стране плюнуть нельзя, чтобы не попасть в эксперта, который не умеет считать чужие деньги, только не факт, что он может заработать себе на хлеб.

Как показало время - это было абсолютно верное решение, жаль только, что, очнулись так поздно и успели зайти только на рынок Китая. Теперь, пользуясь нашим положением, Китай будет драть с нас три шкуры долгое время, пока не будет развита СПГ-инфраструктура и мы сможем направлять газ на другие рынки

Что же делать?

Развиваться с учетом совершенных ошибок. Я другого варианта не вижу, дорогу освоит идущий. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Глядя на судорожную активность канадских нефтяников, которые вступили в торговую войну с США, понимаешь, что не только мы делали такие ошибки. Только Канаде придется гораздо сложнее, и американский крючок сидит во рту у них гораздо глубже, на уровне начала 2000-х годов нашей нефтянки, когда почти весь наш рынок углеводородов зависел от Европы.

Ведь несмотря на огромное санкционное давление мы умудрились не пойти на дно, а даже научились обходить санкции, вышли на новые рынки и даже есть кое-какие успехи в развитии СПГ-инфраструктуры, особенно у Новатэк в комплексе с Росатомом. Если же научатся делать газовозы, особенно ледокольного класса - это будет серьезная победа. Если...

У меня же на сегодня все, если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь