Найти в Дзене
Кофе, кот и книги

Дэн Симмонс. Террор

Ого... Вау... В личном дневнике я описала свои эмоции другим словом, но тут воздержусь. Потому что спокойно рассказать об этой книге просто невозможно! Этой книги не было в моем списке чтения. Тогда я продиралась сквозь историю Макондо в Сто лет одиночества, чувствовала какую-то усталость, искала, на что бы отвлечься, и вот в одном из телеграм-каналов наткнулась на упоминание Террора. Книга, основаная до определённой степени на реальных событиях, хотя автор не претендует на достоверность. Арктическое приключение с толикой мистики. Во мне вспыхнул такой интерес, что я не раздумывая бросилась её читать. Если бы я только знала, на что подписываюсь... Террор точно основан на реальных событиях? Да. Полярная экспедиция сэра Джона Франклина на кораблях Военно-морского флота её Величества Эребус и Террор действительно отправилась в плаванье с целью найти северо-западный проход в Тихий океан вокруг Северной Америки и бесследно исчезла. Описывая быт моряков, трудности, с которыми сталкиваются

Ого... Вау... В личном дневнике я описала свои эмоции другим словом, но тут воздержусь. Потому что спокойно рассказать об этой книге просто невозможно!

Этой книги не было в моем списке чтения. Тогда я продиралась сквозь историю Макондо в Сто лет одиночества, чувствовала какую-то усталость, искала, на что бы отвлечься, и вот в одном из телеграм-каналов наткнулась на упоминание Террора. Книга, основаная до определённой степени на реальных событиях, хотя автор не претендует на достоверность. Арктическое приключение с толикой мистики. Во мне вспыхнул такой интерес, что я не раздумывая бросилась её читать. Если бы я только знала, на что подписываюсь...

Террор точно основан на реальных событиях? Да. Полярная экспедиция сэра Джона Франклина на кораблях Военно-морского флота её Величества Эребус и Террор действительно отправилась в плаванье с целью найти северо-западный проход в Тихий океан вокруг Северной Америки и бесследно исчезла. Описывая быт моряков, трудности, с которыми сталкиваются люди, затертые во льдах, автор старался передать максимальную правдоподобность. Но Террор - это все таки не документальное изложение событий, тем более, что мы не знаем наверняка, что случилось с экспедицией. Это роман. Поэтому да, экспедиция сэра Джона Франклина застряет во льдах, и помимо всех прочих бед, с которыми приходится сталкиваться людям, оказавшимся в такой ситуации, в полярной ночи их преследует страшный монстр.

В данном отзыве я отойду от привычного формата хорошо-плохо, потому что в этой книге все хорошо, и все плохо. И страшно. И безысходно. Но все равно не отпускает.

И начну с оды признательности слогу автора и работе переводчика. Потому что написан и переведён Террор очень качественно. Помимо того, что Симмонс провел настоящую исследовательскую работу, изучая строение кораблей, быт моряков, природные и погодные условия, он смог передать самое главное - атмосферу. Полярная ночь, вечный холод, лишения, голод, болезни, смерть. С самых первых страниц становится ясно, читателю будет очень тяжело, но очень интересно. Меня, несмотря ни на что, книга не отпускала до последних страниц.

Я намеренно не акцентирую внимание на мистической составляющей, потому что как раз она меня не так впечатлила. Выдуманное всегда пугает меньше реального. Ну монстр, ну из легенд местных эскимосов. По сути, этот мишка-переросток убил от силы десяток человек из 165, которые располагались на двух кораблях. Остальные смерти.... Что ж, об этом нужно поговорить отдельно.

Известный факт, что в безысходной ситуации проявляются как самые ужасные, так и самые благородные человеческие качества. И Террор показал это как нельзя лучше. Далее следуют спойлеры, так что, если вы не читали, но хотите, остановитесь здесь. И идите знакомиться с Террором и его командой. Это будет больно, страшно, грустно. Но вам понравится!

Итак, я знала, что все умрут. Книга буквально пропитана безысходностью и предчувствием смерти. От этого ещё страшнее читать главы, каждая из которых фокусируется на одном из героев. Капитан корабля Террор Крозье, доктор Гудсир, старший помощник капитана Джон Ирвинг, некоторые офицеры и матросы. Не знаю, как вы, а во мне живёт нелогичная вера в то, что, если повествование фокусируется на каком-то герое, значит он важен. Значит, его не убьют (Песнь льда и пламени не в счет). Но Симмонс беспощадно эту наивную веру рушит. Давай, дорогой читатель, привяжись к молодому благородному офицеру, или доктору, который до последнего будет выполнять свой врачебный долг. Я их всех убью на твоих глазах. И смерть их будет не красивая, а грязная, кровавая и будто банальная.

Вообще, за почти тысячу страниц книги к смерти привыкаешь, почти что ждёшь её, но когда она приходит, все равно как-то горько. Конечно, в условиях, описанных Симмонсом, иного быть не может, но все же. Как я уже упоминала, мистический монстр, преследующий людей в вечных льдах, это лишь дополнительный пугающий элемент. С тем же успехом это мог быть простой медведь-людоед. Нет, самое страшное в Терроре - потенциальная реальность происходящего, настоящая катастрофа, разворачивающаяся на глазах читателя. Неверные решения, непредсказуемые погодные условия, постепенно растущее отчаяние, испортившиеся по вине поставщика продукты, начавшийся голод, цинга, отчаянный марш-бросок по льду в поисках пути к спасению, потеря человеческого облика, каннибализм, самоубийства, и в конце концов неизбежная смерть после всех пережитых испытаний. И кажется, зачем вообще такое читать? Но человеческая воля к жизни поражает, заставляет больше ценить то, что у нас есть. Пока на страницах книги люди замерзают в мокрой одежде на льду при температуре -50, я в кровати под одеялом в комфорте собственного дома. Пока персонажи книги медленно умирают от голода и истощения, я жую печенье и запиваю горячим чаем. И хочется со слезами на глазах обнять весь мир и поблагодарить его за все блага, которые у нас есть.

Есть такие книги, которые выворачивают душу наизнанку. Террор Дэна Симмонса одна из них. И их стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы познать, до каких глубин может опуститься человек в попытке выжить.