Найти в Дзене

Мне не больно. (Фильм, 2005).

Трое друзей Миша, Олег и Аля, имея строительное и архитектурное образование, решили вместе организовать свое дело, фирму, которая предлагает свои услуги в разработке и реализации строительных и архитектурных проектов. Эта история началась осенью, 2005 года. Мы тогда с Олегом решили делать ремонты с перепланировкой. Я подумал Альку подключить, она конечно, дура, но архитектор хороший. Я ее еще по Арху помню, учились вместе. — Привет, – здоровается с Алей Михаил у подъезда дома, где они с Олегом ожидали ее. — Здорово, – в ответ здоровается Аля. — Это Олег, мой друг, – указывает на Олега Михаил. — Здрасьте, – кивает Олег. — Слушай, Аль, короче, давай скажем, что архитектор Олег, ты – строительный прораб, поменяйтесь ролями. Он в отличие от нас с тобой говорить умеет. Ну, ты понимаешь, он будет говорить, а ты ему на ушко свои идеи, ну? — Ты че, погоди…. Ну так… Слушай ну… – пытается возразить Аля предложению Мише. — Давай пойдем, – заходит Миша в подъезд. — Погодите… Слушайте… –
Мне не больно. Фильм 2005.
Мне не больно. Фильм 2005.

Трое друзей Миша, Олег и Аля, имея строительное и архитектурное образование, решили вместе организовать свое дело, фирму, которая предлагает свои услуги в разработке и реализации строительных и архитектурных проектов.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Эта история началась осенью, 2005 года. Мы тогда с Олегом решили делать ремонты с перепланировкой. Я подумал Альку подключить, она конечно, дура, но архитектор хороший. Я ее еще по Арху помню, учились вместе.
— Привет, – здоровается с Алей Михаил у подъезда дома, где они с Олегом ожидали ее.
— Здорово, – в ответ здоровается Аля.
— Это Олег, мой друг, – указывает на Олега Михаил.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Здрасьте, – кивает Олег.
— Слушай, Аль, короче, давай скажем, что архитектор Олег, ты – строительный прораб, поменяйтесь ролями. Он в отличие от нас с тобой говорить умеет. Ну, ты понимаешь, он будет говорить, а ты ему на ушко свои идеи, ну?
— Ты че, погоди…. Ну так… Слушай ну… – пытается возразить Аля предложению Мише.
— Давай пойдем, – заходит Миша в подъезд.
— Погодите… Слушайте… – идет за Олегом в подъезд Аля.

И вот уже они в квартире первого заказчика готового сотрудничать и оплатить реализацию задуманного проекта. В работу приняты эскизы. И… ребята готовы уже получить аванс. Ведь за труд необходимо платить, в том числе и за разработку эскизов.

— Тебе побриться надо, – обращается к Мише Олег.
— Эскизы относит архитектор, – парирует Миша.
— Сегодня ты отнесешь, – отвечает Олег.
— Иди… иди, говорю… это… нету… денег… ну, а жрать-то мы… и ты иди… как его… нежно вырви аванс, – рекомендует Аля.
— Давай, брейся и иди – повторяет Олег.
— Иди! – не отстает Аля.

И Миша направляется за авансом. За деньгами, которые так им нужны.

— Кстати, почему ты меня называешь на вы? – спрашивает клиентка у Миши, в чьей квартире они с друзьями были три дня назад.
— Позвольте узнать, когда вы выплатите аванс и когда мы сможем приступить к работе? Собираетесь ли вы менять сантехнику? – уходит Михаил от ответа и задает свои вопросы.
— Сколько тебе лет? – прерывает Мишу клиентка.
— 26, – отвечает он.
— А мне сколько? – интересуется клиентка.
— А вам всегда будет 18, – отвечает Миша. Натэлла Антоновна, давайте вернемся к делу. Вы намерены обновить отопление?
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Выпьешь – обновлю отопление, – налила коньяк в бокал Натэлла Антоновна для Михаила.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Ну? Так сколько мне лет? – переспрашивает клиентка, — Только честно.
— Честно? Честно?
— Зови меня Та́той. Я старше тебя всего на год.
— Та́та. Натэлла Антоновна, я с вашего позволения откланяюсь. Вернусь завтра. Обдумайте пока по деньгам, по всему остальному, – предлагает Миша.
— Когда же Вас ждать, Михаил? – провожает в дверях Та́та Михаила.
— В любое удобное для вас время.
— А… Мне удобно в любое время удобное Вам, – не долго думая, отвечает клиентка.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Скажите, когда вы хотите? – уточняет Михаил.
— Я хочу сейчас, – приблизилась к Михаилу клиентка.
— Сначала отдайте нам аванс, – растерялся Миша.
— Аванс еще нужно заслужить, – касается Тата плеча Михаила и обхватывает руками его шею.
— Ну, зачем вам это, а? Поверьте, Тата, вас ждет разочарование – я не способен на настоящую страсть. Вы пройдете сквозь меня, как сквозь облако, слегка освежитесь и все.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Ну, как же мне тебя сейчас отпустить, после такого заманчивого обещания?

Ситуация развернулась совершенно иным образом – Михаил шел за авансом, а получил гораздо больше – красивую и молодую женщину, Натэллу Антоновну, Та́ту, в объятиях которой ему захочется быть снова и снова, видеть ее снова и снова, думать о ней, говорить с ней, и мечтать с ней.

Та́та помогает им приобрести первых клиентов, рекомендуя своим знакомым Мишу и его друзей, как талантливых архитекторов. Тата даже взяла с собой Мишу на светское мероприятие, где знакомит его с разными влиятельными людьми, чтобы расширить клиентскую базу талантливым ребятам. И дело потихоньку идет в гору. Появляются первые деньги. И уже эти запланированные и реализованные заказы уходят для Миши на второй план, когда он понимает, что так влюблен…

ВКонтакте | ВКонтакте
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
— А как я выгляжу? – спрашивает у Миши Тата.
— Запредельно! – любуясь Татой, отвечает Миша.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

И однажды, придя к Тате без приглашения, он застает в ее доме мужчину, Сережу, который по летам годится ей в отцы. После этой встречи Тата пропадает, и связь Миши и Таты поддерживается только записками, которые они оставляют друг для друга в проеме двери ее квартиры.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Проходит некоторое время, но Миша и на день не забывал о Тате. Благодаря рекомендациям Таты, друзья-архитекторы стали много работать и очень хорошо зарабатывать. И, казалось, Миша уже потерял надежду снова увидеть ее, как Тата звонит ему сама и назначает встречу в кафе.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Ну? Как Вы поживаете? – интересуется Михаил у Таты.
— А вы?
— А я спросил первым, – отвечает Миша. — Поэтому вы отвечаете первой, Натэлла.
— А я спросила вторая, и поэтому я отвечу второй.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Кто он? – интересуется Михаил у Таты о мужчине, который был в тот вечер в квартире.
— А если муж? – отвечает Тата.
— Муж? – переспрашивает Миша. — Бедная… Кто он? Политик, бизнесмен? Старый ворюга? Чудесная моя. Не дари ему своей юности.
— Какой юности? Мне 27 лет.
— Это еще юность, – поправляет Тату Михаил.
— И он мне не муж. Я содержанка, Миша.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Что с вами? Вам больно? – замечает Тата переменчивость в поведении Миши.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Все в порядке. Совсем нет, – пытается Миша скрыть эмоции.
— Почему тогда вы меня не гладите, не жалеете?
— Я курю, – резко отвечает Михаил.
— Потому что чужая жена – это в кайф, а содержанка – это как то не то, не в кайф. Вы никуда не опаздываете, Миша? – спрашивает Тата и наливает из своей фляги рюмку коньяка для Михаила. — Расстанемся друзьями? – снова спрашивает Тата и делает глоток коньяка из фляги.
— Не надо спешить. Мне надо собраться с мыслями, – отвечает Михаил.

Из кафе Тата и Миша переместились уже на лавочку в сквере.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Лучше бы ты остался в кафе. Может, уйдешь? – предлагает Тата. — А то увяжемся в роман. Не хочу портить тебе жизнь. Поверь мне – не жди со мной ничего хорошего.
— А не надо хорошего, – отвечает Михаил. — Пусть будет так, как сейчас.

Важная фраза, как впрочем, и все фразы и диалоги в фильмах Алексея Балабанова, где нет ни одного лишнего слова. А и не надо ничего ждать, Михаил и не ждет. Мы часто мечтаем о том, что вот мы будем вместе, тогда купим дом, родим детей, поедем в путешествие и ждем. Михаил об этом не думает… ведь, этого может, и не произойти никогда… он думает о том, как ему сейчас и что это важно для него.

Быть здесь и сейчас. Жить тем, что есть сейчас. Быть довольным тем, что есть у тебя сегодня. И это не о том, что нужно довольствоваться малым, а о том, что благодарить мир и жизнь за то, что есть уже сегодня. Ведь этого могло и не быть.

За разговорами он узнает, что Тата живет в квартире своего мецената. Меценат ее полностью обеспечивает, а сам он семейный человек, у которого двое взрослых детей и жена, а к Тате он приезжает отдыхать, и между ними нет интимной связи, во что Михаилу крайне сложить поверить.

Конечно, Михаила эти новости огорчают, но он способен принять то, как есть, то, как обстоит ситуация и высказывает свои предпочтения, как ему хотелось бы. Он не хватается за лютые долженствования, что она должна, что должно было быть так или что так не должно было быть… Нет. Он принимает ситуацию реально и предлагает в последующем свои решения по жилищному вопросу для Таты.

А как часто мы откладываем на потом то, что уже можно прожить сегодня. Потом влюблюсь, потом схожу, потом куплю, потом поговорю, потом отдохну. А жизнь раз… и прервалась… все в нашей жизни временно, и, осознавая это, эту константу временности всего, и придает жизни смысл, вкус и жажду. Мы не спешим видеться с близкими людьми, мы откладываем очень и очень много в нашей жизни на потом. Откладываем, потому что, по нашему мнению, сейчас не подходящие условия, вот буду я готова, вот перееду, вот получу образование, вот устроюсь на другую работу и т.п. и мы ждем лучших условий, в сравнении с теми, которые есть сегодня, что вот будет лучше, и тогда я уж точно заживу по-настоящему, а сейчас подожду, не лучшее время.

— Поверь мне – не жди со мной ничего хорошего.
— А не надо хорошего, – отвечает Михаил. — Пусть будет так, как сейчас.

Не ДОЛЖНО быть хорошо, а мы нуждаемся в хорошем.

А это лучшее потом так близко. Каждый день нас приближает к тому незыблемому потом, где будет лучше, где будет идеально…

Именно это осознание конечности послужило для Таты толчком к тому, как бы ей хотелось уже, не как надо, а как хочется. А что если и нам делать то, что хочется и жить сегодня? Влюбляться, любить, мечтать, хотеть и делать сегодня, думая о том, что сегодня – это есть те идеальные условия и обстоятельства, которые мы ожидаем в когда- то там. Все лучшее есть уже в сегодня, не в потом и тогда, а сегодня. А что если сегодня, это и есть самые лучшие обстоятельства и условия, которые могли сложиться из того, что было в твоем прошлом?

И понимать что все временно. Мы временны. Радость, боль, счастье, разочарование – все временно. И испытывая отрицательные эмоции, мы их не называем, а пытаемся заглушить убрать и спрятать. А что если их назвать, признать, что это есть, принять, пережить и отпустить. Ведь эмоция, будучи названной, уже не имеет над тобой власти, назвав ее, мы уже можем ее контролировать, можем контролировать ее интенсивность. Источником проблем является эмоциональность человека, которая, если ее высвободить, выведет нас на истинно необходимый путь, поможет сделать безошибочный выбор и оградит от искушений.

Чувства не исключают ума, но ум исключает чувства – превращает чувства в эмоции, которые затем начинает подавлять, истреблять. Соединение чувств и ума есть искусство, на созидание которого требуется время. И если мы говорим, что это отнимает время, это значит, что мы не умеем принять от жизни время, которое жизнь всегда предоставляет нам в нужный момент, в нужном месте и в достаточном количестве.

После откровенного разговора и прогулки по городу пара направилась в квартиру Таты. Здесь они вместе провели почти целый день.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
— Миша! Ты хотел уйти? – спрашивает Тата.
— Я видел Вашу фотографию. Очень странное фото.
— Нас зациклило: тебя на Сереже, а меня на том, что ты хочешь уйти.
— Да я просто хочу понять, что Вас связывает? – задает вопрос Михаил.
— Ну, он же мой благодетель. Он требует, чтобы я не пила, не курила, не шлялась. Надоело! Я хочу пить, курить, иметь любовника…
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Вечером в квартиру Таты приехал благодетель Сергей переночевать, настолько уставший и сморенный, что даже не заметил присутствие в квартире Михаила.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Михаил, выждав пока Тата уложит Сергея спать, уехал к себе.

На следующий день состоялся разговор Сергея и Таты, о ее образе жизни, о ее медицинских анализах, и о ее мужчине. Благодетель Таты знал о ее любовнике. Сергей посмотрел видеозаписи с камер видеонаблюдения. В разговоре Сергей объяснил, почему он решил взять ее себе на попечение, и что он хотел продлить ей жизнь, предоставив ей все, что ей необходимо согласно ее медицинскому диагнозу: покой, лекарства, продукты, и деньги в том числе. Однако, он не спросил ее, чего она хочет. Он высказал лишь то, что нужно было ему. Ведь даже помогая другому человеку, в первую очередь, мы это делаем не для него, мы это делаем для себя. Чтобы человек не говорил, «вот я ради тебя», «вот я для тебя», - это всего лишь манипуляция, чтобы другой почувствовал вину за то, что не в полной мере принимает эту помощь, не с той отдачей, которую хотел бы видеть благодетель, и все, чтобы не делал Сергей для Таты, он это делает для себя самого, а потом уже для Таты. Какие мотивы у Сергея помогать Тате? Может, ему необходимо таким образом иметь влияние, определенную нужность, и в той же степени это есть власть над человеком. Он ей дал все, и это же все в любой момент может и отобрать – как уже отбирал машину, телефон и т.п. И забота – это выбирать делать для человека то, что нужно этому человеку, а не то, что нужно тебе.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

После этого разговора Тата решила собрать свои вещи и оставить квартиру благодетеля. И она отправилась туда, где был ее второй дом. Она отправилась в больницу, где лежала уже семь раз.

В больнице Тата знала уже и весь медперсонал и все знали ее, в том числе и Главврач за эти шесть лет стал для Таты даже больше, чем просто друг.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

В диалоге с врачом Тата рассказала о своем намерении пожить немного для себя, пожить иначе, нежели по медицинским предписаниям.

— Там, подчеркнутый абзац, третья страница, - указывает Тата на распечатку расшифровки своих анализов.
— Опять? – спрашивает врач.
— Я же знаю вас тысячу лет, я семь раз лежала здесь под вашим чутким руководством, но… но ведь ситуация же простая – рак крови, последний виток болезни, – резюмирует Тата.
— Кто тебе сказал? Бред! – возражает врач.
— Ну, вот вы месяц назад тоже кричали бред, а я переписала результаты исследований и разобралась. Все же ясно…
— Ты идиотка! Она диагностирует в стадии лейкоза.
— Ну, послушайте, ну дайте же мне сказать. И по MERSу, и по всем системным заболеваниям крови, ну, и по всему… мне – финиш… и когда я поняла, что мне финиш, я решила порадоваться жизни. Я встретила парня, и оказалось, что он, абсолютно мой. Скажите мне как друг, сколько мне осталось, а? Мне нужно это знать.
— Ты пещерно глупа! – восклицает врач. — Выгнать бы тебя!... к матери…
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Давайте выпьем… - предлагает Тата врачу.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Я хочу, чтоб ты ушла…
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— А как у Вас с Татьяной из ординатуры? - продолжает Тата диалог, понимая реакцию врача на ее откровение о диагнозе.
— Прекрати…

И объяснившись с доктором, она берет свой матрас и направляется в арендованную ребятами архитекторами квартиру, к своему возлюбленному. Михаил организовал для Таты место на чердаке, одел ее в новые теплые армейские кальсоны Олега и позволил хорошо отдохнуть, дав ей хорошенько выспаться.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Утром все ребята собрались для прогулки по городу в места, где празднуется День отрядов милиции особого назначения. Вечер этого дня завершился песнями под гитару в квартире друзей архитекторов.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Тата в этот вечер осталась на несколько часов на чердаке арендуемой квартиры ребят.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Ты у меня навсегда… - подытожила Тата отношения с Михаилом.

И спустя непродолжительное время Тата сбежала в больницу, прихватив с собой матрас и вещи.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

И, кажется, Тата выполнила все условия, которые хотела нарушить согласно требованиям благодетеля. Пить, курить, шляться и иметь любовника – такая малость. Она прожила хотя бы это, что принесло ей удовольствие. И сейчас я не о рекламе вредных привычек, здесь не об этом. А просто о жизни, что даже порой простые веще мы откладываем в куда-то потом, не позволив себе прожить момент в сейчас. На мой взгляд, это все метафорично – пить, курить, шляться и иметь любовника. Пусть так банально, тривиально – но она выполнила для себя то, чего ей хотелось, исходя из той ситуации, в которой она находится, и, исходя из своего уровня сознании жизни. Дело здесь в просто хочу - пусть, да, по ребячески, по детски.

Порой мы делаем только то, что надо, то, что необходимо, то, что должны делать, запрещая себе то, что хочется. В нас говорит только строгий родитель, который всегда за нас знает, что и как нужно делать, при этом заглушая нашего внутреннего ребенка, который тоже имеет свои желания. И, когда в нас говорит только родитель, заглушая ребенка – нарушается баланс, тем самым мы становимся угрюмее и депрессивное, потому что делаем только то, что необходимо. И здесь, сразу подчеркну, это в контексте ситуации в фильме, это не реклама, помогает алкоголь, употребляя который человек превращается в маленького ребенка, который может позволить себе делать то, что хочется, а не то, что надо. Во всем важны рамки и границы – и в употреблении алкоголя обязательно! Способ высвобождения своего внутреннего ребенка – это например, хобби, просмотр фильма, покупки, т.е. делать то, что хочу. Взрослый планирует, выбирает то, что делает, Родитель делает то, что необходимо, Ребенок делает то, что хочет. Важен баланс.

Трансактный анализ. Автор Эрик Бёрн.
Трансактный анализ. Автор Эрик Бёрн.

И поскольку Тата уже семь раз лежала в больнице, можно предположить, сколько времени (явно уже не один год) она делала то, что надо, то, что должна, потому что есть строгие правила и строгий распорядок дня при диагностировании и лечении болезни: режим дня, режим отдыха, диета, прием лекарств, уколы, сдача анализов, постоянное беспрекословное соблюдение рекомендаций врачей – соблюдение всех норм за которые ответственен внутренний родитель.

Связь Таты и Михаила прерывается. О своем местонахождении и своем диагнозе Тата ничего не сообщила. Михаил планирует ехать в славный город Козельск, из которого Тата родом, предполагая, что она вернулась домой. Он сообщает об этом своим друзьям и утром отправляется на поезде в Козельск.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Михаил вернулся обратно в Санкт-Петербург не найдя никаких сведений о Тате.

Уже прошло некоторое время, и ребята, пришли к очередному клиенту для оказания услуги по перепланировке квартиры. Клиентом оказался Главврач больницы, в которой проходит лечение Тата.

Аля познакомилась с молодым человеком по имени Отто и теперь проживает вместе с ним и не занимается с ребятами разработками проектов, а в компании ребят архитекторов новый постоянный член команды – строительный прораб, Василий.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

При знакомстве с клиентами, в разговоре, Михаил решил уточнить, каким образом они узнали о тех услугах, которые предоставляют ребята.

— А вы не помните, кто вам дал мой телефон? – интересуется Олег.
— Люба, а кто дал тебе этот телефон? – спрашивает Главврач у своей супруги.
— Ты, – отвечает та.
— Я? А когда? – не помнит врач.
— Давно, – отвечает его жена. — Мы долго откладывали этот ремонт, рассчитывали на знакомого архитектора, – добавляет супруга врача и идет к шкафчику, где достает из ящика объявление и начинает зачитывать вслух:
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Талантливый архитектор и дизайнер будут бесконечно рады обустроить ваше жилье. Бесконечно рады, – подчеркивает радостно жена врача. — Прелесть!
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— А, да, вспомнил, – сообщает врач. Объявление на стене, мы вышли из больницы и прочли. Что ж, ловко сочинили.
— Резво, за полчаса, практически вдвоем, по чуть-чуть, – предлагает врач Олегу выпить.
— Так, а у нас еще водка есть, – показывает Олег.
— Но… – не соглашается врач. — Водка у них есть… Вот, – открывает ящик для хранения в шкафу, — Водка, коньяк, что пожелаете. Больные все несут и несут, загонят в гроб презентами. Ну, еще по чуть-чуть? – предлагает выпить врач, достав новую бутылку коньяка из ящика.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— По чуть-чуть, – соглашается Олег.
— А может, вспомните, – перебивает диалог врача и Олега Михаил, —Натэлла, Ната, Тата.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— А! Это Тата сорвала объявление, – вспомнил врач.
— Что с ней? Где она?! – не отстает Михаил от врача.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Вот ты какой! – замечает врач, окинув взглядом Михаила с головы до ног.
— Я должен ее увидеть, – просит Миша.
— Нет, – отвечает врач. — Ты на свое лицо посмотри.
— А че такое, – не понимает Миша. — Че такое, я не понял?! – вскакивает Миша с места.
— Ты че?! – берет за руку Михаила Олег и уводит на кухню.
На кухне жена врача нарезает закуску, Михаил сидит рядом на стуле, якобы слушает ее.
— Миш… – зашел на кухню Олег. — Пойдем со мной.
— Миш, сядь… пей, – передает рюмку Василий.. — У нее рак крови, – сообщает Василий.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Она храбрая девочка, а держится молодцом, – говорит врач Олегу. — Нельзя к ней с такой скорбной рожей! – показывает врач на Михаила.
— Ну, – поддерживает Олег.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Если слабый - не лезь! – кидает врач в сторону Михаила.
— Ну, не злись, – останавливает врача Олег. — Вась, пойдите с Мишей в машину, подождите меня там.
— Пойдем, – зовет Василий Михаила. — Пойдем, пойдем.

И Олег договорился с врачом, что завтра они организуют выезд на природу, чтобы Тата и Миша могли встретиться и поговорить.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

И наконец, долгожданная встреча Таты и Михаила состоялась.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Ты и Олег, такие классные парни. Но я счастлива, что я влюбилась именно в тебя.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

— Мне ничего нельзя… даже целоваться, желтуха. Но мне совсем не больно, – сообщает Тата.
— А мне больно… – делится Михаил. — Я завтра приду. Не смей убегать из больницы, как с чердака, слышишь?

И только один раз в фильме прозвучал истинный и правдивый ответ, когда Тата рассказала о себе все, о своем диагнозе, этот юный молодой человек сказал, как есть, а мне больно… и это та правда, которая очень тяжеловесна, очень горька, и очень печальна. Да, мне больно. Так и есть. А как иначе. Он осознает, что эта прекрасная дива уйдет в скором времени из его жизни, и он ее не увидит больше никогда. Он будет помнить ее. Она останется прекрасным светом в его сердце. И не пойди тогда он в эту квартиру, возможно, ему и не удалось бы испытать таких прекрасных и светлых чувств, даже на короткий период времени целой жизни. Кому-то и за всю жизнь этого не удается.

А Тата ушла в любви, в принятии, она влюбилась и была счастлива. Пусть так. На то время, которое ей было отведено.

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Человек не ведает ни хорошего, ни плохого, ни прошлого, ни будущего. Мы не властны над обстоятельствами, которые не можем контролировать. Мы властны только над собой в той мере, в которой возможно наше влияние.

Если каждый день это принимать и осознавать, может быть, мы будем счастливее и будем ярче ценить то, что с нами происходит, и ценить по-настоящему простые моменты из которых и состоит наша жизнь – наслаждаться музыкой, поэзией, прекрасным фильмом, целовать и обнимать родных, вести бесконечные разговоры о смысле жизни и о бытие, мечтать, влюбляться и уметь любить то, что есть сегодня. Жить в сегодня. Не ждать, что вот там и тогда я буду счастлив. Нет, я счастлив тем, что сегодня есть у меня. А будет еще лучше, и мне будет лучше. А если что–то отнимется из жизни, значит, так должно было случиться. Изменения неизбежны. Они будут и есть всегда, порой явные, а порой незримые. И сам человек – это процесс. Каждый день мы просыпаемся новым человеком, с новыми идеями, мыслями, желаниями и ведь это прекрасно. Даже камни текут, что уж говорить о человеке. Понимать, что все временно, что все меняется и принимать это, понимать, осознавать, может это и есть то, что нам так не хватает, когда мы хватаемся за то, что нас гложет, или за то, что нам причинили боль, или случилось то, что мы не планировали. Да, принять, назвать, прожить и отпустить. И те люди, которые уходят от нас, они навсегда оставляют в нас след – в душе, в голове, в сердце. Если они были для нас подлецами, то просто их понять, простить. Мы все живем в первый раз, нет идеальных людей. Они, тоже совершив определенные поступки, не знали как надо или не надо, или не понимали, что совершают паршивые действия, в силу своего виденья или уровня сознания. А если это светлые чувства – отпустить и понимать, что ведь этого и могло не произойти, а с другой стороны, может и не отпускать, пусть будут в сердце, но опустить горечь разлуки, скорее это то, что нужно. Да, это в моей жизни было и я благодарен. Пусть было с этим человеком отведено столько времени в моей жизни, сколько его и было – не больше, не меньше. На это я никак не могу влиять – значит, надо принять. И кто знает, что такое мало? И за две недели можно, кажется, прожить целую жизнь, когда гамма эмоций в тебе рисует жизнь новыми красками чувств, которые ты хранил у себя под сердцем.

Цвета, те, которые мне не давались,
Я взял их под сердцем, они там валялись.
Так нет, не пылились, их просто не брали,
Цвета едкой боли, любовной печали…

(а последнюю строчку можно и менять же, на мой взгляд, каждый сам выбирает какими красками рисовать свою жизнь).

И ведь чувствовать – это же прекрасно. Быть человеком – значит чувствовать.

И если произошло то, что ты не планировал, то все зависит от того, как ты смотришь на эту ситуацию. А если оставил любимый, близкий человек и навсегда ушел в другие миры – принять то, что это произошло, это жизнь, изменения неизбежны, и все в нашей жизни временно, отгоревать необходимо, не убегать, а прожить и дать себе время восстановиться и идти дальше. Жизнь продолжается несмотря ни на что. Губить себя, будучи живым – наиглупейшая роскошь, которую можно себе позволить. Жизнь такая интересная и ты даже не знаешь, что может тебя ожидать завтра. А что если тебя ждет еще большее чувственное приключение, а если нет, принять, что это было и благодарить. А если еще не произошло, подумать о том, как хотелось бы, чтобы было, и делать шаг навстречу тому, чего бы тебе хотелось, а не прятаться в ожидании что все произойдет само собой. Произойдет, если и ты будешь совершать, хотя бы малые усилия, день за днем, шаг за шагом. Силу маленьких шагов никто не отменял. И произойти может только то, для чего все условия соблюдены, ведь для чего все условия соблюдены, не может не произойти. Или прятаться, как у Иосифа Бродского, «не выходи из комнаты не совершай ошибку….»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.

……..

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Выходи… Люби… Живи… Ищи своих… Чувствуй… Благодари… Умей прощать… Умей меняться… Понимать и принимать… И быть открытым, доверять, и не бояться… Учиться… Развиваться и взрослеть… Удивляться… Жизнь так прекрасна…

Чтобы не происходило возможность это чувствовать и переживать – это нормально, и говорить о том, что ты чувствуешь – тоже нормально, ведь ты человек. Не будь к себе сверхтребователен. Ты не всемогущ. Делай то, на что ты можешь повлиять и то, во что ты готов вкладываться согласно твоим ценностям. Жизнь имеет свой конец. А если ты не можешь в полной мере высказаться о своих чувствах и переживаниях, о своих намерениях, планах, может быть с тобой рядом не те люди? Они тебя готовы выслушать, подержать? Ты готов им открываться и доверять?

Очень важную фразу произносит герой фильма, которая уже достаточно прочно вошла в нашу жизнь.

— Парни! Тост! – возгласил врач. — Вижу я, вы - стая. Это здорово быть стаей и чувствовать локоть. Ребята, держитесь друг друга! Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться! Ну! Давайте! – чокается врач стаканчиком с Василием.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

"Найти своих и успокоиться". Может, искать если еще не нашел? А что если это удастся? Ведь ты знаешь, как бы ты НЕ хотел, а теперь привнести в жизнь то, что хочется.

"Найти своих и успокоиться" – какая емкая и простая фраза, важная, нужная. Найти тех, кто примет тебя таким, каков ты есть. И не говорю о том, что нужно остановиться и не меняться, а о том, что есть те люди, для кого ты выбираешь изменить в себе то, что может принести им боль, разочарование, досаду или что-нибудь еще неприятное. И, да, человек сам является заводом по производству своих эмоций, все зависит от того, как мы интерпретируем сами те события, которые с нами происходят, ведь эмоции не в событиях, а эмоции в твоем отношении к событиям и то, что ты выбираешь, и как на них смотришь, от этого зависит то, что ты конструируешь в своей жизни.

Найти своих – тех, кто принимает тебя таким, какой ты есть, и ты готов их принимать такими, какие они есть. Ты выбираешь принимать участие в их жизни и обратившись к ним или не обратившись, ты знаешь что тебя поддержат, как бы ситуация не обстояла, не выгородят, а просто поддержат – да, как есть, да, ситуация сложилась вот так и так, просто прими, давай двигаться дальше. Чем я могу тебе помочь, что я могу для тебя сделать в рамках своих возможностей? Это не когда критикой тебя размазывают по стенке, как последнее ничтожество, которое могло случиться на этой земле, и от этого становиться очень больно. Это когда ты можешь придти, рассказать, поделиться и чувствовать, что человек с тобой рядом, несмотря ни на что - «это здорово чувствовать локоть». И самому быть таким же – вовлеченным, искренним, открытым. Вклад в любые взаимоотношения всегда вносят две стороны, поэтому так важно, чтобы с обеих сторон была равная поддержка и понимание.

Если человек тебя не понимает, и ведет себя достаточно не уважительно по отношению к тебе, нужно сказать об этом и перевести отношения в другое русло, что я предпочитаю, чтобы было вот так и так, и если ты мне не готов это дать, то отношения наши будут невозможны, потому что так, мне больно.

Если человек захочет меняться, может, он чего-то не видит, или не понимает, значит – это твой человек, ну а если нет, позаботиться о себе, в первую очередь, что так для тебя будет лучше. Ты не против него, кто причиняет боль, ты просто делаешь лучше для себя. Не глотать обиды, разочарование, а объяснить, рассказать, в чем дело, как обстоит ситуация – что в ситуации, когда ты говоришь А, мне становиться Б, и у меня есть предпочтение, чтобы наши отношения складывались вот таким образом С. И если человек готов к этому прислушаться, готов изменить свое отношение, дабы не причинять человеку боль – это твой человек.

И если с тобой не созвучно то, как с тобой поступает человек или то, что он говорит о тебе, или в присутствии тебя, обнажая фильтры своего восприятия, возможно, что вам просто не по пути и не стоить катать вату, надо просто оборвать общение, позаботившись о своем здоровье.

И самому быть таким человеком, который выбирает оказать поддержку и помощь, не уничтожая человека критикой и тем, что он что-то сделал не так, поступил не так, зачем хвататься за то, что уже сделано в прошлом? Прошлое уже ушло. В каждый момент времени мы совершаем наш лучший выбор, исходя из того, что мы знаем, и что у нас сегодня есть, поэтому нет смысла переиначивать то, что уже произошло. Принять то, как ситуация обстоит сегодня и исходя из нее двигаться дальше. Если ситуация была нехорошей, сделать выводы, проанализировать, представить, как ты поступишь в следующий раз, если ситуация повториться и действовать дальше. Просто, я рядом, вот и все.

И как часто на вопрос «больно ли тебе?» или на извинения со стороны другого человека мы отвечаем: «Да что ты? Совсем не больно», «Не больно. Все в порядке»,

Когда первый входящий нам дал дверью по лбу,

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Когда нас сбили с ног и мы, потеряв равновесие, чуть не упали,

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Когда нам сообщают неприятную для нас информацию, как что-то обыденное или ожидаемое,

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

Когда нутро разрывается от боли, зная, что твой диагноз не поддается лечению…

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

И мы говорим: «Нет, что ты? Все нормально, мне не больно».

Почему? Или для чего мы так говорим?

Для того чтобы оправдать в своих глазах того, кто в отношении нас совершил то, что описано выше? Дал дверью по лбу, наступил на ногу. Мы хотим показаться благородными, чтобы не ставить человека в нехорошее, так сказать, положение, чтобы дать ему сохранить его лицо, или может, потому что это не так и важно.

Но медицинский диагноз и дать дверью по лбу совсем не равнозначные ситуации… Когда Тата говорит, что ей ничего нельзя, даже целоваться, и при этом добавляет, что мне не больно, на мой взгляд, она как раз переживает за Михаила, свои-то чувства она знает, конечно, ей больно…. Она уже предельно с ним открыта и прозрачна, она ему рассказала все… Здесь она пытается быть мужественной и стойкой… Может, быть, говорит она так, осознавая, что больнее терять, ведь свой уход она просто примет… А Миша ее потеряет… Он останется без нее…

Самый верный путь, приближающий нас к дорогим умершим – это не смерть, а жизнь. Они живут нашей жизнью и с нашей смертью умирают. (Ромен Роллан 1866-1944).

И когда незнакомцу или просто приятелю, мы говорим, что нет, не больно, все в порядке, может дело как раз в том, что чужому человеку мы и не открываем истинных чувств, ведь мы ему не доверяем, мы его не знаем. А сказать своему человеку, то, как есть на самом деле, да, мне больно, может в этом и есть то самое чувство своего человека, которому ты готов открыться, признаться, довериться и быть рядом… И сам выбираешь быть поддержкой для другого. Ведь любовь – это действия. А иначе, если ты не можешь доверять, твой ли это человек?

Михаил: "Через два месяца Тата умерла. Ее похоронили недалеко от Васиного участка. Аля уехала и так об этом и не узнала. У нас с Олегом ничего не вышло, и он вернулся в армию. А я… вот, живу. А как все начиналось…"

Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.
Стоп-кадр. Мне не больно. Фильм 2005. Платформа ОККО.

__________________________________________________________________________________________Вечная Память Великому Кинорежиссёру Алексею Балабанову.

Выражаю зрительскую благодарность всем создателям фильма за возможность смотреть, чувствовать, исследовать, погружаться и думать. Спасибо!

Благодарность за Музыкальное сопровождение фильма:

Вадим Самойлов, Алеся Маньковская.

__________________________________________________________________________________________

Вот к таким размышлениям привел меня фильм Алексея Балабанова "Мне не больно." И это мои предположения, мое понимание. Быть может, для кого-то этот материал будет интересным и полезным.

А что для Вас найти своих людей? Есть ли такие в Вашей жизни?

Приглашаю делиться Вашими комментариями.