Панакова Маргарита — художник-постановщик театра кукол, которая случайно оказалась в этой сфере, но быстро влюбилась в неё. Она училась в театрально-техническом колледже и затем в ГИТИСе. В процессе создания кукол она работает в тесном сотрудничестве с режиссёром, начиная с обсуждения идеи и заканчивая детальными эскизами и чертежами. Маргарита является главным художником Московского Театра Кукол.
В нашем разговоре с Маргаритой, художником-постановщиком театра кукол, она делится своим увлекательным путешествием в мир кукольного искусства. Начав с неожиданного выбора профессии, Маргарита рассказывает о влиянии своих мастеров и о том, как судьба привела её в театр.
— Маргарита, расскажите о вашем пути в мир театра кукол. Какие события или люди оказали наибольшее влияние на ваше решение стать художником-постановщиком?
— Художником я хотела быть всегда, а вот в театр я попала веянием судьбы. Я выучилась в театрально-техническом колледже на кукольника, так я оказалась в театре, а потом меня это так затянуло, что я отучилась на специалитете в ГИТИСе на факультете сценографии в мастерской Антонова-Константинова и обучалась на художника-постановщика в театре кукол.
Российский институт театрального искусства (ГИТИС) — это ведущий театральный вуз России и крупнейший в Европе. Он был основан в 1878 году и расположен в Москве. ГИТИС предлагает обучение по различным направлениям театрального искусства, включая актерское мастерство, режиссуру, сценографию и театроведение.
Говорят, попасть в театр — это как попасть под поезд: раз и навсегда, только в хорошем ключе.
В театр кукол меня вообще вела судьба. У меня не было каких-либо целенаправленных планов туда идти вначале. Дважды был момент, когда я могла выучиться на профессию бутафора или художника-монументалиста, но оба раза судьба приводила меня в театр кукол. И я очень рада, что работаю именно в этой сфере. Мои три главных мастера для меня как папы. Мой первый мастер по созданию кукол в колледже — Михаил Иосифович Колтунов.
А мои мастера, к которым я поступила в ГИТИС, — художник-постановщик Виктор Петрович Антонов и режиссер Борис Анатольевич Константинов. Всех их я очень люблю.
Колтунов Михаил Иосифович — советский и российский художник-мультипликатор, художник по театральным куклам, педагог, Почётный кинематографист РФ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Виктор Петрович Антонов — театральный художник-постановщик, сценограф, художник театра кукол, неоднократный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», педагог ЛГИТМиКа, с 2017 — мастер курса в ГИТИСе.
Борис Анатольевич Константинов — российский режиссёр кукольного театра, актёр, педагог и драматург. С 2013 — главный режиссёр Государственного академического центрального театра кукол им. Образцова.
— Опишите, пожалуйста, процесс создания кукол для спектаклей. Какие этапы работы вы проходите, и как находите вдохновение для своих персонажей?
— В начале меня находит режиссер, у него уже есть задумка, есть литературный материал — основа, но все это в зародыше. Мы начинаем думать над этой идеей вместе, обсуждать ее, понимать, какие нужны системы кукол в данном спектакле, какие образы нам понадобятся. Режиссер и художник — это родители, которые создают ребенка — спектакль.
При создании куклы-персонажа я рисую много набросков и показываю их режиссеру. Мы обсуждаем, какие движения и фокусы должна делать кукла. Рисую цветной эскиз акварелью. Делаю габаритный чертеж — схему куклы в фас и профиль, где подробно прописываю, из каких материалов она сделана, и рисую схему сборки, так сказать.
— Как вы относитесь к идее открытых мастер-классов или экскурсий в вашу мастерскую? Что бы вы хотели показать и рассказать людям, которые интересуются вашим творчеством?
— Отвечу честно: мастер-классы и экскурсии для меня — это большая ответственность, на которую нужно много жизненного ресурса и времени на подготовку перед мастер-классом. Сейчас я не обладаю ни ресурсом для этого, ни временем. Может быть, когда-нибудь позже.
— Как вы организуете свое время, чтобы совмещать работу в театре с другими творческими проектами? Какие дополнительные проекты вам интересны и почему?
— Каждую неделю я сама организую свой график: что и когда делаю, с кем провожу встречи, созваниваюсь и т.д. Я вообще люблю списки и систематизацию по любому поводу. Меня это успокаивает. Часто приходится вести несколько проектов одновременно на разных стадиях развития в разных городах. Каждую неделю у меня план не похож на план прошлой недели. И выходных очень мало, так что я иногда завидую людям, у которых график более свободный, чем у меня. Каждый новый проект для меня — это как приключение и повод узнать что-то новое для себя.
— Ваш блог — это интересный способ делиться своими мыслями и работами. Как вы выбираете темы для публикаций, и что для вас важно донести до ваших читателей?
— Я просто показываю свое видение мира. То, что не могу держать в себе, — это творчество. Я не ищу нарочно какие-то темы для публикации, я просто показываю кусочки своей текущей творческой деятельности окружающим. Если им интересно, они смотрят. Честно говоря, мне больше всего важны те подписчики, которых я знаю лично; мне важно их внимание. Не передать словами, как радует мое сердце знак внимания к моему творчеству от знакомого мне человека. Других людей я попросту не знаю.
— Как вы воспринимаете реакцию зрителей на ваши спектакли? Можете ли вы поделиться примерами, когда отзывы зрителей вдохновили вас на новые идеи или изменения в вашей работе?
— Пока об этом рано говорить. Надо поставить больше спектаклей и больше успевать общаться со зрителями по этому поводу. Я благодарна, если зрителю нравится спектакль, если, выходя после него, он долго обдумывает что-то, обсуждает, если это вызывает у него чувства и новые мысли. Но излишние похвалы не люблю. Справедливую, тактичную критику ценю.
— На ваш взгляд, что делает театр кукол уникальным по сравнению с другими театральными жанрами? Как кукол можно использовать для передачи эмоций и историй?
— Театр кукол может всё. На самом деле у него настолько многогранная палитра выразительности, что порой дух захватывает. Ничто так не передаст глубину строк автора, как метафорический образ кукольного мышления в театре. Самым простым действием с куклой можно выйти на такую глубокую ступень переосмысления произведения или основной темы, что зритель будет потрясён до самых основ. Гениальность в театре кукол — это простота снаружи и глубина внутри.
— Среди спектаклей и проектов, в которых вы принимали участие, какие вы считаете наиболее значимыми для себя? Что именно делает их особенными в вашем творческом пути?
— Каждый спектакль или проект для меня — волшебное путешествие. Знакомство с новыми, восхитительными людьми. Свой мир. Я бы не стала делить эти миры на более и менее важные. Каждое путешествие — это новая ступень опыта на лестнице жизни, ведущей к Богу.
— Какие у вас планы на будущее в театре кукол? Есть ли у вас амбициозные проекты или мечты, которые вы стремитесь реализовать?
— Я пока не хочу думать о будущем — его не существует, есть только сейчас, и это не надо упускать. Про мечты могу сказать, что хочется поставить несколько взрослых, глубоких, психологически сложных, метафорических спектаклей для взрослых в театре кукол.
— Какой совет вы бы дали молодым художникам и кукольникам, которые только начинают свой путь в этой творческой профессии? Какие качества, по вашему мнению, важны для достижения успеха в этой области?
— Ничего не бойтесь. Будьте голодными до знаний всегда. Слушая других, не забывайте слушать себя. Оставайтесь в душе детьми. Настоящий кукольник — это ребенок.
Важные качества, такие же, как и в любой другой профессии: аккуратность и дисциплина, честность, ответственность, умение пользоваться приобретенным опытом, такт и эмпатия.
— Спасибо, Маргарита, за то, что поделились с нами своими мыслями и взглядом на театр кукол. Желаем вам дальнейших творческих успехов и новых спектаклей!
Благодарим каждого за прочтение! Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои отзывы о блоге. Нам важно ваше мнение!