Найти в Дзене

Провал целевого обучения в медицине: мнение депутата и предложения юриста

Целевое обучение — это программа, которая позволяет студентам учиться бесплатно, заключив договор с работодателем. По идее, после выпуска они должны отработать определенное время там, куда их направили. Но на практике система дает сбои. Особенно ярко это видно в сфере здравоохранения. По данным 2024/25 учебного года, только 25,6 тысячи человек поступили на целевые места в направлении «Здравоохранение и медицинские науки». Это всего 60,5% от запланированного числа . То есть почти 40% мест остались незаполненными. Что же мешает системе работать? Минобрнауки назвало несколько причин: Многие работодатели не успели приспособиться к новым правилам и цифровым платформам. Не все учреждения выделили деньги на поддержку студентов. Заявки распределялись хаотично: большинство предложений уходило в престижные столичные вузы, а региональные остались пустыми. Условия договоров зачастую оказывались непривлекательными для абитуриентов. Депутат Алексей Куринный был предельно честен: по его мнению, систе
Источник: https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html
Источник: https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html
Целевое обучение — это программа, которая позволяет студентам учиться бесплатно, заключив договор с работодателем. По идее, после выпуска они должны отработать определенное время там, куда их направили. Но на практике система дает сбои. Особенно ярко это видно в сфере здравоохранения.
По данным 2024/25 учебного года, только 25,6 тысячи человек поступили на целевые места в направлении «Здравоохранение и медицинские науки». Это всего 60,5% от запланированного числа . То есть почти 40% мест остались незаполненными.
Что же мешает системе работать? Минобрнауки назвало несколько причин:
Многие работодатели не успели приспособиться к новым правилам и цифровым платформам.
Не все учреждения выделили деньги на поддержку студентов.
Заявки распределялись хаотично: большинство предложений уходило в престижные столичные вузы, а региональные остались пустыми.
Условия договоров зачастую оказывались непривлекательными для абитуриентов.
Депутат Алексей Куринный был предельно честен: по его мнению, система провалилась. Подобного взгляда придерживается и Олег Смолин, первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию. Он подчеркнул: чтобы студенты соглашались на целевой набор, нужны не только обязательства, но и достойные стимулы.
Главная проблема — разрыв между зарплатами в государственных и частных медучреждениях. В коммерческой медицине врачи зарабатывают значительно больше, поэтому многие выпускники предпочитают вернуть деньги за обучение с процентами и уйти в частный сектор.
Кроме того, реальная зарплата врачей в государственных учреждениях часто далека от нормативов. По указу президента, врачи должны получать минимум две средние зарплаты по региону, но на практике этого не происходит. Как следствие, молодые специалисты не видят смысла связывать свою судьбу с государственной медициной.

Как медицинский юрист, я могу отметить следующие ключевые проблемы и предложить конкретные правовые и организационные изменения для совершенствования системы целевого набора в здравоохранении:

Правовые гарантии сторон:

  • Необходимо законодательно закрепить минимальный перечень обязательных условий целевого договора.
  • Установить четкие механизмы защиты прав обучающихся (например, при реорганизации/ликвидации медучреждения).
  • Прописать процедуру разрешения споров между сторонами.

Экономические стимулы:

  • Ввести обязательную доплату к стипендии целевиков за счет работодателя (30-50% от МРОТ).
  • Предусмотреть компенсацию затрат на проживание для студентов, направленных в другие регионы.
  • Создать систему дополнительных надбавок молодым специалистам на первые 2-3 года работы.

Регулирование трудовых отношений:

  • Установить нижний порог заработной платы для целевиков (не менее 2 МРОТ для врачей).
  • Обеспечить предоставление служебного жилья или компенсацию аренды.

Ответственность сторон:

  • Дифференцировать штрафные санкции в зависимости от причин расторжения договора.
  • Ввести прогрессивную шкалу возмещения затрат при досрочном расторжении.
  • Ограничить размер ответственности при уважительных причинах прекращения работы

Механизмы реализации

  • Создать единый федеральный реестр целевых договоров.
  • Разработать стандарты оформления документов.
  • Внедрить систему мониторинга исполнения обязательств.

Информационная прозрачность:

  • Обеспечить открытость данных о потребностях учреждений.
  • Создать единый портал с информацией о доступных местах.
  • Проводить регулярный анализ эффективности программы.

Эти меры позволят сделать целевой набор более привлекательным и эффективным инструментом обеспечения кадрами государственного здравоохранения. При этом важно обеспечить баланс интересов всех участников процесса.

Системные изменения должны быть закреплены на уровне федерального законодательства с детальной проработкой подзаконных актов и нормативных документов.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

О ценах на юридические услуги можно узнать, нажав на эту ссылку: Хочу получить грамотную юридическую консультацию по медицинскому праву!

© Алексей Панов, 2025