В 1980-х годах Тамара Акулова была признана одной из самых привлекательных, известных и многообещающих молодых актрис. После выхода на экраны фильмов «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и «В поисках капитана Гранта» она приобрела статус звезды всесоюзного масштаба. Однако вскоре после своего триумфа Акулова на длительное время исчезла из поля зрения зрителей. Вернуться к профессии ей удалось лишь в середине 2000-х годов, но актриса никогда не сожалела о данном перерыве, так как он позволил ей переосмыслить жизненные приоритеты и сосредоточиться на более значимых аспектах, нежели кинокарьера.
Ее красота всегда отличалась утонченностью, а в костюмах аристократок она выглядела настолько органично, что часто слышала комплименты о «голубой крови». На самом деле, предки Тамары Акуловой были крестьянами из Сибири, и никто из ее семьи не имел отношения к театральному и кинематографическому искусству. Тем не менее, с детства она проявляла артистизм, устраивая представления для родных и соседей. После окончания школы, по настоянию матери, она поступила в Воронежский институт пищевой промышленности, но уже через год осознала, что выбрала неверный путь, и решила поступить в театральные вузы столицы.
В том году конкурс во ВГИКе составил 380 человек на место, и знаменитый Сергей Бондарчук отобрал на свой курс всего девять человек, среди которых оказалась и Тамара Акулова. Уже во время учебы она дебютировала в кино, а после окончания института в начале 1980-х годов стала настоящей звездой. Ей были предложены главные роли в таких фильмах, как «Бедная Маша», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Кто стучится в дверь ко мне…», «Трое на шоссе», «Воскресный папа» и «В поисках капитана Гранта». Всесоюзную популярность ей принесло амплуа романтической героини, в котором ее видели большинство режиссеров.
Тысячи поклонников мечтали о ней, ей приписывали романы с выдающимися партнерами по съемочной площадке, такими как Николай Еременко, Сергей Шакуров, Виталий Соломин и Леонид Филатов, однако на самом деле у актрисы не было романов во время съемок. Во время учебы в институте она познакомилась с театральным режиссером Юрием Шерлингом, который был старше ее на 13 лет, и вышла за него замуж. В 1980 году у пары родилась дочь Анна, но уже через четыре года совместной жизни супруги расстались.
Актриса не раскрывала причин развода и сдержанно говорила о своем первом браке:
«Это был очень ранний брак. Поэтому вполне резонно, что он распался. Но я не могу упрекнуть мужа. Он всегда принимал участие в воспитании нашей дочери Ани. О распаде семьи я не жалею. Мне кажется, если бы высшие силы решили, что брак должен существовать, так оно и было бы. Но они решили иначе. Если женщина понимает, что муж ей не подходит, лучше развестись и искать свое счастье, чем мучиться с нелюбимым».
С бывшим мужем Акуловой удалось сохранить хорошие отношения.
Тамара Акулова недолго оставалась одна. В 1986 году на Ташкентском кинофестивале она встретила режиссера Эльера Ишмухамедова, который стал ее вторым супругом. На тот момент ей было 29 лет, а ему — 43. Через три года у них родился сын Дмитрий. Когда актриса наконец обрела счастье в личной жизни, в профессиональной сфере для нее наступили самые трудные времена. В результате кризиса в кинематографе 1990-х годов Акулова более десяти лет не снималась в кино, и ее муж также остался без работы. Однако, как ни парадоксально, этот период она впоследствии называла одним из самых значимых в своей жизни.
Вспоминая о тех временах, Акулова отмечала:
«Когда мы встретились с Эльером, оба уже были известными личностями. Но когда мы поженились, произошел дефолт, и муж не снимал в течение 12 лет, так как работы просто не было. Некоторые, конечно, снимали, но это не было настоящим кино, а скорее попыткой заработать на жизнь. Я не снималась 10–12 лет. Это были мои лучшие годы. Но я не жалею: чему быть, того не миновать. Человек не должен зацикливаться исключительно на работе. И если актера не приглашают в кино, он не должен впадать в отчаяние. В то время у меня родился сын. Я занималась Димой, домом, а муж пытался найти средства к существованию для семьи».
Вынужденный перерыв в работе позволил актрисе пересмотреть свои взгляды на жизнь и переоценить свои приоритеты. В первом браке она была чрезмерно сосредоточена на карьере и много снималась, что не позволяло ей уделять достаточно внимания своей дочери Анне, что усложняло их отношения. Когда Анна решила следовать по стопам матери и поступить в театральный вуз, это стало причиной серьезных конфликтов в семье. Позже она вспоминала:
«Мое поступление совпало с тем периодом, когда кино не снималось. Мои родители, уставшие от этого времени, почему-то решили, что в жизни нужно становиться или юристом, или экономистом. Я же пришла к ним и заявила, что хочу быть актрисой и готовлюсь поступать в соответствующий вуз. На что моя мама начала истерить, а папа категорически сказал: «Нет. Сначала получи профессию, а потом иди на актерский».
Родители настояли на своем, и Анна поступила в МГИМО, но проучилась там недолго. В итоге она поступила в ГИТИС и все же стала актрисой. Тамара Акулова была вынуждена смириться с выбором дочери.
Когда рос ее младший сын Дима, у актрисы появилась возможность исправить ошибки, допущенные в первом браке, и уделить максимум внимания семье и воспитанию детей. В настоящее время Тамара Акулова признается, что благодаря этому перерыву в кинокарьере она смогла сыграть свою главную роль в жизни — роль матери. Она могла постоянно находиться рядом с сыном, а не видеть его лишь в перерывах между съемками, как это было с дочерью. В этот период ей также удалось наладить отношения с Анной.
Хотя актриса признает, что из-за перерыва в карьере утратила возможность сниматься в свои лучшие годы, в настоящее время она не испытывает сожалений. Возможно, именно благодаря этому периоду бездействия ей удалось создать крепкую и гармоничную семью, что способствовало её истинному счастью. В трудные времена для семьи Акулова оказала поддержку своему мужу, а позднее он содействовал её возвращению в профессию. В середине 2000-х годов она вновь начала сниматься в кино и телесериалах, большинство из которых было создано её супругом-режиссером. Сегодня Тамара Акулова считает основным залогом своего счастья взаимную поддержку, заботу и безграничную веру друг в друга, что помогло им с мужем преодолеть самые сложные испытания. На сегодняшний день они продолжают жить в мире и согласии, что является довольно редким явлением в актерской среде.