Найти в Дзене
U magazine

Любовь Аксенова: «Красота зависит от того, как ты себя чувствуешь внутри»

Оглавление

1 марта в онлайн-кинотеатре KION вышел третий сезон драмеди «Почка», главную роль в котором играет Любовь Аксенова. Ее героиня — властная и напористая, сама же она — чуткая, ищущая гармонии с собой и миром. Это желание актрисы исследовать разные грани своей женственности в нашей съемке подчеркивают смелые образы из актуальных весенних коллекций

О таких, как ваша Наташа Кустова из«Почки», говорят: эта неостановится ниперед чем. Вновом сезоне она как-то меняется?

У Наташи очень сложный характер, неоднозначный. Она часто действует на грани морали, что лично для меня делает роль только интереснее. Но я не хотела бы говорить, что именно в ней будет меняться, потому что это произойдет прямо на глазах у зрителей. Скажу только, что в новом сезоне Наташа постарается избежать наказания за сотворенные дела и, конечно, будет искать спасения в семье как последнем оплоте поддержки.

У меня сложилось впечатление, что вреальности вы очень спокойный, мягкий человек, совершенно непохожий наНаташу. Где берете краски, вчем находите опору длясоздания образа такой дерзкой героини?

Опору для создания образа я беру в сценарии — Наташа изначально была придумана очень лихо и очень точно. Мое дело — придумать интонации, походку, найти референсы. Моя работа в том, чтобы внимательнее смотреть вокруг, наблюдать и собирать образ — нужные краски находятся в этих наблюдениях.

А для себя вы никакие черты уНаташи непозаимствовали?

Если что-то и переняла у нее, то лишь более приземленный взгляд на жизнь. Без лишних эмоций. Допустим, случилось трагическое событие, а часть меня теперь реагирует так: ну окей, так случилось, дальше что будем делать?

Приходилось ли вам вжизни, подобно Наташе, зачто-то долго иупорно бороться?

Конкретных случаев сейчас не назову, но, конечно, приходилось. Жизнь вообще время от времени ставит нас в ситуации, когда нужно бороться за свое, а другого варианта просто нет.

А моменты некоего самоедства, неуверенности увас бывают?

Конечно. Как и у всех, мне кажется. Если я, например, не выспалась, не попила воды, не поела, то все — пиши пропало. Абсолютно точно будут неуверенность и сомнения. Я для себя нашла ключ: прежде чем какиелибо судьбоносные решения принимать, нужно удовлетворить свои базовые потребности.

Я прочитала ввашем блоге, что «Почка» пришла втот момент, когда вы окончательно осознали свою задачу впрофессии. Что именно вы тогда поняли?

До «Почки» я шла абсолютно интуитивно, у меня не было понимания, что, как и кого я хотела бы играть. На «Почке» я поняла несколько вещей. Во-первых, мне очень важно, с кем я работаю — кто режиссер, сценарист и продюсер. Во-вторых, что мне интересно играть глубоких нестереотипных персонажей. Еще у меня появилась система подготовки к роли. Я начала много репетировать, появились отдельные практики работы с телом, с вниманием. И сейчас эта система модернизируется с каждым проектом — улучшается.

Среди ваших предстоящих премьер естьсериал «Холод». Что это запроект?

«Холод» — крутой важный проект сценариста и режиссера Алексея Казакова, который исследует темы социальной ответственности, личных границ и вины. Речь про настоящее преступление и несправедливое наказание. Моя героиня сталкивается с жестокой несправедливостью. Подготовка к этой роли была очень непростой, и работа до сих пор продолжается — мы еще снимаем.

А кто ваша героиня?

Ее зовут Женя. Она обычная женщина — мать и жена с положительной, ровной жизнью. Но она попадает в тюрьму за аварию, в которой гибнет ее семья. Ей придется пройти очень сложный путь, выстоять, не потерять себя, найти смысл и продолжить жить.

Героини ваших ранних фильмов, как кажется, чаще были хрупкими иранимыми. Впоследних же проектах, наоборот, вы играете сильных инезависимых женщин. Как вам дался этот переход исвязан ли он скакой-то внутренней перестройкой?

Мне кажется, мои героини всегда были разные. В самом первом фильме, «Шиповнике» Нигины Сайфуллаевой, моя героиня — подросток. Внешне она, может быть, и хрупкая, но упрямая и своенравная. Потом да, были роли, где женщины были ранимыми и даже как-то подстраивались под мужчин. Но мне кажется, важно то, что ранимость и сила — это не противоречие. Женщина может быть хрупкой и в то же время способной бороться за свои границы. Сила не всегда проявляется в напористости — иногда она в умении оставаться верной себе, сохранять мягкость, несмотря на напор окружающих. Я думаю, что женская природа — это не что-то одно: мы можем быть разными в разные моменты жизни. Это нормально.

И все же героинь ваших последних проектов— «Майора Грома», «Прометея», той же «Почки»— объединяет какая-то мощь. Что привлекло вас вних,когда вы читали сценарии, почему выбрали такие роли?

Похоже, роли сами меня выбирают. Мне приходят предложения — и мы делаем пробы. А иногда и не делаем, как было с «Прометеем» или «Почкой». Мне просто доверяют таких героинь. Это большая радость и честь для меня — играть таких интересных персонажей. Для меня имеет значение, проактивен персонаж или нет. Проактивные более действенные, придерживающиеся цели. На мой взгляд, за такими персонажами интереснее наблюдать.

Как вам кажется, вчем заключается женская сила?

Я в последнее время часто об этом думаю. Мне кажется, огромная сила — это способность быть в контакте с собой, с эмоциями, с людьми рядом. Нас это делает живыми и настоящими. Женская сила — в сочувствии и привязанности. Это не слабости, наоборот, ценность!

Что вы делаете для того, чтобы оставаться вгармонии ссобой, невыгорать иполучать удовольствие отжизни?

Гармония для меня начинается с самых простых вещей: сон, вода, качественное питание и сбалансированные отношения с людьми. Это основа. Но, конечно, только этого мало. Для меня очень важно ощущать себя наполненной. Когда чувствуются внутреннее спокойствие и радость от того, что ты просто проснулся, просто идешь, просто живешь. Меня спасают моменты, когда я могу остановиться, отключиться от суеты и позволить себе ничего не делать. Например, когда утром я воду пью и в окно смотрю. Или вечерняя прогулка без телефона. Или объятия любимого человека. Или когда ржешь до слез с друзьями. Когда ты полностью в моменте — от этого очень хорошо. Наверное, для меня это еще и работа над внутренним состоянием: понимать, когда ты устаешь, и не загонять себя. Выгорание же происходит, когда мы пытаемся соответствовать ожиданиям других или собственным завышенным требованиям. Мне важно прислушиваться к себе. Если что-то не так, я даю себе время на восстановление. Еще меня спасает, конечно, чувство юмора. Умение посмеяться над ситуациями, в которых тяжело, — это тоже форма внутренней силы. У Маши Шульгиной, режиссера «Почки», спросили: почему вы для драмеди выбрали такую болезненную тему? Устройство системы доноров в нашей стране действительно сложное. Мне очень понравилось, как она ответила, что умение увидеть смешное в такой теме — это уже терапия.

В интервью для весеннего номера немогу неспросить: есть ли увас какие-нибудь традиции иритуалы, связанные сэтим временем года?

Для меня весна — это особенный период, сезон семейных праздников. День рождения у меня, у моего мужа Паши и у большей части моей родительской семьи. Поэтому у нас в доме царит атмосфера радости и ожидания чего-то нового еще до того, как начинает пробуждаться природа. Ритуалов особенных нет, но мне нравится эта постоянная подготовка к праздникам. Вроде бы на улице еще не лето, а на душе уже абсолютный праздник.

А еще весной потрадиции многие начинают худеть. Вы всегда стройная, и, насколькоязнаю, активно придерживаетесь ЗОЖ. Как вам это удается, небывает ли срывов?

Это уже стало просто образом жизни для меня. Но я не верю в жесткие диеты или строгие ограничения. Да, я обращаю внимание на питание, слежу, чтобы в рационе было достаточно белков, здоровых жиров и медленных углеводов. При этом важно не превращать все это в стресс. Здоровье — это же не только про физическую форму, но и про внутренний баланс. Следя за телом, не стоит забывать о психическом здоровье. Безусловно, спорт, правильное питание и уход за кожей — это важно. Но еще важнее не делать из этого культ. Не теряться в погоне за этим. У меня нет какой-то волшебной формулы, я просто придерживаюсь простых принципов. Высыпаться, пить достаточно воды — это у нас сегодня лейтмотив. (Смеется.) И слушать себя: иногда телу нужно движение, а иногда — отдых, и его тоже надо давать. Важно, чтобы уход за собой не становился чем-то тяжелым и обязательным, а приносил удовольствие.

Вы продолжаете быть веганом?

Я уже давно добавляю в рацион некоторые продукты животного происхождения — яйца и разные морепродукты. Иду от того, нравится мне вкус или нет. Мясо вообще не могу есть, любое. Мне оно не нравится, не дает сил и энергии.

Вас называют одной изпервых красавиц российского кино. Как живется втаком статусе? Ивсегда ли вы любили свою внешность?

Сложный вопрос, потому что красота — это такая штука, которая часто воспринимается как нечто внешнее, но, по-моему, она сильно зависит от того, как ты себя чувствуешь внутри. У меня были моменты, когда я не принимала свою внешность и сомневалась в себе. Но с возрастом пришло понимание, что суть не только в том, как ты выглядишь. Да, внешность может открывать многие двери, но что действительно оставляет след в памяти других, так это твоя личность, твоя энергия, то, как ты вкладываешься в свое дело, как ты ведешь себя с людьми.

В одном интервью десять лет назад выговорили, что вам совсем нестрашно выглядеть вкадре некрасивой, я даже сохранила цитату: «Скорчить рожу, заплакав, пустить слюни— это моя стихия». Изменилось ли что-то стех пор?

Скорее нет, чем да. Хотя, бывает, иногда проскальзывает: а как я выгляжу со стороны? Если я некрасивая буду сейчас в кадре, это не оттолкнет зрителей? Я стараюсь такие мысли гнать. Мне кажется, это опасная дорожка — так можно загубить любимое дело. Мне больше нравится размышлять о том, кто мой персонаж, какова его суть. Думает ли она о том, чтобы живот втянуть или нет. Почему-то мне кажется, что Наташа Кустова вообще не задумывается о животе: она такая, какая есть, расслабленная, вообще ни для кого не старается. И в этом вся ее прелесть. Это то в ней, от чего я кайфую. А решать, как это будет выглядеть со стороны, я доверю режиссеру и оператору. Пусть они об этом подумают.

Фото: Ольга Бови

Стилист: Евгения Авайсова