Приезды Владимира Маяковского в Казань можно сравнивать с появлением голливудской звезды – его выступления неизменно вызывали ажиотаж. За три визита в столицу Татарстана поэт успел многое: молча пил чай на сцене Татарского театра, читал стихи в «ленинском» актовом зале университета и даже оказался «помятым» своими поклонниками.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани!
Первый блин не комом. Маяковский на гастролях в Казани
Впервые Маяковский приехал в Казань в 1914 году вместе с поэтами-футуристами Василием Каменским и Давидом Бурлюком. В 1913–1914 годах они гастролировали по городам Российской империи. Каменский рассказывал о «Аэроплане и поэзии футуристов», Бурлюк выступал с докладом «Кубизм и футуризм», а Маяковский – о «Достижениях футуризма», связывая новую поэзию с развитием индустриального мира. В конце вечера все поэты читали стихи.
Позже в автобиографии «Я сам» Маяковский напишет:
«Ездили Россией. Вечера. Лекции. Губернаторство настораживалось (...) Часто обрывались полицией на полуслове доклада».
Выступление в Казани состоялось 20 февраля в Колонном зале Дворянского собрания (ныне – Ратуша). Футуристы прибыли из Минска, где их «шоу» 11 февраля собрало полный зал.
Мероприятие началось в 20:00. Как писала тогдашняя казанская пресса, «яблоку негде было упасть», хотя билеты стоили немалых денег: 70 копеек в хоры, 1 рубль в зал, а для студентов – 50 копеек и 60 копеек соответственно. Для сравнения: в 1914 году на 1 рубль можно было купить 3 десятка яиц или 20 раз прокатиться на трамвае.
Студенты так бурно приветствовали поэта, что полицместеру шесть раз приходилось прерывать выступление. А сам вечер проходил в духе эпатажа: футуристы демонстративно пили чай на сцене (полностью игнорируя взбудораженный зал!), один из них звонил в огромный пожарный колокол.
21-летний Маяковский уже тогда отличался ярким, вызывающим стилем даже по современным понятиям – весь вечер сидел на сцене в желтой рубашке и желтом галстуке.
«Он знакомил слушателей с новой поэзией. Непонятый многими ревнителями классической литературы, он привлекал молодежь своим новаторством, энергией, ломкой традиционных представлений о поэзии, что и выделяло его из всех и так привлекало к нему», – вспоминала эту встречу школьная учительница литературы П. Лазарева.
Стара,
коса
стоит
Казань.
Шумит
бурун:
"Шурум...
бурум..." (…)
(Отрывок из стихотворения «Казань», В. Маяковский, 1928 год)
Кто «помял» Маяковского в Казани?
В 1927 году Маяковский второй раз приехал в Казань. За 13 лет скандальный поэт вырос до поэта-трибуна, глашатая революции, художника «Окон РОСТА». Он стал актером, сценаристом, драматургом, написал сотни стихов, пьес, поэм. Маяковский, «герой своего времени», имел неслыханную популярность в стране.
У поэта было запланировано два выступления в Татарском театре (ныне – Театр им. К. Тинчурина на ул. Горького, 13). Но билетов на всех не хватало. Концертный директор поэта П. Лавут вспоминал:
«Театр осажден – толпа катастрофически разрастается. Появляется конная милиция – такое я наблюдал впервые. Студенты требовали входных билетов и дирекции пришлось согласиться. Толпа хлынула в театр».
В давке разбили стеклянную дверь, а зрители заполнили даже оркестровую яму. Пора начинать, но Маяковского все не было на сцене.
«Странно, и на него не похоже. Догадавшись, что он не может попасть на свой собственный вечер, я взываю к милиции. Его извлекают из толпы, уже изрядно помятого. Но он приятно возбужден... Маяковскому долго не давали начать: буря аплодисментов, которую не могла остановить ни его поднятая рука, ни призывы...», – писал П. Лавут о том, как поэта чуть не побили на его собственном выступлении.
Вечером толпа студентов ворвалась и в гостиницу «Казанское подворье», где остановился поэт. Они просили Маяковского выступить и в университете, тот согласился.
«Он думал, вероятно, о совпадении: сегодня (21 января 1927 года – прим. ред.) траурный день, третья годовщина со дня смерти Ленина, выступать придется в здании, где учился Владимир Ильич. С этой трибуны, быть может, звучал голос Володи Ульянова и здесь он принимал участие в студенческих „беспорядках“», - вспоминал концертный директор поэта.
Актовый зал Казанского университета был переполнен. Вдохновенно, взволнованно читал там Маяковский свои стихи.
«Читал он что-то свое – припоминаю только „Товарищ Нетте“, а ему передавали много записок, на которые он отвечал незамедлительно. На вопрос, правда ли, что он невысоко ценит поэзию Пушкина, отвечал, что актуален лишь вопрос о мере современности многих произведений Пушкина, а среди них имеются и прекрасные стихи, и продекламировал „Пророка“ (а читал он прекрасно)», – вспоминал профессор университета А. Ключевич в книге «Воспоминания химика-выпускника КГУ».
В тот же день поэт побывал в редакции газеты «Красная Татария». Он говорил о роли писателя, делился впечатлениями о поездке за границу. На память осталась фотография, сделанная фотографом издания Владимиром Лаптевым.
(…) Университет —
горделивость Казани,
и стены его
и доныне
хранят
любовнейшее воспоминание
о великом своем гражданине.
Далёко
за годы
мысль катя,
за лекции университета,
он думал про битвы
и красный Октябрь,
идя по лестнице этой (…)
(Отрывок из стихотворения «По городам Союза», В. Маяковский, 1927 год)
В последний раз Маяковский посетил Казань в 1928 году. 23 января он выступал в здании Татарского театра. Он говорил о современной литературе, а позже встречался со студентами универсиета.
В гостинице «Казанское подворье» его постоянно навещали молодые поэты и журналисты. Он интересовался татарской советской литературой, беседовал с Аделем Кутуем, Хасаном Туфаном, Ризой Ишмуратовым.
(…) А здесь,
где афиши
щипала коза,
— «Исполнят
такие-то арии»… —
сказанием
встает Казань,
столица
Красной Татарии (…)
(Отрывок из стихотворения «Три тысячи и три сестры», В. Маяковский, 1928 год)
Сегодня память о Маяковском хранит улица в историческом центре Казани. Она появилась в 1930 году, вскоре после смерти поэта, заменив улицу Поперечно-Горшечную.
Улица Маяковского соседствует с улицами Бутлерова и Ульянова-Ленина, а также Катановским переулком, в конце которой возводится премиальный жилой комплекс «Заря». Он не только сохранит историческую память территории, но и вдохнет новую жизнь в эту часть центра Казани.