Лариса пока занималась учебой и своей личной жизнь, и, вместе с тем, так волновалась за Павла, что на время забыла об Андрее. Этот симпатичный парень теперь стал кем-то из ее прошлой жизни, к которой нет возврата. Да, она, конечно, сглупила, что связалась с ним. Но в тот день ей было так скверно на душе, так обидно и очень не хотелось оставаться одной. Если бы Андрей в ту субботу в город не приехал и не подошел к ней, ничего бы между ними и не было. Но больше такой ошибки она не совершит.
Как-то, вспомнив о своем несовершеннолетнем любовнике, Лариса испугалась, что Андрей может заявиться к ней в самый неудачный момент. Поэтому, по ее просьбе, Саша сначала сменил замок на двери ее квартиры, а вскоре Лариса перебралась в другую съемную квартиру, которая находилась в доме возле института. После этого она немного успокоилась, надеясь, что Андрей не станет искать ее в институте.
Лариса встречала Новый год в компании Саши и своей мамы, которую она пригласила к себе в город, в свою новую съемную квартиру. Венера Львовна была буквально очарована Сашей Чайкиным. Возможно, это произошло потому, что и ее бывший муж работал в милиции, и она вспомнила свою молодость. Она знала, что ей не стоит раскрывать рот и давать дочери какие-то советы, поэтому молилась про себя, чтобы у Ларисы с Сашей все сладилось. С родителями Чайкина Лариса еще не была знакома, к тому же, они с Сашей договорились пока держать свои отношения в секрете.
Первого января, несмотря на крепкий мороз, Лариса с мамой сходили на праздник в областной драмтеатр. На площади перед театром каждый год ставили самую большую елку в городе. Еще одна елка стояла в фойе театра. Кроме того, к театру привозили большие глыбы льда, из которых мастера вырезали прозрачные фигуры разных животных и сказочных персонажей. Среди этих ледяных скульптур, уже традиционно, больше всего было медведей и тюленей. Там же, на площади, заливали небольшую горку для детей и взрослых. Поэтому людей в праздники там всегда было много.
Туда же пришла и Кристина. Оказалось, что универмаг уже несколько лет выступает в качестве добровольного помощника в организации этого общегородского мероприятия. Кристине дали в руки микрофон, и она выступила с коротким поздравлением. С Ларисой они встретились, как хорошие подруги. Очень доброжелательно отнеслась мать Паши к Венере Львовне. Но Кристина все время беспокойно оглядывалась, будто искала кого-то глазами. Однако, так и не нашла. Раньше на такие мероприятия Шаровы ходили всей семьей.
Лаврентий Иванович встречал Новый год с мамой. Итоги прошедшего года были для него печальными: с работы его уволили, Кристина с ним развелась и запретила ему показываться ей на глаза. Лаврентий почти все время сидел дома. Друзья и коллеги к нему не приходили, а студенты заглядывали, но не поговорить, а по делу. Он рассчитывал, что хотя бы после суда над сыном, где он постарается максимально выгородить Павла, бывшая жена обратит внимание на этот факт и как-то поддержит его. Хорошо бы, материально. Нет, можно сказать, что он был уверен: Кристина этот его благородный жест оценит. Когда до Шарова-старшего дошли слухи, какие изменения происходят в политехническом институте, в его душе поселился страх. Он понял, что одним увольнением это все не закончится, сотрудники милиции будут копать и дальше.
Суд над Павлом Шаровым был назначен, как я уже писала, на середину января. За день до суда Лариса нервничала так сильно, что Александр Чайкин начал нервничать сам, и остался у подруги на ночь. Они до утра "успокаивали" друг друга.
Итак, настал день, которого ждали все. Лаврентий Иванович был поражен, сколько людей пришло, чтобы поприсутствовать в зале судебного заседания. Позже, когда рассматривалось уголовное дело по обвинению самого Лаврентия Ивановича и двух его коллег, народу было не меньше.
Потерпевший сидел в переднем ряду, со скорбным видом. Он опасался, что кто - нибудь бросит ему обвинение прямо в лицо, или сделает что-то такое, что огорчит его еще сильнее, поэтому не выходил из зала, когда судья объявлял очередной короткий перерыв. Лаврентий Иванович спиной чувствовал злые взгляды студентов и своих коллег. Одни считали, что он получил по заслугам, и хорошо, что разворошили "осиное гнездо", другие - что всю кашу заварил он сам, а теперь всему коллективу приходится страдать.
На сына Шаров-старший посмотрел единственный раз, когда того привели под конвоем. Павел скользнул по нему равнодушным взглядом, будто не узнал. Лаврентий Иванович потом занялся тем, что с досадой рассматривал носки своих любимых импортных ботинок: он в последнее время забывал чистить свою обувь. Собственно, он чистил ее сам больше двадцати лет назад. Этим обычно занималась его жена, старательно начищала ему туфли и ботинки до блеска. Мама делать это отказалась наотрез, хотя Лаврентий помогал ей по хозяйству, чистил дорожки от снега, ходил в магазин, который находился через дорогу. Сейчас его зимняя обувь приобрела неаккуратный, потрепанный вид, на носках даже облупилась краска. А ведь мама предлагала ему надевать старые валенки.
"Мне нужны новые ботинки на выход! Самому теперь искать придется. Быстро же Кристина выкинула меня из своей жизни! Сначала приучила к комфорту, а потом взяла да и выбросила, как ненужную вещь!" - сокрушался Шаров-старший.
Ларису и Кристину должны были вызвать в качестве свидетелей, поэтому они обе пока сидели в фойе, рядом, только что за руки не держались, и тихо переговаривались. Как же им хотелось оказаться там, в зале, подбодрить Павла хотя бы взглядом! Но нужно ждать. Лаврентию Ивановичу тоже очень хотелось, чтобы Кристина была в зале суда и слышала, как он будет давать показания. Он приготовил для жены и сына небольшой сюрприз.
Судья зачитал обвинительное заключение. Приступили к допросу подсудимого.
Павел признал свою вину, рассказал о том, что произошло на кухне у них дома, в день знакомства Ларисы с его родителями. Зал начал тихо роптать. Судья призвал всех к порядку, и заседание продолжилось. Потом Павел рассказал, за что он ударил отца. Он подчеркнул, что напился в тот день потому, что ему было очень плохо, на душе у него, как говорится, кошки скребли. Он думал, что он выпьет, и ему полегчает, этим все и закончится. Незаметно для себя сильно напился. Потом пришли родители. Он увидел маму с букетом. Подумал, какой же циник его отец: сначала провел время с невестой сына, а потом подарил жене букет!
Проходя мимо отца, он услышал его слова : "Ну, что, сынок, ты дождался свою шлю.ху?". И в голове у него что-то взорвалось! Он не помнит, сколько раз он ударил отца и куда, не помнит, как пошел в свою комнату и лег спать. Его разбудили сотрудники милиции, которые приехали за ним.
Зал одобрительно зашумел, и в спину Лаврентия Ивановича полетели слова : "подлец", "негодяй", "выродок" и еще похлеще. Шаров-старший понял, что его трюк с проявлением благородства не удался. Ведь это он хотел сказать, что он обозвал Ларису нехорошим словом. Но сказать это следовало так, чтобы все присутствующие поняли : он этого на самом деле сыну не говорил и даже не думал, он просто спасает сына от тюрьмы, благородно берет на себя часть вины.
Когда судья задал Лаврентию Ивановичу вопрос, так ли все было, как рассказал подсудимый, обескураженный Лаврентий только кивнул головой. Крыть ему больше было нечем, "сюрприз" не удался.
- Скажите, подсудимый, а почему вы сразу не рассказали следователю, как именно отец назвал вашу бывшую девушку?
- Потому, что он все-таки мой отец. Я любил его, и, было время, когда сильно уважал. Мне очень стыдно за мое поведение, но также стыдно и за то, как вел себя мой отец. Лариса такого отношения к себе не заслуживала. Она была для меня и невестой, и другом. Я хотел, чтобы отец это понял. Больше мне нечего сказать, извините.
Потом долго и муторно допрашивали потерпевшего. Чем больше задавали ему вопросов, тем яснее становилась картина для присутствовавших в зале людей: отец никогда не любил своего сына, унижал его и свою жену, нагло приставал к Ларисе и, по итогу, заслужил то, что с ним случилось.
К окончанию допроса "потерпевшего" зал шумел так, что судья замучился призывать всех к порядку, и объявил перерыв. Вот когда присутствующие в зале смогли отвести душу! Лаврентию Ивановичу стало казаться, что лучше бы Павел его прикончил тогда, чем выслушивать все это! Он солгал, решив помочь сыну, и его же еще и унижают! Шаров-старший сидел красный, как вареный рак, молчал, опустив голову. Возмущенных людей слишком много, поздно что-то говорить. Кроме того, судья выборочно огласил документы из уголовного дела, свидетельствующие о том, что Лаврентий Иванович и раньше приставал к студенткам и делал им разные грязные намеки, а то и прямо говорил, что девушкам нужно сделать, чтобы они получили хороший балл на экзамене. Лаврентий был изумлен: он-то думал, что его задушевный друг, ректор Маслов, давно все эти материалы уничтожил, как и обещал. Оказалось, что нет. Зря Лаврентий Иванович отказался от предлагаемой ему возможности заранее ознакомиться с материалами дела. Но, даже если бы не отказался, что бы он мог сейчас сделать? Ничего! Поздно!
После перерыва допросили и Ларису, и Кристину. Они рассказали то же самое, что и на следствии, противоречий с данными ранее показаниями не было. Вызвали в качестве свидетелей и Зинаиду Владимировну Бойко, и декана факультета, на котором работал Лаврентий Иванович. Никто из этих лиц не пытался обелить Шарова - старшего. Оба показали, что на него поступали жалобы, которые были переданы ректору Маслову. На большинство жалоб тот никак не реагировал, и никакого ответа никому не давал. Но иногда вызывал к себе студенток, которые грозились обратиться в милицию, заставлял своего друга принести им извинения. И на этом все заканчивалось. На самом деле, Лаврентий Иванович потом злобно шипел на тех, кто был возмущен его поведением, грозился каждого жалобщика провалить на экзамене. Поэтому некоторые студенты требовали присутствия на экзаменах других преподавателей. Самого Маслова в суд для дачи показаний вызвать не смогли: у него после увольнения случился инсульт, и он лежал и восстанавливался в больнице.
Потом были речи прокурора и адвоката, последнее слово подсудимого. На оглашение приговора пришел следователь Белов, и он услышал самое важное, то, что и хотел услышать:
"преступление совершено под влиянием сильного душевного
волнения, вызванного неправомерными действиями самого потерпевшего", "учитывая ходатайство рабочего коллектива о его условном осуждении" и, самое главное : "три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года и 6 месяцев".
Все кончено. Лаврентию не имеет никакого смысла писать жалобы. Он сам теперь находится под следствием. И никакой положительной характеристики и ходатайства коллектива о передаче его на поруки или об условном осуждении у него не будет. Напротив, теперь он изгой. Довольный Белов, что-то насвистывая, отправился на работу.
Павла освободили из-под стражи в зале суда. Они обнялись с мамой, потом обнялись втроем, уже с Ларисой, и пошли к выходу. Три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора в три с половиной года - не такое уж страшное наказание. К Лаврентию Ивановичу никто не подошел, не посочувствовал, не поблагодарил. Пока зал ликовал, он тихо исчез.
Кристина пришла домой к бывшей свекрови примерно через две недели, в последних числах января. К тому времени приговор уже вступил в законную силу. Она принесла деньги в размере двух тысяч рублей, примерно третьей части стоимости купленного ею автомобиля, который остался у нее. Машина была оформлена на сына, на Павла Шарова. А отец пользовался ею практически единолично. Это был, безусловно, благородный жест со стороны бывшей жены.
- Все, Лаврентий! Дальше живи, как знаешь, наши пути разошлись окончательно. Я не хочу больше тебя видеть и слышать, что бы там с тобою не произошло. Не обращайся ко мне больше за помощью, не смей также дергать Пашу. У тебя было море времени, чтобы стать хотя бы хорошим отцом, но... Теперь все. Прощай!
Мать Лаврентия Ивановича, которая подслушала этот разговор, была шокирована :
- Что она такое говорит, эта Кристина? Да как она смеет запрещать отцу увидеть сына? Совсем с ума сошла, что ли?
Кое-что она поняла, когда соседка принесла ей газету со статьей, где рассказывалось, как сын известного в городе преподавателя института наказал своего отца за его циничное и наглое поведение по отношению к невесте парня. А когда уже осудили самого Лаврентия и определили ему шесть лет лишения свободы за разные злоупотребления, старушка и вовсе схватилась за голову! Вот тебе и Лаврик, послушный интеллигентный сынок!
Она выписала сына, продала дом и уехала к дальним родственникам в центральные районы страны. Что дальше случилось с Лаврентием, я не знаю. Отбывал он наказание не в нашей области.
Вместе с Лаврентием Ивановичем на скамье подсудимых оказалось еще двое преподавателей института. Одного из них отправили в колонию, другому - учитывая его преклонный возраст и разные награды и заслуги, определили наказание условно. Но с работы тоже уволили.
В политехническом институте произошли большие перемены. Кто-то из преподавателей ушел сам, кого-то попросили на выход, как и ректора Василия Мартыновича Маслова. Через два месяца после его выхода из больницы жена с ним развелась. Квартиру они разменяли. И еще через месяц в квартиру Маслова вошла полноправной хозяйкой его давняя подруга, Зинаида Владимировна, у которой сохранились хорошие отношения с Кристиной Шаровой. А вот с женой Маслова Кристина наконец-то разорвала отношения, бросила ее, как ненужный балласт. Слишком много требований было у той женщины, которая никогда и ничего не давала взамен.
У Кристины произошли и другие важные изменения. Она подружилась с Максимом Борисовичем Беловым, который был младше ее на четыре года. Потом они сократили дистанцию в отношениях, тихо расписались. Павел добровольно переехал в двухкомнатную квартиру "отчима", но навещал маму почти каждый день, и стал хорошим пасынком и другом для самого Белова.
Он долго искал себе достойную девушку, но такой, как Лариса, больше не нашлось. Поэтому он, побывав на свадьбе своих друзей, Александра и Ларисы Чайкиных, обратил внимание на подругу своей бывшей невесты, Светлану, учительницу истории. Это была приличная девушка из семьи учителей, на ней Павел вскоре и женился. Брак оказался крепким. Они до сих пор вместе, вырастили детей и сейчас балуют внуков. Как и чета Чайкиных.
Вы помните, Лариса переживала, будет ли ее навещать Андрей, или нет? Если бы она знала, что происходит в жизни Андрея, она бы и не волновалась.
Во-первых, Андрей потерял ключ от съемной квартиры Ларисы в тот же день, когда возвращался из областного центра домой. Сам он посчитал это нехорошим знаком: теперь он не мог, как мечтал, заявиться к Ларисе Геннадьевне в удобное для него время. Он представил, как Лариса, узнав об этом, скривится и начнет думать, что он несерьезный человек. Словом, ему было немного стыдно, и он решил взять в их отношениях перерыв. Тем более, что возникло одно интересное обстоятельство.
Лиза, которая мечтала сделать Андрея своим парнем, узнав, что он "свободен", пошла в атаку. Она постригла свои густые волосы, обесцветила их и сделала прическу, похожую на ту, что была у Ларисы Геннадьевны. На густых волосах эта прическа смотрелась иначе, но не менее эффектно. Лиза также стала сильно красить ресницы, брови, говорить грубым голосом и научилась курить. Кто кого соблазнил - осталось тайной. Все случилось под Новый год, когда оба выпили в молодежной компании. За первой встречей последовала вторая, потом - еще и еще. И закономерным итогом "необузданной страсти" стала беременность Лизы.
Им пришлось расписаться. Но как же Андрей не хотел терять свою свободу! Как ругал себя за свою ошибку: Лиза только прической напоминала Ларису. Правда, он какое-то время называл ее "моя куколка", но все это было совсем не то... Из этого брака ничего хорошего так и не вышло. Молодые развелись через два года, и расстались они с большим скандалом. Но Андрей от отсутствия женского внимания не страдал. У него было в жизни несколько браков, однако, ни один не стал для него сколько-нибудь важным. Трое детей от разных жен, внуки, которых он почти не видел, и жизнь с родителями в частном доме - вот и все. Да, маркшейдером он все-таки стал, как и хотел. Работу свою любил. Сейчас он на пенсии, живет один в родительском доме, любит столярничать. Что - то постоянно строит и перестраивает на своем участке. Держит небольшое хозяйство.
Они единственный раз пересеклись с Ларисой, в конце 90-х, когда ее пригласили подработать переводчиком в русско - канадскую компанию. Лариса набрала к тому времени, наверное, около 10 кг веса, после рождения ребенка. Для ее не слишком высокого роста это было заметное "приобретение". А Андрей почему-то начал рано терять свою шикарную шевелюру, поэтому побрил голову и сохранял на ней с той поры лишь два или три миллиметра волос. Их встреча обоих удивила, но не особенно обрадовала. Оба сделали вид, что они не знакомы.
"Все прошло, как с белых яблонь дым.." . Ничего не осталось.
Венере Львовне удалось удержаться на своей должности гораздо дольше, чем рассчитывал дружный и сплоченный коллектив детского сада. Всему "виной" был ее пробивной и нагловатый характер. Пользы от нее оказалось больше, чем вреда. Она проработала в садике до своей пенсии, потом Лариса забрала ее в город, поближе к себе. Венера Львовна долго жила рядом с дочерью, в том же доме, в собственной однокомнатной квартире, и даже смогла подружиться с соседями. Теплая дружба также связывала ее и с Кристиной, до самого ухода Венеры Львовны. Кристина с мужем, Максимом Борисовичем, до сих пор вместе, трогательно поддерживают друг друга. Общих детей у них нет, но внуки, дети Павла, - самые родные и для Белова.
Отец Ларисы жив, но давно овдовел. Тоже живет в городе, вместе с сыном и его семьей, поддерживает постоянную связь с дочерью.
У Ларисы с Александром - крепкий брак, хотя все, кто ее знал, сомневались, что они долго проживут вместе. Но, к счастью, они ошиблись. Чайкин ушел на пенсию в звании полковника. Лариса долгое время работала в одной из городских школ преподавателем английского языка, не раз ездила заграницу. Сейчас ее не узнать. Это приятная, полненькая женщина, с большими круглыми глазами и низким голосом. Занимается репетиторством, конечно, не бесплатно. Иногда она забывает, что она - бабушка, мать семейства и должна служить примером для своих близких. Например, покрасила как-то свои седые волосы в сиреневый цвет, но это было так, временное помутнение. В остальном - безупречное поведение и благородный вид. Вот так иногда бывает!
КОНЕЦ.
Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 28.03.2025года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.