Турнир шоу-программ, как и в прошлые годы, вызвал шквал критики со стороны зрителей ещё даже до его завершения. Кажется, после большинства номеров можно было услышать крики «Мало!», а в чатах бурлило негодование из-за тем программ, решений и слов судей. Почему же даже с новой системой судейства вопросы к турниру не закончились?
Открывал «Русский вызов» очень трогательный номер Жени Медведевой под песню «Луч солнца золотого» из трибьют-альбома Муслиму Магомаеву, который вышел аккурат после трагедии в Крокусе. Такое посвящение жертвам теракта, который случился ровно год назад, безусловно важно. Но уместен ли этот номер в контексте темы турнира («Хорошее настроение»)? Мы полагаем, не совсем. Из-за такого странного смешения противоположных чувств ощущения от начала шоу были слегка противоречивыми.
Проблема «Алексея Ягудина» не решилась его отстранением
Оценки судей и зрителей — это те же соревновательные компоненты, то есть общее впечатление от проката, которое формируется на основе множества факторов. Один из них — популярность спортсмена, его бэкграунд в спорте и медиа. И по этому критерию, к сожалению, чуть проигрывали потрясающие Соня Муравьёвой в роли Алисы в стране чудес под Леди Гагу, Чебурашка Даниила Самсонова, белки из «Ледникового периода» от Натальи Хабибуллиной и Ильи Княжука, Харли Квин и Джокер Василисы Кагановской и Максима Некрасова.
Проблема здесь и в том, что в этом году оценки выставлялись сразу после выступления. Судьи сами признались, что им пришлось придерживать баллы в первой половине турнира, потому что предугадать, какие номера будут дальше, никто не мог. По этой же причине выступлениям, которые стояли в конце второго отделения, баллов сыпали от души, забывая и о регламенте, и об общей тематике турнира.
Систему прошлого года критиковали, потому что не было конкретных баллов: напомним, сначала все спортсмены выступали, а в конце судьи выбирали трёх любимчиков, коыторым присуждали от одного до трёх баллов, и раздавали спец-призы. Этот вариант судейства можно улучшать, но глобально он даёт членам жюри возможность подойти к начислению баллов более осознанно, отметить хорошие постановки менее популярных спортсменов. Так, например, в прошлом году Ксения Синицына увезла чуть ли не половину призового фонда.
Организаторы хотели усидеть на всех стульях сразу
Тематикой мероприятия заявили «хорошее настроение», из-за чего совершенно непонятно как заявку, например, Ани Щербаковой вообще утвердили. Хотя, конечно, одно её присутствие на льду и потрясающее катание вызывают радость, но номер явно не соответствует регламенту, а ещё он как две капли воды похож на номер Ани на первом «Русском вызове»: та же скамейка, почти та же музыка и тема.
Причем у нас вопросы не к спортсменам, которые могут хотеть откатать любые программы, как, например, заявили Саша Степанова и Иван Букин, которые намеренно пошли против регламента и катали то же самое, что и много-много раз до этого, а к отбору и правилам.
Вопросы к организаторам, которые хотят и звёздных участников, и какую-никакую, но чёткую тему у турнира. Возможно, стоило сократить количество номеров: 4,5 часа турнира ужасно выматывают, замыливают глаз и зрителям, и судьям. Тогда можно было бы взять меньше участников, но только тех, кто реально готов запариться с номером, который соответствует тематике этого года, а не просто откатать привычную программу под немного другую музыку.
Шоу-турнир — это не показательные выступления, на которые спортсмены привыкли перекладывать готовые куски программ на новую мелодию. Это инновационный формат, он позволяет фигуристам экспериментировать и удивлять. Так давайте дадим такую возможность тем, кто этого хочет, а не будем плодить скучные, хоть иногда и очень красивые, номера.
Удачно пройти по грани лирики и хорошего настроения у некоторых спортсменов все же получилось. Анна Фролова нежнейше откатала лиричную программу. Истории любви от Матвея Ветлугина и Глеба Лутфуллина, которые не погружали зрителя в печаль, а оставляли надежду на хороший финал.
Прокат Саши Трусовой и Макара Игнатова, который, конечно, невозможно отнести к парному катанию из-за отсутствия поддержек и выбросов, тоже принёс зрителям хорошее настроение: удачное для Первого канала сочетания соответствия части правил и хайпа вокруг беременности Саши.
Пока есть ощущение, что турнир проводится по принципу из одного известного интервью: «У нас когда-нибудь будет получаться без проблем? Да, нам сейчас хоть с проблемами бы получилось». Это, безусловно, не отменяет успеха отдельных постановок, крутой задумки турнира и старательных попыток Федерации и Первого канала максимально разнообразить фигурное катание.
Отметим триумфаторов турнира
Елизавета Туктамышева третий раз подряд в топе «Русского вызова». В этом году она была своеобразной mad madame и откатала номер с очень необычной хореографией, быстро меняющимся настроением и перчатками.
Дмитрий Алиев и Лев Лазарев. Их номер скорее ходит по грани основной тематики с хорошим настроением: очень трогательное обращение к себе-ребенку, которое оставляет у зрителей нежные и тёплые чувства.
Марк Кондратюк и Софья Самодурова. Очень смешной номер, заслуживающий всех хвалебных комментариев: сама задумка, артистизм как Марка, так и Сони!
Надеемся, что турнир не исчезнет из расписания после выхода наших спортсменов на международные старты, а организаторы учтут претензии зрителей и спортсменов, и уже в следующий раз «Русский вызов» будет продуман чуть лучше. Российский сезон фигурного катания на этом, к сожалению, всё. Но у нас есть прекрасная возможность увидеть спортсменов на шоу, посмотреть Чемпионат мира уже на этой неделе и начать морально готовится к Олимпийскому сезону 25/26.