2021 год. Великобритания. Режиссер Уайатт Рокфеллер. В ролях: София Бутелла, Джонни Ли Миллер, Бруклин Принс, Нелл Тайгер Фри, Исмаэль Крус Кордова
Время апокалипсиса: неизвестно
Причина апокалипсиса: неизвестно
Масштаб апокалипсиса: Земля и Марс
Все 50 фильмов постапокалиптической коллекции, которые мы посмотрели до этого, были о том, как выживать на разрушенной бедствием Земле. Однако апокалипсис может случиться не только на нашей многострадальной голубой планете, но и в любом другом месте, куда смогут добраться люди. Ведь человеческую природу не изменишь простым перемещением из точки А в точку Б.
В дебютном фильме выпускника кинофакультета Нью-Йоркского университета Уайатта Рокфеллера такой точкой Б становится Марс. Вслед за Мэттом Деймоном из фильма Ридли Скотта Рокфеллер дает исчерпывающий ответ на сакраментальный вопрос о том, есть ли жизнь на Марсе. Определенно есть. Но, к сожалению, ненадолго.
После глобальной катастрофы не прописанного в сценарии свойства, Земля стала непригодна для жизни. Большинство людей погибли. Но были и те, кто забрался в космические корабли и отправился на ближайшие планеты, чтобы попытаться спастись там.
Действия этих людей не так абсурдны, как кажется на первый взгляд. Ведь хронологически события фильма происходят в довольно отдаленном будущем. И Марс к тому времени частично колонизирован.
Впрочем, это скорее минус. Марсианские колонисты не особенно рады гостям. Они стреляют по кораблям с беженцами. Между землянами и марсианами начинается война.
«Заложники Марса» - история трех беженцев со сбитого марсианами корабля, которым удалось уцелеть после падения. Молодые супруги и их маленькая дочь, которых играют Джонни Ли Миллер («На игле», «Хакеры», «Элементарно»), София Бутелла («Мумия», «Мятежная Луна») и Бруклин Принс («Проект «Флорида») избегают смерти от рук колонистов и завладевают небольшим автономным поселением, надежно укрытым прозрачным куполом и снабженным каким-то продвинутым устройством для генерации кислорода.
Спустя несколько лет они все еще живут на этом участке уединенно и скрытно от всех, выращивая овощи и свиней. Девочка подрастает, слушая рассказы о Земле и Марсе. Собственно, все, что нам известно о мире, в котором живут герои «Заложников Марса» мы узнаем из этих рассказов. В кадре никакой межпланетной войны нет.
Пионеры марсианского фронтира ведут тихую жизнь на лоне природы. Мать готовит и смотрит за животными. А отец целыми днями пропадает в горах со снайперской винтовкой наперевес. Но не для того чтобы охотиться. За пределами купола Марс лишен воздуха и необитаем. Никого кроме других колонистов на нем нет и быть не может. Их то и поджидает герой Джонни Ли Миллера.
Его опасения очень скоро подтверждаются – через тоннель под купол забираются три вооруженных незнакомца. Поначалу они только пугают маленькое семейство дикими криками и оставляют угрожающие надписи, но через пару-тройку тревожных сцен заочное противостояние переходит в горячую фазу.
У Уайатта Рокфеллера не было проблем с финансами, которые обычно тормозят полет фантазии молодых кинематографистов в начале карьеры. Ведь Уайатт не однофамилец знаменитого бизнесмена и первого американского миллиардера Джона Рокфеллера, а его правнук, наследник и продолжатель династии.
В отличие от многих дебютантов Уайатт смог позволить себе нанять на главные роли серьезных голливудских актеров и обеспечить съемочной группе натуру в Южной Африке. Но сценарий Рокфеллер написал сам, выстрадал, выносил его, как и многие другие дебютанты. И, так же как все эти ребята, первым делом решил снять постапокал.
Окруженные южноафриканским песком атмосферные красноватые скалы будто созданы для съемок постапокалиптики и впечатляют сами по себе. Однако причин для того чтобы считать их марсианскими не так много. Сценарий Рокфеллера не наполняет эту локацию чем-то специфически инопланетным. История трех марсианских колонизаторов (в оригинале фильм так и называется – Settlers) вполне могла случиться на Земле и напоминает историю колонизаторов Северной Америки, захвативших кусок индейской территории и вынужденных теперь обороняться от аборигенов, которые не хотят мириться с новыми соседями. Если сменить светофильтры «Заложники Марса» превратится в классический вестерн.
Подобные фокусы были в тренде у голливудских киношников в конце 1970-х, когда фильмы про ковбоев и индейцев вышли из моды. Космическим вестерном называли и «Звездные войны», но более каноническим примером того, как фильм о героях фронтира мутирует в научную фантастику является фильм «Чужая земля». События этого несколько занудного по сравнению с творением Лукаса триллера практически дословно повторяли сюжет золотой ковбойской классики «Ровно в полдень». С Шоном Коннери вместо Гэри Купера.
Рокфеллер строит свой сюжет по схожему принципу. И татуированный и шрамированный герой Исмаэля Круса Кордовы («Кольца власти»), который заявляется на порог к Софии Бутелле и Бруклин Принс, лишний раз подтверждает эту жанровую преемственность. «Белым девочкам» с Земли и марсианскому «индейцу» придется договориться, чтобы выжить на этой не особенно гостеприимной планете.
Однако вестерны всегда были довольно жестоким, но все-таки в итоге позитивным и оптимистическим кино. А постапокалиптика, и особенно постапокалиптика 2020-х, крайне депрессивный жанр. Герои Джона Уэйна и Клинта Иствуда в финале традиционно уходили в закат, победив всех злодеев, восстановив справедливость и заработав денег. «Заложникам Марса» ничего подобного не светит. Словно бессмертные «горцы» из одноименной франшизы они отказываются мирно сосуществовать и продолжают мочить друг друга пока не останется только один.
Не останавливая круговорот насилия Рокфеллер умудряется обсудить более-менее все актуальные для человечества образца 2021 года вопросы. Несчастные беженки тут встречаются с токсичными абьюзерами и устраивают феминистскую революцию в отдельно взятом амбаре при поддержке искусственного интеллекта.
Как и многие земные постапокалы «Заложники Марса» — не просто история выживания. А притча о неизменности человеческой природы. Колонизация Марса в фильме Рокфеллера оказывается лишь очередной главой старой истории: борьба за территорию, страх перед другими и невозможность построить действительно новую, справедливую цивилизацию. Атмосфера безысходности и цикличности насилия делает фильм мрачным, но правдоподобным отражением современности. Он не предлагает зрителю утешения или надежды, а заставляет задуматься: если мы не изменимся здесь, на Земле, то стоит ли вообще рваться к звездам?
Удачного просмотра.