Трагедия возраста - она во всём. В сокращении физических и ментальных возможностей (а иногда и интеллектуальных), ухудшении здоровья, изменения образа жизни и финансового положения...И зачастую эта трагедия выливается в депрессию по поводу не только стремительно сокращающегося количества лет впереди, но и их неизвестного количества...
И эта объективная реальность неизбежно начинает влиять на принятие решений, особенно в части собственных трат. А надо ли, например, вкладывать столько усилий и средств в зубы, если мне уже 65+? Может я ещё только пару лет проживу и это "мероприятие" не окупится?)) Эту проблему я решала всерьёз под негодование мужа, который считает, что надо, а дальше будь что будет. И что надеяться всегда надо на лучшее))
Примерно такой же вопрос мы решаем и по поводу машины - вкладываться ли в покупку?
Автомобиль, он не роскошь, а средство передвижения
Нашей машинке пошёл пятый год. Не битая, не крашеная, в ремонте не была, в аварии (ТТТ, чтобы не сглазить!) не попадала. Хотя один раз по КАСКО заменили лобовое стекло - попал камешек на дороге и пошла трещина. Всё остальное - только ТО у официалов.
Используем мы её, как говорится, регулярно и систематически)
- Каждый день муж ездит на ней на работу
- Пару - тройку раз в неделю совместные поездки в магазин или на какое-то мероприятие
- Пару-тройку раз в месяц отправляемся на ней в деревню (летом - каждую неделю)
- Пару-тройку раз в год совершаем автопутешествие в пределах 600-700 км дальности от родного дома
Машина у нас купе-кроссовер, позиционируемый как городской автомобиль, который не боится бездорожья. Привод - подключаемый полный, двигатель очень экономичный, не спортивный, но для нашего стиля вождения вполне подходящий... Все опции налицо: четыре подушки безопасности, светодиодные фары и фонари, 17-дюймовые литые диски, клииат-контроль и аудиосистема с USB, Bluetooth и четырьмя динамиками, кожаный руль и бесключевой доступ, подогрев передних сидений и автозапуск двигателя, бортовой компьютер, круиз-контроль и задние датчики парковки, большой дорожный просвет...И размер, как и вид нашей Арканаши (такое у неё домашнее имя) нас вполне устраивает.
В общем, претензий к машинке никаких у нас нет. Кроме того, что она, как и мы, становится старше, а ресурс коробки передач, да и двигателя всё уменьшаются(( А жить на пенсии и на пенсию и при этом вкладываться в ремонт машины мы совсем не готовы. Как и обходиться вообще без автомобиля ближайшие ..... сколько лет. А вот сколько?
До скольки лет можно водить автомобиль?
В России нет ограничений по возрасту, по крайней мере пока. Но попытки такой предел ввести регулярно предпринимаются.
Например, летом 2024 года с такой инициативой выступило движение «Ветераны России». Поводом послужило ДТП под Санкт-Петербургом, в котором 86-летний водитель развернулся на одностороннем участке дороги, поехал по встречной полосе и столкнулся с другой машиной. В результате чего сам и погиб.
Но конечно речь (по крайней мере пока) не просто о введении ограничения по достижению 70 лет, а о том, чтобы водители в возрасте проходили внеочередные и более строгие медицинские осмотры. И чтобы права возрастным водителям выдавались не на 10 лет, как обычно, а на более короткий срок.
Опыт заграницы
- Япония: водители старше 75 лет обязаны проходить медицинское освидетельствование каждые два года, чтобы проверить зрение, реакцию и когнитивные способности.
- Италия: до 50 лет права продлевают раз в 10 лет, после 50 — раз в 5 лет, а после 75 — уже раз в 3 года, с обязательной медкомиссией.
- Турция: после 70 лет медкомиссия каждые полгода.
- США: Зависит от штата. В Калифорнии, например, водители старше 70 лет должны сдавать тест на зрение раз в 5 лет, а во Флориде -после 80 лет ежегодно.
- Саудовская Аравия: после 75 лет водительские права автоматически аннулируются. Без всяких медкомиссий и исключений.
Лично мне предстоит замена прав через 2 года, то есть в мои 67. И я, честно говоря, побаиваюсь - вдруг не пройду медкомиссию? Да и надо ли мне это?
Надо ли
Считаю, что нужно обязательно. Ну и пусть я сейчас всего лишь пассивный водитель, удобно сидящая рядом с мужем и в лайтовом режиме следящая за дорогой. Честно скажу, что мне это нравится больше, чем необходимость садиться за руль в любую погоду и в любом состоянии духа. А так было, когда я работала на прямо противоположном от нашего дома конце города - миллионника( Хорошо, что сейчас пешком на работу хожу)
Но, если будет такая необходимость, я могу сесть за руль.
Сразу вспоминается, как пару месяцев назад муж на загородной трассе неудачно закончил обгон нескольких фур буквально через несколько метров после начала действия запрещающего знака.
"На лишение" - обреченно сказал он, выходя навстречу "гибддешнику". И я, мысленно чертыхаясь, про себя уже начала готовиться к тому, что теперь возить нас в деревню и по магазинам будет моя обязанность((
Но повезло, не лишили. Думаю, что свою роль в этом сыграл и наш младший внук, сидевший на заднем сидении. Когда сотрудник ГИБДД (или уже снова ГАИ?) заглянул в машину с вопросом: все ли пристёгнуты, то пацан бодренько отрапортовал, что и он пристёгнут, и "гусь-обнимусь" рядом с ним - тоже. Это была совершенная правда и строгий сотрудник не смог сдержать улыбки...В общем, обошлось, и я продолжаю ездить пассажиркой.
Новая машина
Предпочтения
В общем, даже если предположить, что муж будет за рулём хотя бы до его 70, то есть ещё 8 лет, то нашей Арканаше к тому времени стукнет 12. Считаю, что это уже солидный возраст в котором работоспособность придётся поддерживать постоянными ремонтами, а значит и денежными вливаниями. Вот к этому мы точно не готовы. Нам нужно надёжное средство передвижения, а не пылесос для затягивания в него нервов, времени и финансов. В наших планах - покупка нового автомобиля. И это в наши-то годы... Ну, а что делать?
Б/ушная машина уже у нас есть - поэтому покупку таковой мы, естественно, не рассматриваем. Только новую. А в этом году на рынке одни "китайцы" по не совсем гуманным ценам( Так что вопрос о приобретении мы перенесли как минимум на будущий год. В надежде, что ситуация как-то стабилизируется и в смысле ассортимента, и по стоимости.
Машину более низкого класса, чем у нас, нам тоже не хочется. Пакет опций должен быть полный. И экстерьер/интерьер авто нам тоже должны нравиться.
Автокредит
В общем, похоже попахивает будущим автокредитом. Если кому-то из нас его ещё дадут(( Это тоже вопрос. Как и вопрос, а сможем ли мы в нашем возрасте его выплатить?
Моё мнение такое: если дадут, то мы попытаемся. А если не будет получаться, то, как вариант, отдадим авто кому-то из детей или внуков. Вместе с остатком выплат. Или просто продадим и закроем остаток.
Экономически невыгодно? Так это с какой стороны посмотреть)) Инфляция существует, деньги дешевеют, а мысль, что за мой счёт наживаются банки, меня вообще не тревожит. Ну и пусть. Зато какое-то время мы будем полностью мобильны и не отягощены авторемонтными проблемами. А положительные эмоции в нашем возрасте дорого стоят!
А вы как считаете?