ПАДЕНИЕ
Быстрым было и падение человека, последовавшего ангелу падшему, начавшего свое падение с принятия мысли темной, богохульной, за которою последовало нарушение заповеди Божией.
Погибель наша совершилась чрез уничтожение общения нашего с Богом и чрез вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом.
Падение человека совершилось при посредстве деятельного, опытного познания зла; падение человека заключается в деятельном, опытном познании зла, в усвоении себе зла.
В обыкновенном состоянии падения, в котором пребывает все человечество, мы не видим духов ни чувственно, ни духовно: мы поражены сугубою слепотою.
До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов. дебелости и тяжести... Облеченный в такое тело человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам.
Падением изменились и душа и тело человеческие падение было для них вместе и смертию. Смерть есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога.
Общение с святыми Ангелами несвойственно нам по причине [падения]. Нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой. Чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы.
В числе свойств нашего падения мы замечаем сопутствующее всем беззакониям человеческим желание скрыть преступление и оправдать себя.
Человек произвольно отверг общение с Богом и святыми Ангелами, произвольно вступил в общение с злыми духами подчинился злым духам.
Прародители наши преступили повеление Божие, и исполнили советование всезлобного врага своего. Этим поступком они нарушили свое общение с Богом, и не только вступили в общение с диаволом, но и произвольно подчинили себя ему, а с собою и ту часть создания, которая сотворена была для них и над которою Богом предоставлено было им владычество.
Глубокая и сокровенная тайна – падение человека! Никак не познать ее человеку собственными усилиями: потому что в числе последствий падения находится и слепота ума
Вкушение плода запрещенного вводит зло в человека, отравляет человека, извращает свойства его. отнимает способность к наслаждению блаженством рая, вводит в состояние и настроение, противоположные состоянию и настроению небожителей.
Ограждение себя безмолвием в уединении необходимо для падшего.
------------------------------------
ПАМЯТОВАНИЕ БОГА
Отчего непрестанная молитва, или непрестанное памятование Бога, названы поучением? От-того, что подвижники, на делание которых низошла роса Божественной благодати, обрели в повторяемой ими краткой молитве духовный, глубочайший смысл. И соделывался для них краткий стих в точном смысле поучением.
Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога.
Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога.
Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, в внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцов Православной Церкви.
Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления, помощи, милости.
В сердце, которое не ограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти; в него входит нравственный мрак, в него входит неведение Бога.
Высокое занятие – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения.
----------------------------
ПАМЯТОЗЛОБИЕ
Будем пред каждою молитвою нашею рассматривать нашу совесть, и, находя в ней памятозлобие, искоренять его молитвою за врагов, и благословением их.
Если попустишь сердцу твоему ожесточиться памятозлобием, и оправдаешь гнев твой гордостию твоею: то отвратится от тебя Господь Бог твой, и предан будешь в попрание под ноги сатане.
Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освещенных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием.
Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг памятозлобия, изгонять его при первом появлении, не дозволять ему возгнездиться в душе ни под каким предлогом.
Молитву памятозлобного святой Исаак Сирский уподобляет посеву на камне. То же должно сказать и о молитве осуждающего и презирающего ближних. Молитве гордого и гневливого не внимает Бог.
Первое приготовление [к молитве] состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.
Бог любы есть следовательно отвержение любви или памятозлобие есть отречение от Бога.
-----------------------------—
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского