"Как я был педагогом" (2014 г.) Часть 3. Преподавательская рутина затягивает Николая и он, чтобы отряхнуться придумывает план...
С опаской Стас взял мою ненаглядную «Ямаху», глядя на неё, как на музейный экспонат. Она явно выигрывала перед его «Черниговом» или на крайняк «Ленинградом». Трясущимися руками парень исполнил отрывок из песенки группы «КыШ». Исполнил ужасно, сбивался, не делал акцентов и пропускал ноты. Жестом я предложил исполнить что-то второму студенту. Там дела обстояли еще хуже. Но это вполне нормально, ибо люди первые шаги только делают.
Я взял гитару и начал импровизировать в до мажоре, играя нечто, похожее на классическое американское кантри, вызывая уважение в глазах у публики.
— Вот знаете, эта гитара стоит три тысячи гривен, — соврал я. — Я ее купил недавно, почти год назад. Когда учился в университете. На стипендию, которую полгода не снимал. А учился на гитаре марки «Изъяславль». Вы даже не можете представить, с каким ужасом я её вспоминаю! Она вообще не строила! На 12м ладу подъем над грифом у струн был почти в палец. Но мне хотелось научиться круто играть, и я таки учился!
Кстати, первую свою электрогитару я купил тоже не стипендию. Только гитара тогда стоила 100 баксов, а стипендия была 10$. А сейчас цены поднялись где-то на треть, а стипендии — почти в пять раз. Достаточно три месяца никуда не тратить стипендию и можно позволить себе нормальное весло… А если сильно не терпится, можно через месяц купить какую-нибудь отечественную «Трымбиту» — тоже нормальное весло, если пальцев не жалко. И пускай вы не вытяните математику вашу на четверку (а любого препода можно измором на тройку развести), перекроете её физрой или биологией. Сколько вы тратите дома на домашнюю работу? Только честно?
Студенты поникли.
— Целыми днями сидят в своем компьютере, картинки смотрят! — взорвалась мама Стаса. — Нет, чтобы чем-то интересным заняться! Вот мы в свое время и на кружки, и на секции…
— Постойте, постойте! В ваше время к этому было другое отношение. Сейчас всё не так, — с тоской я подумал, что большинство родителей не в состоянии организовать СВОЙ досуг, не говоря уже о детях. — Но мы не об этом. Давайте еще раз: сколько времени вы тратите на домашнюю работу? — студенты не ответили и покраснели. — Не переживайте. Я еще раз вам говорю. Я здесь не для того, чтобы пилить вас. Просто, если вы будете хотя бы час в день тратить на ту же математику, ДАЮ ГАРАНТИЮ — у вас не будет таких серьезных проблем. А если ещё час на другие предметы, то выйдете на стипендию. Поверьте, ничего в этом сложного нет! Да и вам самим понравится через некоторое время. И нужно понимать, что делаете не просто так, вам за это будут платить деньги. Вы, за два часа работы в день сверхурочно будете получать по 50$ в месяц. Я, например, за свою работу получаю меньше.
Рассказывая, я набирал темп и усложнял технику игры, так, что к концу проповеди пацаны прониклись уважением, а мамы поддались обаянию. Было видно, что уходить они уже передумали. Остался последний контрольный штрих:
— А если будете стараться, я вас кое-чему научу. Можно будет даже выступить на новый год на сцене под гитару. Да так, чтобы все девочки были вашими! А знаете что? Давайте не откладывать в долгий ящик, приходите сегодня после пар в кабинет черчения, поболтаем.
Пацаны загорелись. Мамы тоже. Свою работу мотиватора я сделал. Главное, чтобы несчастная администрация, у которой и так полно дел и нет времени отвлекаться на неуспевающих студентов (кроме вот таких крайних случаев), не просрала все полимеры. Нужно брать этих двоих под контроль:
— Вы мне будете рассказывать каждый день, чего сдали и чего не сдали. По возможности буду помогать. Обещаю, если вы будете работать, замолвлю за вас словечко перед администрацией на стипендиальной комиссии. Они меня редко, конечно, но слушают… Вопросы?
Вопросов больше не имелось. Напоследок я взял контакты у мам, вежливо откланялся и вышел, сияя как красно солнышко.
— Ну как там? — спросила секретарь.
— Сказали, что ноги их здесь не будет, — радостно соврал я и потопал на пару.
Остаток пары прошел в плавной полемике на тему пенсионного обеспечения.
В очередной раз удивляюсь, насколько слепой у нас народ и наглая власть. Ну вы только подумайте: по новой реформе на государственную пенсию мужчина уходит в 60 лет. Человек лет с двадцати работал, работал, заплатил в пенсионный… ну, пускай, 200$ в год (самый-самый минимум). Получается 40 лет стажа. 40 лет х 200$ = 8000$, и это, не учитывая процентов от депозита, которые увеличивают сумму раза в два-три. Средняя продолжительность жизни — 62 года (у мужчин, согласно географическому справочнику на 2010 год). Минимальная пенсия — 100$. За два года человек получает 12х2х100$=2400$. А остальное куда? Погуляйте по Печерскому району Киева, посмотрите.
Но зато все знают, что американцы тупые, а Галкин спит с Пугачевой.
Решив, что молния два раза в одно и то же место не бьет, вторую пару я провел так же, как и первую, только в два раза тише, да еще и решил отпустить студентов пораньше на пять минут. Но юные дарования никуда уходить не хотели, поэтому пришлось пригрозить летучкой. А отпустил студентов пораньше я, чтобы сходить на разведку. Впереди большая перемена, и нужно где-то пожрать. У Лены или у Лены. У одной был диван, а с другой было интереснее. Одна будет жаловаться, другая — жизни учить. Чай/кофе у обеих был одинаковый (одни и те же студенты дарят), бутерброды, как правило, тоже (с гордостью заявляю, что почти всегда их количество было рассчитано и на меня).
Поднявшись в свою подсобку, я увидел на столе корзинку с печеньками… ради них я готов на все. Даже чайник поставить!
Рассказывая с набитым ртом Лене о произошедшем, я подошел к будущему мастер-классу для перваков.
— Сегодня же педсовет! — немного раздраженно напомнила Лена.
— Блин! — расстроился я. — Точно! И что я этим двоим скажу? Это ж их первое впечатление… надо ж так, а? У меня и так память хреновая, а тут вообще всё стал забывать! Что со мной такое?
Лена довольно заулыбалась:
— Это профессиональное, не переживай. Ты обратил внимание на то, что у каждого преподавателя есть блокнотик? Туда все всё записывают, потом читают, делают и вычеркивают. ОБЯЗАТЛЬНО ВЫЧЕРКИВАЮТ, чтобы второй раз не сделать! — Лена рассмеялась. — Я вот два раза распечатала директорские контрольные и завучу носила. Кстати… ты сделал задания? — я подавился. — Ты что, не видел объявления??? У тебя через три дня по черчению кажется…
Мой тупой взгляд заставил расстояние между правой рукой Лены и ее лбом очень быстро уменьшиться до нуля. Сквозь обреченный ироничный смех пробивались нотки безысходности.
— Коль… ну я даже не знаю…
— А я знаю! — резко воспрянул я. — Страшный секрет знаю!
—??? — удивилась Лена.
— Расторгуев в армии не служил! А Зверев служил. Такие дела.
Просто совсем не хотелось говорить о работе. Я уже давно поймал себя на том, что кроме работы ни о чем не думаю. Последний раз девочек фоткал месяца три назад (да и то, школьниц), музыку последнюю написал месяца два назад, а кулстори писал с таким напрягом, как если бы вагон разгружал (хотя раньше это было в невероятный кайф). Секс, хоть и был, но такой скучный и короткий, что лучше б Коэльо почитал. Три месяца всё сводилось к жрать/работать/спать. Ни на что больше не хватает энергии. Конечно, учить студентов — занятие интересное, но нифига не благодарное. С неслабой долей цинизма хочу сказать, что благодарные глаза студентов — это невероятно круто, но они, увы, не булькают, и на хлеб их не намажешь. Хотя «хлеб с глазами студентов» звучит круто.
А есть же ещё и неблагодарные или совсем слабые, с которыми просто невозможно работать. Как-то я на лабе провел диктант технических терминов. Слово «Аккумулятор» правильно написала половина опрошенных (17-18 лет), остальные писали что-то, типа «акамулятор», «окомулятор» и даже «окамулятер». Так же очень радовали «ОМПЕРМЕТЫР» вместо «Амперметр». Люди не понимают принцип действия электрического тока и напряжения, не могут в уме сложить 21 и 13 (на пальцах считали, когда запретил пользоваться куркуляторами!). А я их должен научить, как измерять нелинейные искажения в децибелах…
И самое интересное, что я таки учу! Из кожи вон лезу, нахожу или придумываю всякие жизненные примеры (например, про скалярного и векторного черного кота, который переходит дорогу туда и обратно), за что в благодарность получаю банку кофе на день учителя (и то, от одного конкретного студента), которую сразу же дарю бухгалтерам, ибо кофеин не очень переношу. После пар вместо того, чтобы охмурять какую-нибудь цыпочку, даю консультации по скайпу или асе, или просто туплю, просматривая «смищное видео», присланное теми же студентами. Достало…
Ещё и директор ругается. Говорит, что я не отрабатываю свои 80$ инженера, что должен с нуля сделать молодежный онлайн портал со всяческого рода свистелками и перделками, наполнять старый сайт колледжа, на который заходят аж два человека (я, чтобы посмотреть, работает ли, и она, чтобы просто посмотреть). А на предложение: «увольте меня с этой ставки к чертям, как неспособного выполнять свои обязанности», требует найти преемника. А кто будет за такие деньги администрировать сайт и в железяках ковыряться? Вот и я о том же. А еще она мне тонко намекнула, чтобы сильно не разглагольствовал в своих опусах (которых, уверен, не читала) про всякие тонкости функционирования сложной и прекрасной системы образования, на что я ещё более тонко намекнул на движение в направлении «Х».
Так… чет я совсем раскис. У меня ж тут печеньки есть!
— Лен, — серьезно спросил я. — Кем бы ты хотела бы работать? Ну, если бы можно было бы выбирать? Бесплатно обучиться, выбрать место работы, начальство?..
Лена задумалась и немного растерялась.
— Учителем бы и хотела. Только с трудолюбивыми студентами… и чтобы приборы были, на которых эксперименты проводить. А то веду физику, а ту же дифракцию показываю на картинках.
— Как «учителем»? А как же космонавт? А актер? Ну, на худой конец писатель или фотограф? Неужели?.. — я обреченно посмотрел на Лену.
— Я этим всю жизнь занималась. И это у меня получается неплохо.
— Да неееет, ты не поняла. Если бы была возможность вернуться в прошлое, до поступления в ВУЗ, предварительно узнав номер выигрышного билета ГОСЛОТО?
— Не знаю… Чего ты ко мне пристал вообще? Тебе директорские контрольные ещё нужно придумать, бланки составить, оформить всё…
Ну и так далее. Я не слушал.
В груди, чуть правее сердца образовалась пустота. Сознание било тревогу. Мозг понимал, что мало-помалу лишается самого главного — мыслить абстрактно. Не так, как требуют сиюминутные обстоятельства, а глобально. С ужасом для себя я отметил, что в целях у меня нечего кроме «дождаться еще двух зарплат и купить новое железо» и «когда-нибудь скоро или не очень ПОПРОБОВАТЬ издаться». Хорошо, что в приоритетах на текущий день у меня нет «сделать тормозок» или «прочитать тему, которую буду рассказывать», а то бы и утро, единственный час в сутки, который я спокойно посвящаю чтению вкусной и полезной информации, от которой растет мозг, пропало.
А раньше, в универе, на это отводилось часа по три-четыре. А! Ещё и друзья! Говорят: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Сейчас эта фраза приобрела несколько иное значение: достаточно зайти вконтактик и посмотреть на обновления. Если раньше в фотографиях я наблюдал творческие потуги друзей-фотографов (или тех, кто таковыми себя считает), в обновлениях — информацию о новых плагинах для FL Studio и потожопа, то сейчас в фотках украденные студентками изображения гламурных кис, чья ненатуральность просто поражает мозг (а для студенток это идеал!). А ещё украденные цитаты и баяны (которые нагло вырваны из контекста). Вот тут я напишу единственный мат в этой части: Это капец! Нет, одним матом тут не обойдешься: ЭТО капец блин! При упоминании Чехова, гениального русского писателя, у студентов отвращение на лице, зато от НоГано они фанатеют.
Культивируют в своем маленьком мозгу идеи легкой наживы типа: «застраховать друга, а потом сломать ему руку и получить компенсацию» или «жениться на богатой и некрасивой, а потом сбежать со свадьбы со столовым серебром и прочей мелочью». Ну что тут сказать? Я один, их пятьдесят. А чтобы был результат нужно наоборот.
Хотя есть несколько талантливых студентов, с которыми действительно интересно. На четыре группы, с которыми я работаю — человек десять. Есть среди студентов один парень, весьма талантливый, на фотокружок ко мне ходит, чертит неплохо, играет, но на парах появляется раз через два, аргументируя это частыми репетициями. Я сперва на него обижался, а потом послушал, как он со своей группой рубит митоллкоре на сцене… Моя воля, я бы его сам пинками под зад вытолкал в театральное. Но, увы, у нас такого нет.
И других талантливых студентов постоянно забирают на всякие мероприятия и фестивали. Несправедливо, блин! А мне приходится заниматься с остальными. А есть такое хамьё, что вы себе представить не можете! Я, когда учился, даже и подумать не мог, чтобы накричать на препода, или обвинить в чем-то (уже и говорю, как «старпер»). А сейчас это норма. То, что меня посылали куда подальше — это скорее забавный курьез. А есть такие (что самое интересное, девочки), которые просто быкуют. Ты ей говоришь «спрячь планшет/телефон», а тебе: «А ЧЕ ВЫ КО МНЕ ЦЕПЛЯЕТЕСЬ? ЧЕ ЕМУ МОЖНО ПЕСНИ ПЕТЬ, А МНЕ ТИХОНЬКО ПОСИДЕТЬ НЕЛЬЗЯ?» — и еще расскажет, как нужно преподавать правильно. Да и таким тоном, что просто становиться противно и трогать не хочется больше…
Видимо, я таки начал портиться. Нужно избавляться от рутины!
Если вам интересно почитать начало истории преподавания Николая в техникуме, то вам сюда.
Подписывайтесь, мне это важно. Благодарю.