На пленарном заседании «Международное позиционирование российского образования» Минобрнауки озвучило вопросы, касающиеся обучения иностранных студентов.
Во-первых, в министерстве обеспокоены тем, что иностранные студенты сталкиваются с недобросовестными рекрутерами (агентами, сопровождающими при поступлении). Они обманывают студентов, заключая договора на обучение по завышенной стоимости.
Чтобы исключить подобные ситуации, Минобрнауки совместно с Минцифры создаст список «положительных» рекрутеров, а также цифровой профиль иностранного студента. В профиле будет содержаться информация о зачислении, данные об успеваемости, месте регистрации, академических отпусках, стажировках, трудовой деятельности. В том числе министерство продумает возможность интеграции цифрового профиля с суперсервисом Госуслуг «Поступление в вуз онлайн».
Во-вторых, остро стоит вопрос трудоустройства выпускников. Только 10% иностранцев остаются работать в России. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков считает, что с учетом дефицита кадров на рынке труда необходимо прикладывать больше усилий для эффективной адаптации иностранцев и их трудоустройства.
Этому может способствовать психологическая поддержка студентов. В вузах иностранным студентам должны оказывать необходимую помощь работники психологических служб: проводить консультации и тренинги, помогать с адаптацией в культурной среде вуза и города, знакомить с традициями страны.
Сейчас только в 48% университетах есть свои международные центры и службы. Например, в Северо-кавказском университете, РАНХиГС, ВШЭ, МГППУ, РУДН. За помощью студенты могут обратиться, если испытывают тревожные расстройства, чувство одиночества, имеют трудности в коммуникации с одногруппниками. По мнению Валерия Фалькова, такая служба должна быть открыта во всех университетах.
По данным за 2024 год, в российских вузах обучались более 395 тысяч иностранных студентов. Из них 76,7% студентов-иностранцев приехали из стран СНГ, Китая и Индии.