Найти в Дзене
ABW

Что не так с покупкой китайских авто у серых дилеров

Оглавление

Само словосочетание «серый китаец» вводит меня в ступор. Тем удивительнее позиция коллеги Андрея Ахрема, который неделю назад едва ли не оправдывал такую покупку (хотя он говорит, что имел в виду другое).

Нет, этот текст не ответка, но несколько тезисов на тему есть и у меня. Для любителей «серых китайцев» они будут не очень радужными, но как страшилки их воспринимать не стоит. А пока можете вспомнить, что писал Андрей.

Назад в 1990-е?

Кому как, а меня понятие «серый» дилер отправляет прямиком в 1990-е и начало 2000-х. Кажется, мы отвыкли от того, что сам термин «дилер» не является синонимом слова «официальный» со всеми вытекающими последствиями.

У «серого» дилера может быть красивый шоурум, улыбчивые менеджеры, готовые с порога продать хоть ручку, хоть Жучку, хоть любую комплектацию очередного условного «Хонксялифенга». У них могут быть прайс-листы, красивые буклеты, веселый Instagram с мемами и губастенькими девчулями. Да даже партнерские программы по кредитованию и лизингу с банками могут быть. Но!

-2

У «серого» дилера вряд ли будут прямые договоры с производителями, а это первый нюанс. Каким образом машины попадают в Беларусь? Здесь вы можете справедливо возразить: и «официалы»-то изворачиваются, как могут, с параллельным импортом, привозя «европейцев», «японцев» или «корейцев» из Казахстана, Кыргызстана или Турции, что потом сказывается на цене. Окей, допустим.

Сервис, который вы заслужили?

Следом выпадает вопрос: а где обслуживать мало того что неведомую китайскую машину, так еще и привезенную «серым» образом? Вы можете написать: «Автор, ты бесконечно отстал от жизни, и любой «Хонксялифенг» отремонтируют, может, и не на каждой СТО, но как минимум в какой-нибудь профильной мастерской, о которой можно узнать в чате владельцев «Хонксялифенгов». Однако у меня это вызывает разрыв шаблона.

Получается, новую машину за кучу денег, на которую вам оформили лизинг, а улыбчивые менеджеры повесили на нее красный бантик и сфотографировали вас для дилерского Instagram, вы повезете обслуживать на неофициальную СТО? Тот ли это «клиентский опыт», как говорят маркетологи, которого хочет человек, отдавший несколько десятков тысяч «зеленых»?

-3

Не сомневаюсь, что есть талантливые специалисты, которые разобрались с такой гроссмейстерской задачей, как замена масла в ДВС нашего условного «Хонксялифенга», и даже знают, откуда быстро привезти на него новое лобовое стекло – может, даже не за 12 тысяч рублей, а существенно дешевле.

Но если, например, «глюканет» электроника, которой «китайцы» напичканы от колес до панорамной крыши – что тогда? Абсолютно надежных автомобилей не бывает, неисправности случаются даже в «японцах», вознесенных на олимп надежности и безотказности. От «китайцев» тем более можно ожидать всякое.

Гарантия на то, что гарантии нет?

О, это мой любимый пункт! В нашу редакцию уже пришло несколько писем от читателей, которые купили машины у «серых» дилеров и теперь жалуются на «гарантию без гарантии». Это пункт, который суммирует два предыдущих. Мало того что автомобиль привезен не пойми как, обслуживать его нужно не пойми где, так и в случае чего гарантии на него нет.

Включаю Вангу и предвижу, как кто-то с триумфальным видом заносит пальцы над клавиатурой, чтобы яростно строчить примерно такой текст: «Дилетант, да ты вообще не в теме! Я купил «Хонксялифенг» у классного минского дилера «Хонксялифенг-фром-Чайна-бай» и еще оформил там гарантию за несколько тысяч рублей, теперь защищен и счастлив как никто, а ты завидуй молча, ха!»

Можно только поздравить такого человека с тем, что его развели на деньги, а он этому и рад. По большому счету, «гарантия» за доплату сводится примерно к такому смыслу: «Мы гарантируем, что ваш автомобиль «Хонксялифенг Мега П30 Ультра Макс Про» не поломается. Но если все-таки поломается, то это не гарантийный случай. Благодарим за оплаченный счет и предлагаем купить у нас еще что-нибудь, если вам настолько не нужны деньги».

-4

Это поистине гениальный маркетинговый ход: предлагать доплатить за гарантию на «серый» автомобиль, но в случае наступления гарантийного случая просто развести руками. И если бы до такого додумался только один дилер…

Здесь сделаю ремарку и о позиции некоторых «официалов», которые демонстративно открещиваются от «серых» машин. Вы наверняка тоже видели эти страшилки в новостных лентах: «Если автомобиль куплен не в нашей дилерской сети, то мы его обслуживать не будем». Или «все серые «Хонксялифенги» в полночь превратятся в тыкву, это лично на заводе так сказали! И только наши «Хонксялифенги», которые официально ввезены дистрибьютором марки (кстати, вот наш сайт, а тут форма заявки на машину и адреса шоурумов), останутся автомобилями».

Есть некоторая доля лукавства, агрессивного маркетинга и детской обиды в этих заявлениях. Но их понять тоже можно: дилерам проще обезопасить себя от «серых» машин, в которых может быть, например, непривычная им модель двигателя или еще что-нибудь в таком ключе, чем тратить драгоценное время официального сервиса на поиски неисправностей, а потом еще и влезать в «головняк» с потенциально проблемным клиентом.

Языковые курсы или владение машиной?

Расскажу пару историй из личного опыта. Давным-давно моей первой машиной был Opel из начала 2000-х, бортовой компьютер которого показывал сообщения исключительно на немецком языке. Не сказать, что это оказалось большой проблемой, но влезать по любому пункту в переводчик или додумывать созвучные аналогии на английском, согласитесь, не слишком удобно.

Но в немецком, как говорится, хотя бы буквы знакомые. А несколько раз на тест-драйв к нам попадали машины из Китая, у которых всё меню в иероглифах. Все знают, какое меню в современных китайских автомобилях, особенно недешевых. Оно как матрешка: нажимаешь на один пункт из десяти – вываливается еще десять. А под ними галочки, чекбоксы, ползунки и регуляторы…

-5

Я честно пытался победить одну из таких машин, постоянно переводя иероглифы через переводчик на экране смартфона. Но вы же представляете, как выглядит прямой перевод с китайского? Да-да, как раньше на AliExpress: дикая пляска бессвязных слов! В общем, бодался с переводчиком я минут 30 и в итоге вынужден был объявить капитуляцию. С позором пошел за менеджером в шоурум, а мне в ответ: «Слушай, а мы сами не знаем, где это находится в меню. Но где-то это точно находили, просто надо поискать с переводчиком». Спасибо, кэп!

Поэтому мне не понять, в чем кайф от владения «серой» машиной, в которой даже непонятно, что написано в меню или приходится постоянно наводить камеру смартфона и разгадывать переводческие ребусы. Сразу вспоминается знакомый, который не знал английский язык, а потому отказывался слушать песни на нем: «Я не понимаю, о чем они поют. А вдруг они там меня на *** посылают?»

Та же аналогия у меня с китайскими автомобилями, у которых в меню нет не то что русского, а хотя бы английского. Но не буду отрицать и излишне сгущать краски: конечно, далеко не во всех «китайцах» меню в иероглифах, а потому проблема потихонечку решается. Но и русификации (пока?) поддаются далеко не все модели.

Автор, тебе не заплатили «серые» дилеры или проплатили «официалы»?

Бросайте эту заезженную конспирологию, она в световых годах от истины. Всё просто: если есть спрос на «серые» машины, то их будут везти, это бесспорно и очевидно. Хотя я на покупку китайского автомобиля, а уже тем более от «серого» дилера не решился бы – для меня это лотерея. Повезет – проездишь без проблем и будешь всем советовать. Не повезет – будешь костерить весь китайский автопром и того дилера. Но, как говорится, все взрослые люди и способны самостоятельно взвешивать риски.

Мне владельцы «серых китайцев» напоминают тех, кто пригоняет в Беларусь раритетные автомобили. С последними всё понятно: это по определению развлечение для хозяина машины, которое оправдано вниманием на выставках, удовольствием от владения такой техникой и прочими радостями жизни автомобильного фаната. А вот причины для вышеперечисленных заморочек с повседневным «китаймобилем» мне неочевидны. Просветите в комментариях, кто знает.

]]>