Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)
Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.
Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.
Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.
В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.
Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.
Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».
Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.
Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.
По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.
Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.
Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.
Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.
Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.
Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.
Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.
Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.
Выделим ряд особенностей поведения людей под воздействием эффекта Пигмалиона:
- Неосознанно люди ведут себя так, как от них ожидают. Помните это при воспитании детей. Если все время говорить своему ребенку, что он бестолковый – ничего хорошего из этого не выйдет. Почаще хвалите и одобряйте правильные поступки своих детей.
- Если вы убеждены в чем-то, то постоянно будете находить этому доказательства. Например, если вы считаете, что женщины плохо водят автомобили, то чаще на дороге будете замечать нарушения женщин, нежели мужчин.
- Позитивные сведения под влиянием человека становятся еще более позитивными, негативные – еще более негативными. Невольно человек поощряет те действия и данные, которые подтверждают его убеждения, вплоть до фальсификации и подмены данных.
- Женщины более предвзяты, чем мужчины.
Эффект Пигмалиона встречается не только в научной среде, но и в обычной жизни. Например, ревнивая жена, убежденная в том, что все мужчины изменяют, будет искать подтверждения этого в поведении своего мужа. В скором времени ее поведение приведет к конфликтам в семье, к охлаждению в отношениях, что скажется на еще большей убежденности жены в измене мужа.
Кроме того, эффект Пигмалиона может быть связан с нашими ожиданиями и предубеждениями. Если мы ожидаем, что определенный человек не будет успешен или не будет справляться с заданием, мы можем невольно передавать этот сигнал и вести себя с ним соответствующим образом. Таким образом, наше предвзятое отношение может влиять на успех или неудачу другого человека.
Чтобы избежать негативного влияния эффекта Пигмалиона, важно осознавать свои ожидания и убеждения и стремиться к объективности в оценке людей и их возможностей. Кроме того, необходимо учитывать, что каждый человек имеет свой потенциал и способности, и что их развитие зависит не только от внешних факторов, но и от личных усилий и мотивации.
В заключение, эффект Пигмалиона является важным явлением в психологии, показывающим, как наши ожидания и убеждения могут влиять на поведение и успех других людей. Понимание этого эффекта может помочь нам стать более объективными и справедливыми в оценке других, а также помочь другим людям раскрыть свой потенциал и достичь успеха.