Привет, киноманы!
Меня попросили сделать сравнительный анализ картин Никиты Сергеевича Михалкова с картинами Голливуда, которыми он вдохновлялся. Сначала я решила разобраться и визуально определить: а что такое вестерн и чем он характеризуется? Начнем с классики жанра, которая точно была просмотрена Михалковым перед съемками «Свой среди чужих, чужой среди своих». Более того, Никита Сергеевич упоминал Серджио Леоне и его фильмы, как оказавшие влияние на его творчество. Но и Серджио Леоне не был первооткрывателем и тоже заимствовал, вдохновлялся, плагиатил и копировал!
- Моя оценка на КП 10/10
- Рейтинг КП 8.5/IMDb 8.8
Выделила 15 пунктов, на которые стоит обратить внимание при просмотре. Добавляйте в комментариях те черты вестернов, которые я не упомянула, а они здесь присутствуют.
1.В основу этой картины положена Война между Союзом (Севером) и Конфедерацией (Югом), длившаяся с 12 апреля 1861 года по 26 мая 1865 год. Коротко о причине войны: после победы Авраама Линкольна на выборах обострился вопрос распространения рабства на западные территории, против которого он выступал. Штаты разделились на тех, кто за и готов расширять и присоединяться, и тех, кто против и готов бороться за полный отказ и исчезновение такой системы подчинения. Для подлинной реконструкции военных действий режиссер вдохновлялся фотографиями Мэттью Брэди - отца фотожурналистики, он фотографировал Гражданскую войну, и работами шотландца Александра Гарднера, эмигрировавшего в Америку и прославившегося фотографиями Войны Севера и Юга и казни организаторов Линкольна.
2.Классикой жанра, о которой Серджио не мог не знать, является короткометражный боевик 1903 года «Большое ограбление поезда». Помимо немого изображения самого нападения на остановившийся на станции состав, есть знаменитая поза ковбоя с направленным на зрителя револьвером. Что, естественно, можно отследить в более поздних вестернах.
3.Главным героем вестерна обычно выступает ковбой или стрелок (в нашем случае - это Блондинчик в исполнении Клинта Иствуда), для которого важна атрибутика (ковбойская шляпа, пончо, сапоги и шпоры, седло, лошадь, оружие: винтовка или револьвер, сигара-черуто во рту, нередко на шею надевается специальный платок).
4.Важную роль играет пейзаж и окружение, которые создают нужную атмосферу. Вестерн - это дикие условия, испепеляющее солнце, пустыня с песками, выгоревший ландшафт, на котором из растений можно увидеть только кактусы и перекати-поле, гоняемый ветром, отсутствие воды приводит к засушливости местности. Если на пути ковбоев, странников или стрелков попадается жизнь и человек, то это маленькие приграничные городки или военные форты, ранчо и фермы. В небольшом поселении всегда будет салун с распашными дверями на входе, барной стойкой, расстроенным пианино и номерами на верхнем ярусе, небольшой магазинчик, конюшня, лобное место для казни преступников (эшафот и виселица), тюрьма. В нашем фильме есть военное укрепление, стихийный госпиталь, много разрушенных построек, которые теперь служат укрытием для преступников-одиночек или беглых солдат с той или другой стороны, а также церковь-монастырь, куда наведываются главные герои, оружейный магазин, в котором Туко выбирает подходящий ему кольт и выпускает обойму на специальном заднем дворе.
5.Говоря об оружейном магазине, отдельно хочется сказать, что вестерны - это демонстрация всех видов оружия. Револьверы, кольты, винтовки с рычажным взводом и прицелом, пулеметы и др.виды (взрывчатка, динамит).
6.Немаловажное место занимают железная дорога, телеграф и печатный станок, которые обозначают неизбежный конец завоеваний и вольной жизни фронтира (зона освоения Дикого Запада). В некоторых фильмах достижения технологий демонстрируются через автомобили и аэропланы. В нашем же случае, телеги, лошади, повозки, даже деревянные мосты еще превалируют.
7.Набор актеров состоит из ключевых персонажей, - «хороший», «плохой», «злой» и «красавица». В нашем примере обошлись без сюжетной линии женского персонажа, зато главные характеры и типы героев вынесены в само название. Принцип таков: на каждого хорошего парня найдется плохой.
На что еще обратить внимание? Какие характерные черты присущи жанру?
8.Человеческая жизнь ничего не стоит. Идет война, правосудие вершат на местах точными выстрелами или накидыванием веревки на шею. Преступность и банды держат в напряжении обычных людей. Умереть за идею, из-за золота, в случайной перестрелке иди драке в баре, от гангрены или от жажды, от рук своих же или из ружья солдата другого лагеря, быть брошенным посреди пустыни или закопанным в вырытую могилу - конец для каждого уготован свой. Большое количество насилия (по сравнению с голливудскими вестернами) на экране характерно для спагетти-вестернов, которые появились в 1960-1970хх годах. Серджио Леоне считается основателем этого поджанра. Съемки картин направления проходили в Италии или Испании, так как натура и природа некоторых регионов схожа с американским ландшафтом. Можно сказать, что Леоне возродил жанр, так как к тому времени вестерн и индустрия в целом переживали упадок. Форма съемок и тема Дикого Запада постепенно изживала себя. А итальянский кинематограф после войны, наоборот, переживал расцвет.
9.Портретная съемка! Зрителю важно видеть лица злодеев и хороших парней, их невозмутимость, страх и злость, суровый взгляд, загорелые лица и обгоревшую кожу, напряжение, наслаждение, прищур во время прицела, щетину и капли пота, глаза, усы, нахмуренный лоб или стиснутые зубы.
10.Предметы, на которые стоит обратить внимание: черные и белые шляпы (как правило, обозначают плохих и хороших героев), выпивка, плакаты «Wanted» («разыскивается»), шпоры, старинные фотографии, трубки и сигары, специальные фляжки для воды, табакерки, отдельно стоящие ванны, могилы неизвестных солдат, золото и другая валюта.
11.Выпивку вынесу отдельным пунктом. Обязательный атрибут плохого мужчины или способ набраться храбрости, или просто пить, пока дают.
12.Музыка здесь непревзойденна и считается одной из самых узнаваемых за всю историю кинематографа. Композитор Эннио Морриконе написал уникальную музыку. А лейтмотив картины был специально стилизован под вой койота.
13.Динамика повествования и напряжение. Нужно отметить, что вестерны сами по себе очень размеренны, неторопливы, с большим хронометражем (от 2 и более часов), могут похвастаться длинными кадрами и съемками дальних планов. Мы можем наблюдать на экране местность, слушать вой ветра и шелест сухих веток, музыку и ждать, когда на горизонте появится всадник, который постепенно будет приближаться к нам и из точки на горизонте превратится в узнаваемые фигуры лошади и всадника. Или съемка прицела, когда ни один мускул не дрогнет, когда курок взведен и стрелок, прищурив один глаз, ожидает кульминационного момента для выстрела. Или напряжение между героями, когда все ждут первого выстрела, медленно подносят руку к кобуре, держат ладонь наготове и одними глазами наблюдают за противником, не шевелясь. Скорость фильма ощущается в нескольких моментах: вскочить на лошадь и умчаться вдаль от преследователей, молниеносно достать пистолет из кобуры и выстрелить быстрее, чем другой стрелок, направивший на тебя револьвер. В этой долгой подготовке и быстрых движениях - сильная разрядка и адреналин одновременно.
14.Важную составляющую любого фильма (исполнителей главных ролей) я оставила на десерт. Итак, Леоне на съемочной площадке был жестким и принципиальным режиссером, не любил импровизации, до мелочей прогонял с актерами все сцены до съемок, предпочитал выученный текст и четкое понимание всех участников процесса: кто и что должен делать, придирался к деталям в кадре. С таким же подходом он подошел и к выбору актеров. Клинта Иствуда режиссёр нашел для первого фильма «долларовой» трилогии на площадке вестерн-сериала, когда актер еще был мало кому известен. И считал его слишком «чистеньким» и молодым, а образ героя должен быть жестким, зрелым.
Собственно, гонорар Клинта вырос от первой части к третьей существенно. А сам актер говорил:
«Теперь я самый высокооплачиваемый американский актёр в итальянском кино. Больше платят только Мастроянни. Впервые я могу выбирать, что мне играть».
Ли Ван Клиф также до съемок у Леоне играл второстепенные роли в телевизионных постановках. Актер появился во 2 фильме трилогии, где сыграл хорошего персонажа, для 3 фильма ему нужно было существенно перевоплотиться. Леоне остался доволен игрой и сказал:
«Его взгляд прожигает дыры сквозь экран».
На роль Туко Серджио искал актера с комедийным дарованием и чаплиновским обаянием. На эту роль идеально подходил Илай Уоллак, но сам актер изначально отказался играть латиноса и скептически отнесся к жанру «спагетти-вестерн», сравнив его с «гавайской пиццей». Но посмотрев отрывок одной из частей трилогии, согласился.
В качестве примеров кадров актеров взяла их глаза из финального напряженного поединка. Только посмотрите на взгляды, мимику, эмоции!
15.Завершая анализ визуальных, сценарных, операторских, режиссерских и других приемов фильма, нужно упомянуть о морали. Здесь нет четко положительных и отрицательных героев, каждый из них имеет черты хорошего героя и злодея. Злой стал третьим игроком вестерна наряду с хорошим и плохим, которые противостояли друг другу в картинах ранее. Более того, характеристики героев в виде описательных прилагательных перешли в форму существительных и были вынесены в заголовок.
Вестерн - сборный жанр. Он может включать в себя элементы комедии, которые здесь также присутствуют в фразах, едких и саркастических выражениях, отдельных сценах и игре Туко, который ехал под розовым зонтиком, пока Блондин тащился по пустыне под палящим солнцем, и мыл ноги в питьевой воде, когда тот изнывал от жажды. Комичные сцены заставят вас улыбнуться: собирать линию динамита и одновременно курить сигару, мыться в ванне с пеной и держать наготове револьвер, идти по следу, но выкуривать с наслаждением сигару. И таких нюансов и деталей можно и нужно заметить, чтобы проникнуться духом Дикого Запада, авантюризмом героев, атмосферой вокруг и условиями, в которых люди ставили свою жизнь ради мешка с золотом или накидывали петлю на шею в ожидании меткого выстрела по веревке.
Что добавим к разбору фильма?
***
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.